Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Занятие для учащихся 8–9 классов на тему:
«Здоровье человека и окружающая среда»

Е.В. Бутько

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 8–9 классов, опирается на следующие базовые образовательные дисциплины: «География России» (8 класс), «Анатомия и физиология человека» (8 класс), «Химия» (8–9 класс). Благодаря изучению географии учащиеся владеют знаниями о природных условиях как факторах формирования населения и хозяйства своей страны и региона, о многообразии видов производственной деятельности, загрязняющей окружающую среду. Курс «Анатомия и физиология человека» создаёт фундамент для понимания патологического изменения физиологических реакций человеческого организма под влиянием загрязняющих веществ. Курс химии обеспечивает знание химического состава этих веществ и их превращений в результате химических реакций. Таким образом, учащиеся 8–9 классов вполне готовы к восприятию и освоению данного материала.

Примерно за две недели до занятия в кабинете биологии вывешиваются вопросы и список рекомендуемой литературы. За несколько дней до семинара целесообразно во внеурочное время провести консультации с просмотром подобранного материала, подготовленных докладов, планов выступлений. Условием успеха семинара является участие в его работе всех учащихся. Для этого основные доклады должны быть краткими (4–6 мин), а учащиеся, не выступающие с докладами, должны либо подготовить содоклады, либо выступить на семинаре с рецензиями или комментариями к сообщениям.

Цель: изучить влияние экологических и природно-климатических условий Забайкальского края на здоровье населения; раскрыть взаимосвязь загрязнения среды и здоровья человека.

Задачи:

  1. Определить понятие «здоровье». Оценить состояние своего здоровья. Выявить степень влияния различных факторов на здоровье человека.
  2. Сформировать представление о влиянии условий окружающей среды на здоровье человека.
  3. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Забайкалья, влияющими на здоровье человека.
  4. Познакомить учащихся с основными видами загрязнителей атмосферы; дать представление о механизмах воздействия загрязнителей на атмосферу; познакомить учащихся с воздействием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия в условиях Забайкалья.
  5. Определить зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории.
  6. Ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды.
  7. Выделить пути профилактики и повышения адаптационных возможностей организма человека по преодолению факторов риска окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся получают дополнительную информацию о состоянии окружающей среды в Забайкальском крае;
  • учащиеся учатся оперировать экологическими понятиями, ориентироваться в многообразии связей и зависимостей между человеком и средой;
  • у учащихся формируется стремление к здоровому образу жизни, сознательное и уважительное отношение к своему здоровью и всему живому как величайшей ценности.
План занятия
1. Вступление (тема, цель, эпиграф).
2. Определение понятия «здоровье», состояния своего здоровья (игра, практическая работа).
3. Факторы здоровья (беседа).
4. Здоровье как процесс приспособления организма к условиям окружающей среды.
5. Природно-климатические условия Забайкалья и здоровье:
- атмосферный воздух и здоровье (доклады учащихся);
- геохимические влияния на здоровье человека (доклады учащихся).
6. Вывод (домашнее задание).

Ключевые понятия: здоровье, факторы здоровья, здоровый образ жизни, окружающая среда, адаптация, эндоэкология, природно-климатические факторы, загрязнение, эндемичные заболевания.


Ход мероприятия

Хорошее состояние здоровья зависит от социального, экологического и духовного развития, а также здоровой окружающей среды.

«Повестка дня на XXI век»


Вступление

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! «Здравствуйте!» говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья. Организм нам даётся один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нём. Но, порой заботясь о себе, об удовлетворении своих запросов, люди мало заботятся о сохранении самой природы – дома, в которых они живут, часто наносят вред природе и в результате люди вредят самим себе, своему здоровью.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём и создаём. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Плохая вода, недостаток зелени, шум, выхлопные газы, дым – всё это крайне негативно сказывается на здоровье человека. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Поэтому прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде (Прочитать эпиграф).

