Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Региональные экологические акции как перспективная форма организации экологического образования Е.А. Игумнова Любовь к Родине начинается с восхищения красотой Воспитание экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является одним из ключевых условий решения экологических проблем и устойчивого развития общества. Нами экологическая культура рассматривается как социальная адаптация человека к современным быстро меняющимся социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает формирование признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде. Миссия экологического образования – обеспечить идеологическую основу выживания человечества и сохранения природы на планете Земля. Нами был разработан Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ, нормативно-правовой статус этого документа закреплён решением заседания коллегии Комитета образования в 2002 году. Реализация данного стандарта в школах региона призвана помочь воспитанию экологической культуры учащихся – это, по сути, его генеральная цель. Данное качество личности связано с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой. Выделяем следующие компоненты экологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический. Идеологическим ориентиром при интеграции Регионального образовательного стандарта по экологии в педагогический процесс школы и в процессе организации систематической работы по экологическому образованию может стать образ выпускника средней школы.
В организации экологического образования нами делается акцент на его огромный потенциал в воспитании социально активной, граждански мыслящей личности, патриота своего края и России. Понимая судьбоносную роль экологической культуры для человечества, особо остановимся на проблеме воспитания экологической культуры как части патриотического образования. Цель патриотического воспитания: привитие преданности и любви к своему Отечеству, своему народу и природе. Патриотизм включает в себя:
Для России экологическое образование призвано сыграть решающую роль в становлении её будущего. Ведь Россия – это самая большая страна в мире, которая славится природными богатствами. В геополитическом контексте Россия – мост между Европой и Азией. И в тоже время – это страна парадоксов. Имея богатые природные ресурсы, на мировой арене наша страна рассматривается в первую очередь как сырьевой ресурс. Для России идеологией для патриотического воспитания, по нашему мнению, должна стать идеология сохранения родной страны с её богатым природным и культурным разнообразием. И тогда на мировой арене страна будет иметь статус не только богатого мирового природного ресурса. Необходимость организации экологического образования как приоритетного направления государственной образовательной политики в Забайкальском крае актуализируется следующими факторами:
Работа по воспитанию экологической культуры учащихся невозможна без целенаправленной региональной экологической политики, опирающейся на тесное взаимодействие учителей, организаторов-управленцев, учёных, специалистов-экологов и широкой экологической общественности. За последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в организации систематической работы по экологическому образованию в школах региона: в части школ на практике реализуется Региональный образовательный стандарт по экологии, ведётся курс «Региональная экология» по разработанному к нему учебнику [1], в начальных классах изучается книга для чтения «Родное Забайкалье» [3], а также ряда других изданий, направленных на обеспечение регионального компонента экологического образования. Даже первые шаги по реализации этих проектов позволяют утверждать их востребованность современной школой, готовность педагогов заниматься экологическим образованием как важной составной части воспитания гражданственности и патриотизма. Актуально дальнейшее развитие педагогического проекта по введению курса «Региональная экология», имеющего в настоящее время статус регио-нального эксперимента по апробации учебника в сорока двух школах Забай-кальского края (2007 – 2009 гг.). Данный проект с самого начала создавался как проект, имеющий весомую социальную, гражданскую направленность. На федеральном уровне в 2008 г. Президентом Российской Федерации был поставлен вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ эко-логических знаний [4]. Однако, наряду с этим, современная школа нуждается в наполнении со-держания регионального образования рядом проектов, носящих характер массовых социально значимых акций регионального уровня. Предлагаемые нами проекты могут иметь характер краткосрочных краевых программ, обязательных для всех школ региона и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года. Особо подчеркнём, что речь идёт не о мероприятиях, которые были бы сводимы к обычным школьным «субботникам», «трудовым десантам» и т.д. Подобные программы могут быть успешно реализованы лишь через социально значимые, по сути, идеологические мероприятия, не сводимые к широко распространённой, и в большинстве случаев, абсолютно порочной, практике принуждения детей к уборке опасного в санитарно-гигиеническом отношении мусора, зачастую оставленного взрослыми. Идея о проведении краткосрочной региональной экологической акции в образовательных учреждениях Забайкальского края воплотилась в акции «Охранять природу – значит любить Родину». Для проведения акции предложена дата 22 апреля, так как именно в этот день в мире отмечается Международный День Земли. Названием предложенной нами акции стали слова известного писателя М. Пришвина. Мы как инициаторы акции особо подчёркиваем, что воспитание экологической культуры взаимосвязано с патриотическим воспитанием, способствует становлению ответственного гражданина с активной жизненной позицией и готовностью к совершению осознанных социально значимых и экологически грамотных поступков.
Региональная экологическая акция «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ» (далее Региональная экологическая акция) – это комплекс воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, проводимых ежегодно 22 апреля. Целью проводимых мероприятий является воспитание экологической культуры и патриотизма у детей и учащейся молодежи как фактора сохранения уникальной природы и культуры Забайкалья, обеспечения экологической безопасности личности и общества в целом. Основные задачи Региональной экологической акции:
Участниками Региональной экологической акции являются дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и другие организации в сфере просвещения и охраны природы. Региональная экологическая акция проводится в каждом образовательном учреждении Забайкальского края 22 апреля. Образовательное или природоохранное учреждение планирует мероприятия самостоятельно, по-своему выстраивает концепцию и пути её реализации. Формы проведения мероприятий Региональной экологической акции зависят от реальных условий. Могут быть проведены:
Основные мероприятия, которые пройдут 22 апреля, желательно сопроводить мероприятиями-«спутниками», проводимыми накануне:
Для успешного проведения Региональной экологической акции и положительного резонанса в обществе необходимо взаимодействие образовательных учреждений с широким кругом общественности: местной администрацией, государственными природными заповедниками, Забайкальским ботаническим садом, Читинским городским зоопарком, музеями, библиотеками, общественными экологическими организациями и др. Во время подготовки к проведению актуальным является создание в каждом образовательном учреждении оргкомитета по проведению акции из представителей администрации, педагогов, учащихся, родителей и других субъектов образовательного процесса. Важно провести подготовительную работу коллектива образовательного учреждения по установлению взаимодействия с социальными партнёрами и СМИ. После проведения акции в образовательном учреждении подводятся итоги по её эффективности, оформляются наглядные и методические материалы. Для разработки мероприятий Региональной экологической акции реко-мендуется использовать материалы сайта Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края http://www.industry.chita.ru и сайта «Забайкалье великолепно (Биоразнообразие региона в фотографиях»), размещённого по следующему адресу: http://www.nature.zabspu.ru.
|
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |