Классный час для учащихся 3 класса «Природа в опасности!»
Т.И. Долженкова
Цели урока:
- углубить знания учащихся по экологическим проблемам;
- формировать у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- прививать любовь к чтению посредством ознакомления с новыми печатными источниками, имеющимися в школьной библиотеке.
Ожидаемые результаты: учащиеся могут высказать своё отношение к проблеме охраны лесов в нашем крае, предложить проекты плакатов на тему «Природа в опасности!».
Оформление: плакаты, детские рисунки, аудиозапись «Голоса птиц», выставка новых книг о природе (из школьной библиотеки).
Ход мероприятия
- Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живем?
- Удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Что же нас ждёт в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету. Эти вопросы мы сегодня обсудим, задумаемся, сделаем выводы.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу. Как свободно дышится. Здравствуй, природа! Здравствуйте, деревья, кустарники и цветы! Здравствуйте, птицы – воробьи и жаворонки! Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные, которых мы никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
С. Смирнов
Есть у С. Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя. (Высказывания детей).
И химик нашёл бы добрые слова о древесине, из которой на комбинате получают нитки, лаки, лекарства. И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.
А что бы ответил врач? (Высказывания детей).
А лесничий закончил бы стихами:
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Ребята, а что всего страшнее всего для леса? (Высказывания детей: пожар, мусор, рубка).
Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, никто не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли?
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И Отечество любим.
А. Яшин
(Дети рисуют плакаты в защиту природы).
Своими плакатами вы говорите: «Нет – разбою, нет – беспечности. Мы за природу, мы – дети природы!»
Иногда слышишь: «Человек – царь природы». Согласны ли вы с этим утверждением? (Высказывания детей).
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Кто поставил человека над природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного отношения к себе. К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько бы могли нам сказать.
Давайте пофантазируем, что сказали бы животные и растения человеку? (Высказывания детей).
Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдет? Что останется после них? (Высказывания детей).
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тюленя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди!
С. Куняев
Литература
- Торгашева Т. Растения // Начальная школа. – 2002. – №11.
- Парамонова М. Четвероногие друзья // 1 сентября. – 2007. – № 3.
- Кибирева А. Животные Красной книги // Начальная школа. – 2005. –№7.
- Малахова М. Экологический урок // Дни наук в начальной школе. – М., 2007.
|