Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Международный День Земли, гражданское общество и
региональная экологическая акция

О.В. Корсун

Особенность Международного Дня Земли (22 апреля) состоит в том, что это один из подлинно общепланетных праздников, который объединяет сотни миллионов людей, живущих практически во всех странах мира. Родившись почти 4 десятилетия назад как одна из многочисленных общественных инициатив, День Земли эволюционировал в особую дату, значимую для всего человечества и признаваемую в качестве таковой практически любым из информированных и неравнодушных граждан.

Трудно найти праздник политически менее ангажированный и при этом настолько социально значимый; праздник, лишённый национальной окраски и способный объединить общей идеей жителей всех стран. И даже там, где (как, например, в США) этот День стал национальным праздником, это не вызывает какого либо отторжения у граждан других государств. Скорее вызывает здоровую зависть.

Не вызывает сомнений, что общегосударственный статус Дня Земли в России – его неизбежное будущее. Можно спорить о том, насколько близкое или отдалённое, но точно несомненное. Мотивация этого достаточно проста: экологические проблемы общие для всего человечества, и их влияние на его судьбы будет стремительно возрастать, независимо от степени оптимистично-сти любого из футурологических сценариев. В условиях многополярности экологических угроз ни одно, даже самое тоталитарное, государство не сможет взять на себя единоличную ответственность за их предотвращение. В этой работе оно неизбежно должно будет опираться на потенциал простых граждан, потенциал гражданского общества. И благо того государства, которому будет на что опереться. Можно даже сделать достаточно смелый вывод о том, что неизбежная (хотя в нашем представлении и недостаточно быстрая) экологизация сознания граждан служит одним из залогов и стимулов демократизации общества.

Пока этот праздник в нашей стране малозаметен. Опрос 24 студентов заочного отделения ЗабГГПУ – будущих учителей биологии – показал, что только один из них смог дать правильный ответ на вопрос о международном празднике, приходящемся на 22 апреля. А ведь День Земли – общественная инициатива, имеющая прекрасные шансы укрепиться на российской почве. Не случайно, говоря в этот день о Земле, мы поднимаем несколько важных смысловых пластов. Для нас Земля – это планета, общий дом для всего человечества. Одновременно, за этим понятием человек может видеть и малую родину – место, где он живёт. В русском языке землёй мы называем и земную поверхность, почву, одну из важнейших сред жизни.

Какие гражданские действия предпринимаются в этот день в мире? Лю-бые из тех, которые способны привлечь внимание людей к проблемам экологии нашей планеты. Конференции и выставки, уборка территории и посадка деревьев, закрытие автомобильного движения на центральных улицах крупных городов и экскурсии в национальные парки…

Важно, чтобы организующие такие действия люди понимали, что это не просто рутинные мероприятия, связанные с усвоением неких знаний в рамках экологической науки. Говорить здесь следует не о том, какие бывают экосистемы. День Земли – это социально значимая дата, нацеленная на сохранение природы нашей планеты и человека как составной её части; день социально-экологических действий. По большому счёту, в XXI веке по массовости этого события в государстве должна мериться степень социальной зрелости общества.

Опыт многих стран показывает, что празднование Дня Земли может быстро стать уважаемой общественной традицией. Российские граждане и организации, в том числе (а, может быть, и в первую очередь) образовательные учреждения, здесь также не исключение. Показательно, что учителя многих школ самостоятельно и независимо друг от друга выбирают 22 апреля для организации различных экологических акций. Государству важно лишь поддержать эти ростки гражданственности.

Правда, специфика российского общества, сохранившего следы тоталитаризма в виде традиционного принуждения и привычной нищеты системы образования, может сыграть весьма злую шутку над благой идеей. Достаточно лишь превратить День Земли в событие, которое школьники будут ненавидеть. Например, 22 апреля заставьте детей собирать разбросанный кем-то мусор. Такие мероприятия, уродливо отнесённые к трудовому воспитанию, – не редкость в наших образовательных учреждениях. Я не против «мусорных» акций, когда есть реальная убеждённость детей в том, что они делают правильное и нужное дело. Но чаще мы просто эксплуатируем подневольный детский труд, потому что кто-то сэкономил на дворнике или этот дворник в очередной раз плохо убрался. Педагогический эффект от таких мероприятий зачастую не просто нулевой, а явно отрицательный. Оценить его довольно легко. После очередной чистки мусора достаточно провести среди детей анонимное анкетирование по по-воду их отношения к ней. Соотношение положительных и отрицательных ответов и станет критерием педагогической эффективности мероприятия.

Как же забайкальская (и любая другая) школа может провести День Земли? Вероятно, тематику и содержание его мероприятий проще всего определить, опираясь на то, что больше волнует детей (и/или их родителей). Можно составить рейтинг проблем, используя стандартное анкетирование. Например, предложить выделить три наиболее значимые для анкетируемого экологические проблемы. Другой возможный вариант – предложить назвать те проблемы, о которых школьник хотел бы узнать побольше. Список проблем может иметь следующий вид.

  1. Лесные и/или степные пожары (в зависимости от преобладающих в Вашей местности ландшафтов).
  2. Замусоривание территории.
  3. Браконьерство.
  4. Вырубка лесов.
  5. Загрязнение воды.
  6. Слабое озеленение населённого пункта, отсутствие парков и скверов.
  7. Безопасность продуктов питания.
  8. Вымирание видов растений и животных.
  9. Загрязнение воздуха.
  10. Глобальное изменение климата.
  11. Нехватка водных ресурсов во многих регионах мира.
  12. Опустынивание.
  13. Распространение в обществе курения и других вредных привычек.
  14. Другое (по Вашему выбору).

Результаты такого анкетирования могут существенно различаться в разных школах и даже классах. Например, упомянутые выше студенты-биологи ЗабГГПУ (будущие дипломированные учителя) расставили рейтинги приоритетов следующим образом. Первое место (58% всех отвечавших) заняла угроза лесных и/или степных пожаров (напомню, что каждый анкетируемый мог выбрать по 3 проблемы). За ней с небольшим отрывом (54 и 50% соответственно) следовали проблемы вырубки лесов и вымирания видов растений и животных.

Конечно же, результаты подобного анкетирования не должны быть для учителя истиной в последней инстанции. Есть приоритеты и предпочтения са-мого педагога, школы, общественности. Но анкета, кроме всего прочего, есть один из инструментов, позволяющих ученику задуматься о серьёзных проблемах окружающего мира. Неслучайное смешение в списке локальных и глобальных проблем также может дать любопытную информацию о приоритетах опрашиваемой аудитории.

Ещё более многогранны формы проведения мероприятий, посвящённых Дню Земли. Список их может ограничиваться лишь фантазией, способностями и предпочтениями педагогов и, в известной степени, учащихся. Весьма краткое перечисление этих мероприятий будет включать:

  • экскурсии с экологической направленностью;
  • викторины, КВН;
  • встречи с экологами, медиками, климатологами, энергетиками, специали-стами водного хозяйства, пожарными, краеведами, писателями, чиновниками, депутатами и другими специалистами, способными квалифицированно говорить об экологических проблемах;
  • встречи со старожилами, способными рассказать школьникам о народных традициях рационального природопользования;
  • выставки экологических рисунков, фотографий, видеофильмов, поделок и т.д.;
  • конкурсы стенных газет, экологических листовок (особенно за пределами школы);
  • концерты, выступления экологических агитбригад (также, в первую очередь, за пределами школы);
  • акции по созданию школьных экологических троп, школьных заказников, обустройству памятников природы.

Единственный приоритет, который, безусловно, должен сопровождать любые наши действия при проведении экологической акции – развитие граж-данственности через стимулирование душевного неравнодушия, ответственности, умения уважать как собственные, так и чужие интересы, патриотизма, доброжелательности, толерантности, трудолюбия. Но в этом состоит и ежедневная задача любого учителя, задача не на один день в году.

Экологическая акция здесь – лишь один из значимых инструментов для развития у наших учеников чувства сопричастности миру, готовности сохра-нять и защищать его, демонстрируя при этом гражданскую позицию. Для экологического образования, социально ориентированного по своей сути, великолепно подходят процитированные не так давно Президентом России слова П.А. Столыпина «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и когда задача эта будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси».


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011