Сегодня у нас занятие на тему: «Здоровье человека и окружающая среда». Цель нашего занятия – изучить влияние природно-климатических условий Забайкальского края и природно-антропогенных систем на здоровье населения. В нашем регионе степень зависимости природы от человека и человека от природы необыкновенно высока. Но, прежде чем, рассмотреть влияние экологических факторов нашего региона на здоровье человека, мы должны выяснить, что же такое здоровье, научимся определять состояние своего здоровья, узнаем степень влияния различных факторов на здоровье человека.


Игра «Ромашка»

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, которую надо продолжить.

  1. В здоровом теле, (здоровый дух).
  2. Голову держи в холоде, (а ноги в тепле).
  3. Заболел живот, держи (закрытым рот).
  4. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит).
  5. Землю сушит зной, человека (болезни).
  6. К слабому и болезнь (пристаёт).
  7. Поработал, (отдохни).
  8. Любящий чистоту – (будет здоровым).

Учитель:

- Вы видите, что о здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
- Так что же такое «здоровье»?

Существует множество определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Учащиеся высказываются на тему: Здоровый человек – это...

Определение состояния своего здоровья

Учитель: В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмём две наиболее простые из них.

Методика 1 (шуточная викторина)

Вопросы:

1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).

2. Жвачка сохраняет зубы (нет).

3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).

4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).

5. Бананы поднимают настроение (да).

6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).

7. Есть безвредные наркотики (нет).

8. Отказаться от курения легко (нет).

9. Молоко полезнее йогурта (нет).

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).

11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).

12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).

13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).

14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).

15. Ребёнку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Более 10 правильных ответов – отличный результат. Остальные участники, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.

Методика 2 (научная)

Учитель: Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нём задуматься:

- Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья (зелёный жетон)
- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (синий жетон)

Вывод: проанализируйте размер своего здоровья, сдайте жетон соответствующего цвета и сделайте выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).

- Что же мешает быть здоровым?
- Что может повлиять на состояние здоровья?

Учитель: Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учёные провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно показать в виде формулы здоровья.

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + (20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

(Материалы методик использованы с сайта фестиваля педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru [4])

– Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).

Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая его физическое, душевное и социальное благополучие в окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.


Здоровье как процесс приспособления организма к условиям окружающей среды

Учитель: Итак, здоровье следует рассматривать как динамический процесс адаптации к социальной и внешней среде, а основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

В биологии процесс адаптации – это эволюционно возникшее приспособление строения и функций организма к условиям существования. В ходе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания. Значение адаптации связано с сохранением биологического гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). В поддержании гомеостаза участвуют гормональная регуляция, система иммунитета, терморегуляция, изменения в поведении и другие механизмы [5].

Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. Более двух тысяч лет назад великий врач древности Гиппократ (около 460–370 до н.э.) не только описал влияние климата, воды, рельефа и времён года на здоровье жителей различных местностей, но и дал сравнительное антропологическое описание народов, живущих на европейском, африканском и азиатском берегах Средиземного моря. В его трудах содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. В XVII веке появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей [4].

Таким образом, население, проживающее в определенных природно-климатических условиях, адаптировано к окружающей среде. В современных же условиях человек адаптируется не столько к природным условиям, сколько к созданным же человеком отрицательным факторам. Изменение условий окружающей среды: повышение радиоактивности, химические загрязнения, миграция – вызывает напряжение адаптационных механизмов, которое может привести к развитию заболеваний и даже к гибели организма. Адаптационные системы организма оказались беззащитными перед новыми видами биологической агрессии. Трагедия экологии переросла в трагедию эндоэкологии (приставка «эндо» означает «внутри организма»). Загрязнения внешней среды привело к загрязнению среды внутренней. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, хроническая экологически обусловленная интоксикация нарушает и нашу психику. Произошло нарушение равновесия в системе «человек-окружающая среда». В результате чего развились экологиче¬ски обусловленные заболевания, и расширился их диапазон.

Норма здоровья – равновесие со средой обитания, нарушение гомеостаза приводит к развитию болезни. Болезнь возникает в пределах конкретной экологической системы, поэтому для выяснения причин ее возникновения необходимо учитывать особенности среды обитания.

Таким образом, заболеваемость населения – это в первую очередь показатель экологического состояния окружающей среды. Поэтому исследование влияния окружающей среды на здоровье человека даёт возможность получения наиболее полной информации об условиях появления болезней, связанных с экологической ситуацией на региональном уровне [1].

Природно-климатические условия Забайкалья и здоровье

Учитель: Для территории нашего региона характерны резкоконтрастные природные условия для существования всей биоты, включая человека. В Забайкалье по этой причине наблюдается сильное воздействие на человеческий организм неблагоприятных экстремальных факторов, вызывающих адаптационные реакции и патологические процессы. Поэтому проблемы взаимодействия природы и человека здесь приобретают особую остроту.

Наибольшее влияние на здоровье человека в Забайкалье могут оказывать следующие природно-климатические факторы: резко континентальный климат, длительность холодного периода, преобладание горного рельефа и др. Все это способствует формированию малоустойчивых природных систем, что создаёт предрасположенность к загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв. Так, горно-котловинный рельеф влияет на формирование климата. В глубокие котловины из-за закрытости горизонта горами солнечная радиация поступает несколько меньше. Кроме того, в них возникают температурные инверсии, которые способствуют образованию туманов, смогов. При антициклональном состоянии атмосферы возникают очаги повышенного загрязнения, поскольку котловины – наиболее освоенные участки региона, создающие неблагоприятные условия для здоровья населения [1].

Таким образом, к наиболее острым экологическим проблемам нашего региона, определяющих негативную динамику здоровья населения, следует отнести загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных населённых пунктах Забайкалья. Поэтому, мы более подробно остановимся на рассмотрении природно-климатических и антропогенных факторах нашего региона, способствующих наличию высокого потенциала загрязнения атмосферы.

Почему и как наша атмосфера загрязняется? Что можно предпринять для уменьшения загрязнения атмосферы? Обратимся с этими вопросами к экологам, которые занимаются изучением этих проблем.

Сообщения учащихся по теме: «Атмосферный воздух и здоровье». Для докладов используется материал учебника Региональная экология: глава 2; §3-5, §7 [3].

- Особенности атмосферных процессов в Забайкалье;
- Загрязнение атмосферного воздуха на территории Забайкалья как угроза здоровью населения;
- Токсическое действие загрязняющих веществ;
- Источники атмосферного загрязнения на территории Забайкальского края.

Учитель: Итак, мы прослушали доклады о влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека. А теперь давайте вместе подумает, и определим основные меры, которые необходимо использовать для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе и в нашем городе (районе).

(Ответы учащихся, содоклады)

Учитель: Современный человек проводит в жилых и общественных помещениях от 50 до 85% суточного времени. А в зданиях формируется особая воздушная среда и, совершенно отличная от атмосферного воздуха, композиция химических веществ.

Перечислите и охарактеризуйте основные источники загрязнения воздушной среды жилых и общественных помещений? (Ответы учащихся).

Учитель: Зная особенности климата, рельефа, а также влияние хозяйственной деятельности на загрязнение воздуха в нашем регионе, какие рекомендации и советы по сохранению и укреплению своего здоровья вы можете предложить? Каковы причины широкого распространения болезней органов дыхания среди жителей Забайкалья? (Ответы учащихся).

Итак, самый чистый и полезный для здоровья воздух можно найти на берегах водоёмов, в лесах и горах. Там он содержит большое количество отрицательно заряженных ионов, облегчающих усвоение кислорода. Кислород, озон, фитонциды и других ценные для организма компоненты придают воздуху целебные свойства и составляют основу климатотерапии. Поэтому, при любой возможности человеку, особенно жителю города, полезно свободное время проводить на природе: в сосновых лесах, на берегу озёр и рек, на даче. Озеленяйте свой дом, выращивайте больше растений. Они поглощают вещества, загрязняющие воздух в помещениях.

