Лаборатория экологического образования МОУ СОШ п. Нагорный
Нерчинский отдел Русского Географического общества
Нерчинский краеведческий музей
Нерчинский клуб краеведов
Сетевой Интернет-проект
Практикоориентированное экологическое образование
«НАШ АМУР»
Весна – лето 2009 г.
Уважаемые коллеги!
Лаборатория экологического образования МОУ СОШ п. Нагорный (руководитель Шайдурова Н.В., научный консультант Филинов А.В. к.п.н.) Нерчинского района Забайкальского края совместно с Байкальским информационным центром «Грань» начинает реализацию сетевого проекта по практикоориентированному экологическому образованию «Наш Амур» (Байкальский информационный центр «Грань» – общественная организация республики Бурятия, ориентированная на эколого-образовательную деятельность). Вам предлагается провести наблюдения за водными объектами, выполнить практические задания за период весна – лето 2009 г., связанные с фенологией.
Блок 1. Традиционные знания о воде
Сроки: сентябрь 2009 г.
- Выберите водоем для исследования.
- Проведите опрос местных жителей и старожилов об истории водоема:
- возраст водоема;
- происхождение названия;
- какое значение имеет водоем в жизни вашего населенного пункта;
- какие традиции, обычаи, обряды связаны с водоемом;
- опишите сказки, легенды, приметы, предания, касающиеся выбранного вами
водоема;
- обратитесь к литературным, научным и другим изданиям с целью сопоставления полученных в ходе опроса данных и получения нового материала;
- проанализируйте полученные данные и изложите их в виде статьи, подобрав к ней оригинальное название, и отправьте нам до 30 сентября 2009 г.
Блок 2. Вода и четыре времени года. Весна
План
№ |
Действия |
Срок |
2 |
Вода и четыре времени года |
|
2.1 |
ВЕСНА |
|
2.1.1 |
Выбор фенологического маршрута |
февраль |
2.1.2 |
Ведение фенологических наблюдений в течение весны по разделам: Гидрометеорологические наблюдения; Наблюдения за животными; наблюдения за растениями. Заполнение фенологического календаря. |
До 31 мая |
2.1.3 |
Предоставление полученных фенологических наблюдений в дневнике (см. Дневник фенологических наблюдений. Весна.) в МОУ СОШ п. Нагорный |
До 10 июня |
2.1.4 |
Обработка полученных данных и оформление на бумажных носителях иллюстрированного календаря природы по разделу «Весна–2009» в школах |
Май 2009 г. |
2.1.5 |
Презентация полученных данных в виде электронного календаря |
Июнь 2009 г. |
- Организация фенологических наблюдений требует выбора маршрута. Важно, чтобы маршрут проходил в местах не очень удаленных от населенного пункта (1–1.5 км.), охватывал как можно больше объектов наблюдения (см. Дневник…), особенно растений.
- Маршрут должен быть проложен у реки, т.к. необходимо проводить наблюдения за её жизнью.
- Периодичность наблюдений зависит от интенсивности и скорости процессов (интервал наблюдений через 3, 2, 1 день.)
Блок 3. Качество воды
План
№ |
Действия |
Срок |
3. |
Качество воды |
Февраль – август 2009 г. |
3.1 |
Значение воды в жизни людей |
|
3.1.1 |
Составление карты поселка с нанесением местного водоема |
Май 2009 г. |
3.1.2 |
Изучение основных направлений использования водоема |
Март 2009 г. |
3.1.3 |
Выявление основных источников загрязнения водоема с нанесением их на карту |
Апрель 2009 г. |
3.2 |
Исследования по определению качества воды |
|
3.2.1 |
Определение качества воды исследуемого водоема по следующим параметрам: запах, цвет, мутность, прозрачность |
До 31 июня 2009 г. |
3.2.2 |
Предоставление в МОУ СОШ п. Нагорный полученных данных по качеству воды |
До 31 июня 2009 г. |
3.2.3 |
Оформление на бумажных носителях собранного материала в школе |
Май – июнь 2009 г. |
3.3 |
Практические природоохранные акции на берегу водоема |
|
3.3.1 |
Вовлечение органов местного самоуправления, экологических организаций, населения в практическую деятельность |
Март – апрель 2009 г. |
3.3.2 |
Укрепление берегов водоема |
Май 2009 г. |
3.3.3 |
Очистка и благоустройство туристических стоянок, священных мест |
Июнь – июль 2009 г. |
3.3.4 |
Отражение проделанной работы в СМИ |
До 31 августа |
Блок 4. Вода и четыре времени года. Лето
План
№ |
Действия |
Срок |
4.4 |
Лето |
|
4.4.1 |
Ведение фенологических наблюдений в течение лета по разделам: Гидрометеорологические наблюдения; Наблюдения за растениями; Наблюдения за животными. Заполнение фенологического календаря |
Июнь – август 2009 г. |
4.4.2 |
Изучение жизни в воде: растения над водой; животный мир водоема; определение эндемичных видов флоры и фауны |
Июнь – июль 2009 г. |
4.4.3 |
Предоставление в МОУ СОШ п. Нагорный полученных фенологических наблюдений |
До 31 августа 2009 г. |
4.4.4
|
Обработка полученных данных и оформление на бумажных носителях в школах иллюстрированного календаря природы по разделу «Лето–2009» |
Сентябрь 2009 г. |
4.4.5 |
Презентация полученных данных в виде электронного календаря |
Сентябрь 2009 г. |
Примечание: объектами изучения школьников могут быть не только крупные реки бассейна Амура Онон, Шилка, Аргунь, Ингода, но и их притоки, а также озера.
Адрес школы, куда будут высланы ваши наблюдения: 673416, Забайкальский край, Нерчинский район, п. Нагорный, пер. Школьный, 1. Филинову А.В. с пометкой «Наш Амур», e-mail: school_nagorny@mail.ru
Лучшие работы будут отмечены дипломами и грамотами.
Желаем успехов!
|