Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Урок-конференция по теме: «Наша малая Родина»
К.А. Брылёва

Воспитательное мероприятие было проведено в 8 классе.

Цель: воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у учащихся представления о природе Забайкальского края и Петровск-Забайкальского района;
- повторить и обобщить знания, полученные учащимися на уроках географии и краеведения по данной теме;
- сформировать представление об экологической ситуации в регионе.

Развивающие:

- развивать у учащихся внимание, память, мышление, речь, воображение, интерес к родному краю.

Воспитывающие:

- формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к родному краю;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и положительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедиапрезентация, карта Забайкальского края, карта Петровск-Забайкальского района, картины с изображениями растений и животных, выставка книг (Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, книги Г. Граубина «Четырёхэтажная тайга», «Наша малая Родина» и др.).

Подготовка: учащимся заранее раздаются роли «учёных» (климатологов, гидрологов и т.д., даётся задание по подбору необходимого материала; столы в кабинете расставить буквой «П», на столах таблички («экологи», «гидрологи» и т.п.), на доске – карта Забайкальского края, карта Петровск-Забайкальского района и кроссворд; на экране – тема занятия).

Ключевые понятия: Забайкальский край, малая родина, экология.


План занятия
- Организационный момент.
- Сообщение темы, цели.
- Конференция.
- Инсценировка.
- Закрепление.
- Итог занятия. Вывод.
- Оценивание.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы проводим научную конференцию на тему «Наша малая Родина» (учащиеся записывают тему в тетрадь). Я – руководитель конференции, географ, буду раскрывать вопросы географического характера. Кроме меня, сегодня в классе присутствуют «учёные» различных отраслей науки: экологи, гидрологи, биологи, геологи, а ещё к нам в гости зашли музеевед из Музея Декабристов, и даже (!) бабушка-травница (напротив учащихся стоят таблички). А вы, уважаемые гости, слушайте внимательно, в конце конференции мы вместе с вами сделаем вывод.

2.Сообщение цели занятия.

Учитель: В этом году все мы с вами именинники. 1 марта 2008 г. произошло знаменательное событие – образование нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края. А из каких субъектов он образовался? (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ). И цель нашей конференции сегодня – дать полную физико-географическую характеристику Забайкальского края.

3. Конференция.

Учитель: Давайте прочитаем эпиграф (на экране) к нашему уроку: «Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину!» Это болгарская пословица. Как вы её понимаете? (Обсуждение эпиграфа с учащимися).

Учитель. Откройте атласы. (На доске карта России). Забайкальский край занимает юго-восток Сибири. На западе край граничит с Бурятией, на северо-западе – с Иркутской областью, на севере и северо-востоке – с Якутией, на востоке – с Амурской областью и Китаем и на юге – с Монголией и Китаем. Петровск-Забайкальский район находится в крайней западной части Забайкальского края, граничит с Хилокским районом на востоке, Красночикойским – на юге и Республикой Бурятией – на западе и севере. Районный центр – г. Петровск-Забайкальский, расположен в 413 км от Читы. Координаты города – 51° сш и 109°вд (учащиеся записывают в тетрадь). Это один из крупнейших районов в Забайкальском крае, его площадь – 8,7 тыс. км2. А теперь давайте послушаем других представителей научных кругов. Изучение природы мы всегда начинаем с рельефа.

Геолог (показывает по карте): Рельеф Забайкальского края очень сложный, расчленённый, выделяют Кодаро-Удоканскую, Муйскую, Становую, Хилок-Витимскую, Хэнтэй-Даурскую, Агинскую и Аргунскую структурно-формационные зоны (учащиеся следят по атласам).

Учитель: Рельеф Забайкальского края на самом деле очень сложный. Это отдельная тема. Мы к характеристике рельефа вернёмся на следующем уроке. А к Вам, уважаемый геолог, у нас вопрос: расскажите, пожалуйста, о рельефе нашего района.

Геолог (показывает по карте Забайкальского края): Рельеф нашего района среднегорный (800–900 м.). Хребты: Цаган-Дабан (на северо-западе), Заганский, Цаган-Хуртэй. В районе начинается самый длинный в Забайкальском крае хребет – Яблоновый. Его наибольшая высота на территории района – 1678 м (г. Кусотуй). Впадины: Малетинская и Тугнуйская. Полезные ископаемые: каменный и бурый уголь, железная руда, вольфрам (учащиеся работают по атласам).

Наш край – это один из старейших горнорудных регионов страны. Его сравнивают разве что с Уральским регионом. Здесь были найдены и отрабатывались первые российские месторождения свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, флюорита. Из свинцово-цинковых руд Приаргунья выплавлено первое отечественное серебро.

Учитель: Но об этом мы тоже подробнее узнаем на следующих уроках. Ну, а сейчас, прежде чем, мы будем говорить о климате, давайте послушаем отрывок из стихотворения Г. Граубина «Морозильник».

 
                 Мы в морозильнике живём –        
                 Мы так Сибирь свою зовём.          
                 В ней никому нетесно.                   
                 В ней очень интересно                   
                 Когда на улице мороз                     
                 И всё синё, как купорос,                
                 В замерзшие окошки                   
                 Мы смотрим на дорожки.      
                                                   Г. Граубин

Учитель: Почему Г. Граубин назвал наш край морозильником? (ответы учащихся).