На здоровье человека оказывают влияние геохимический состав почвы и воды Избыток, недостаток или дисбаланс микроэлементов вызывают эндемические (от греческого endemos — местный) заболевания. Забайкалье относится к регионам со следующими эндемическими заболеваниями: кариесом, флюороз, эндемическим зобом, уровской болезнью, болезнью Кешана.

– Известны ли вам названия этих болезней? Что вы знаете о причинах возникновения каждой из этих болезней? В каких районах Забайкалья особенно распространены некоторые из этих болезней и почему? Эти вопросы мы разберём на следующем занятии.


Итог урока. Сегодня мы обсудили важные вопросы о влиянии экологического состояния окружающей среды на здоровье человека в условиях Забайкалья, подробно остановились на проблеме загрязнения воздуха и его влияния на здоровье местных жителей. Определили меры по уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду. Узнали причины широкого распространения среди жителей Забайкалья определенных видов заболеваний, определили возможные пути их профилактики. Забайкальский край относится к числу экологически неблагоприятных регионов России. Неудовлетворительная экологическая обстановка в крае отражается на здоровье населения.

Приспосабливаясь к природно-климатических условиях Забайкалья, человек смог пережить различные колебания климата и другие экстремальные факторы среды, но в современных условиях неумеренная хозяйственная деятельностью человека нарушает адаптационные реакции организма, тем самым способствует распространению заболеваний среди населения, вызванных в первую очередь загрязнением атмосферы. Не в наших силах изменить климат, рельеф, но в наших возможностях использовать меры, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В то же время, быстрая нормализации природных условий требует огромных усилий и колоссальных средств. Даже если такого рода деятельность будет осуществляться гораздо интенсивнее, чем до сих пор, наше и, как минимум, следующее поколение вынуждено существовать в токсичной среде. Тем не менее, не надо отчаиваться. Чтобы сохранить здоровье в суровых природно-климатических условиях нашего региона, способствующих загрязнению воздуха летучими отходами хозяйственной деятельности человека, нам, прежде всего, нужно внимательно отнестись к своему здоровью, соблюдать нормы здорового образа жизни. Ведь, мы знаем, что здоровье человека на 50% зависит от нашего образа жизни. Формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Важная роль принадлежит использованию физической тренировки, закаливанию, рациональному питанию и просто общению с природой.

Необходимо использовать оздоравливающие возможности как живой, так и неживой природы. Природа родного края предоставляет нам широкие возможности для оздоровления – на основе рекомендаций традиционной и нетрадиционной медицины, а также с учётом народных традиций оздоровления, проверенных в веках и поддержанных современной медициной. Кроме того, надо разумно и бережно пользоваться благами природы, не нарушая, не нанося непоправимого ущерба, помнить один из принципов экологии «Не навреди!»


Домашнее задание: подобрать методы оздоровления организма человека с использованием средств народной медицины и природных средств в условиях Забайкальского края.


Обобщение.

Здоровье человека зависит от природно-климатических условий окружающей среды. Необходимо знать эти условия, чтобы знать причины заболеваний. Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую природу, является причиной своих болезней. Здоровье природы и здоровье человека неразделимы.

Таким образом, окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью. Гибнет от загрязнения природа – гибнем от загрязнения и мы.

Если же мы будем стараться, как можно больше положительного сделать для окружающей среды, этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами известного эколога Б. Коммонера, что всё в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду.


Литература

  1. Агаджанян Н.А., Гомбоева Н.Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание. – Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – 152 с.
  2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2004.
  3. Горлачёв В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с.
  4. Пустовалова Е.Е. Классный час «Формула здоровья». Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок»: http: festival. 1september.ru.
  5. Экология (пособие для учителей Читинской области). – Чита, 1997. – 170 с.

Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011