Климатолог: Климат в нашем регионе резко континентальный, с недостаточным количеством осадков, холодной продолжительной зимой, относительно тёплым (иногда жарким) летом – сухим в первой половине и влажным – во второй, большими суточными и годовыми колебаниями температуры воздуха, короткими переходными (осень и весна) периодами.

Учитель: А почему у нас такой климат? Давайте вспомним факторы формирования климата (ответы учащихся).

Гидролог: Наш регион богат внутренними водами (показывает по карте реки Шилка, Аргунь, Хилок и др.). Самая крупная река в нашем Петровск-Забайкальском районе – Хилок. Её притоки – Унго, Малета, Тарбагатай, Баляга (в черте нашего города). Реки нашего района относятся к бассейну озера Байкал, поэтому, сохраняя чистоту наших малых речушек, мы сохраняем чистоту озера Байкал. Также много у нас мелких озёр: Каменное, Чёрное, Цаган-Нур и другие. Наши подземные источники отличаются качественной питьевой водой.

Биолог: Продолжим говорить о Петровск-Забайкальском районе. Мы живём в таежной природной зоне. Тайга у нас светлохвойная. Господствующая порода из хвойных деревьев – сосна, из лиственных – берёза. В нашем районе встречается такое уникальное дерево, как кедр – настоящее богатство наших краев.

Учитель: А чем так ценен кедр? (ответы учащихся).

Биолог: Много в нашей тайге ягод (брусника, голубика), грибов (рыжики, грузди), лекарственных растений.

Учитель: Сегодня к нам в гости зашла бабушка-травница, которая расскажет нам, почему наши леса называют «зелёной аптекой».

Травница: В нашей тайге можно найти лекарство от любых болезней. Уверена, что дикие ягоды гораздо полезнее, чем культурные. Черника полезна для зрения, голубика – для зрения и сердца, брусника помогает при высокой температуре. Листья черемши содержат витамин С. В 100 граммах черемши его столько же, что и в 1 килограмме лимонов. Из чаги (гриб, растущий на берёзе), получается вкусный чай, который укрепляет иммунитет. А какие лекарственные растения вы знаете? (ответы учащихся).

Биолог: Природные условия нашего района благоприятны для существования различных животных. Корм обилен и доступен (демонстрация картин с изображениями животных: лось, белка, волк, косуля и др.). Также в наших лесах много животных, занесённых в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (демонстрация Красной книги).

Ученик:

Манул
Внешность манула не обманула:
Он от рождения зол и сердит,
И потому исподлобья глядит.

(демонстрация картины с изображением кота- манула)


Ученик:

Даурский ёж
Даурский наш красавец – ёж,
На европейских не похож –
Стократ выносливее он,
Морозом нашим закалён.

(демонстрация картины с изображением даурского ежа)


Учитель: Итак, мы прослушали выступления наших «учёных» о природе края. А сейчас давайте послушаем эколога.

Эколог: Петровск-Забайкальский район находится в зоне бассейна озера Байкал, и от нас зависит чистота этого озера. Наш район очень богат лесом, водами. Вопрос состоит в том, как это сохранить. Экологических проблем в районе много: лесные пожары, рубка леса, сброс мусора в реки и др.


4. Инсценировка стихотворения Г. Граубина «Охотники».

- Что ты, охотник, принёс из тайги?
- Шкуру медведя, клыки кабарги.
- Ну, а ещё?
- Косача, глухаря.
- Значит, ты вёрсты отмеривал зря. Как твой товарищ?
- Вернулся пустым: всё любовался пейзажем лесным.
- Белку – смешно! – не стрелял – рисовал,
- Нюхал пионы, подснежники рвал,
- Щёлкал на пленку оленей и коз...
- Вот кто с охоты богатство принёс!

Учитель: Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за неё и братьев наших меньших – обязанность каждого гражданина нашей Родины).

Мы, учащиеся школ города, тоже вносим свой вклад в охрану окружающей среды. Ежегодно мы выходим под лозунгом: «Малым рекам – чистоту и заботу!» на очистку наших городских рек от мусора. Также мы устанавливаем экологические щиты вдоль рек. Ещё мы убираем мусор в лесной полосе вокруг города (демонстрация фотографий экологического десанта).

5. Закрепление.

Учитель: Итак, мы послушали всех «учёных», а теперь давайте вместе сделаем вывод, что же из себя представляет наша малая Родина (ответы учащихся).

6. Итог урока.

Оценивание учащихся, выступавших на конференции.

Учитель: Закончить нашу конференцию я хочу стихотворением Риммы Колесниковой из села Новопавловка:


Моя Родина – деревня,
Изумрудные леса,
Золочёные полянки,
Что уходят в небеса.



Литература

  1. Адресно-телефонный справочник «Петровск-Забайкальский-2002». – Рекламно-информационная группа «Проект», Чита, 2002.
  2. Атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 1997.
  3. География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2001.
  4. Гордон С.И., Кулаков В.С., Старчакова И.В., Новикова М.С. Региональный компонент образовательного стандарта по географии Читинской области. – Чита, 2003.
  5. Граубин Г.Р. Наша малая Родина. – Чита: Экспресс-изд-во, 2004.
  6. Граубин Г.Р. Четырехэтажная тайга. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во.
  7. Информационный бюллетень «Родник»: Петровск-Забайкальский экологический центр, №13, 2003.
  8. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита: Поиск, 1997.
  9. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4-х томах. Тома II (2004), III (2006). – Новосибирск, Наука.

Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011