Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
К.А. Брылёва Воспитательное мероприятие было проведено в 8 классе. Цель: воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма. Задачи: Образовательные: - формировать у учащихся представления о природе Забайкальского края и Петровск-Забайкальского района;- повторить и обобщить знания, полученные учащимися на уроках географии и краеведения по данной теме; - сформировать представление об экологической ситуации в регионе. Развивающие: - развивать у учащихся внимание, память, мышление, речь, воображение, интерес к родному краю.Воспитывающие: - формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к родному краю;- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и положительное отношение к окружающим людям. Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедиапрезентация, карта Забайкальского края, карта Петровск-Забайкальского района, картины с изображениями растений и животных, выставка книг (Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, книги Г. Граубина «Четырёхэтажная тайга», «Наша малая Родина» и др.). Подготовка: учащимся заранее раздаются роли «учёных» (климатологов, гидрологов и т.д., даётся задание по подбору необходимого материала; столы в кабинете расставить буквой «П», на столах таблички («экологи», «гидрологи» и т.п.), на доске – карта Забайкальского края, карта Петровск-Забайкальского района и кроссворд; на экране – тема занятия). Ключевые понятия: Забайкальский край, малая родина, экология. - Сообщение темы, цели. - Конференция. - Инсценировка. - Закрепление. - Итог занятия. Вывод. - Оценивание. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы проводим научную конференцию на тему «Наша малая Родина» (учащиеся записывают тему в тетрадь). Я – руководитель конференции, географ, буду раскрывать вопросы географического характера. Кроме меня, сегодня в классе присутствуют «учёные» различных отраслей науки: экологи, гидрологи, биологи, геологи, а ещё к нам в гости зашли музеевед из Музея Декабристов, и даже (!) бабушка-травница (напротив учащихся стоят таблички). А вы, уважаемые гости, слушайте внимательно, в конце конференции мы вместе с вами сделаем вывод. 2.Сообщение цели занятия. Учитель: В этом году все мы с вами именинники. 1 марта 2008 г. произошло знаменательное событие – образование нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края. А из каких субъектов он образовался? (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ). И цель нашей конференции сегодня – дать полную физико-географическую характеристику Забайкальского края. 3. Конференция. Учитель: Давайте прочитаем эпиграф (на экране) к нашему уроку: «Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину!» Это болгарская пословица. Как вы её понимаете? (Обсуждение эпиграфа с учащимися). Учитель. Откройте атласы. (На доске карта России). Забайкальский край занимает юго-восток Сибири. На западе край граничит с Бурятией, на северо-западе – с Иркутской областью, на севере и северо-востоке – с Якутией, на востоке – с Амурской областью и Китаем и на юге – с Монголией и Китаем. Петровск-Забайкальский район находится в крайней западной части Забайкальского края, граничит с Хилокским районом на востоке, Красночикойским – на юге и Республикой Бурятией – на западе и севере. Районный центр – г. Петровск-Забайкальский, расположен в 413 км от Читы. Координаты города – 51° сш и 109°вд (учащиеся записывают в тетрадь). Это один из крупнейших районов в Забайкальском крае, его площадь – 8,7 тыс. км2. А теперь давайте послушаем других представителей научных кругов. Изучение природы мы всегда начинаем с рельефа. Геолог (показывает по карте): Рельеф Забайкальского края очень сложный, расчленённый, выделяют Кодаро-Удоканскую, Муйскую, Становую, Хилок-Витимскую, Хэнтэй-Даурскую, Агинскую и Аргунскую структурно-формационные зоны (учащиеся следят по атласам). Учитель: Рельеф Забайкальского края на самом деле очень сложный. Это отдельная тема. Мы к характеристике рельефа вернёмся на следующем уроке. А к Вам, уважаемый геолог, у нас вопрос: расскажите, пожалуйста, о рельефе нашего района. Геолог (показывает по карте Забайкальского края): Рельеф нашего района среднегорный (800–900 м.). Хребты: Цаган-Дабан (на северо-западе), Заганский, Цаган-Хуртэй. В районе начинается самый длинный в Забайкальском крае хребет – Яблоновый. Его наибольшая высота на территории района – 1678 м (г. Кусотуй). Впадины: Малетинская и Тугнуйская. Полезные ископаемые: каменный и бурый уголь, железная руда, вольфрам (учащиеся работают по атласам). Наш край – это один из старейших горнорудных регионов страны. Его сравнивают разве что с Уральским регионом. Здесь были найдены и отрабатывались первые российские месторождения свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, флюорита. Из свинцово-цинковых руд Приаргунья выплавлено первое отечественное серебро. Учитель: Но об этом мы тоже подробнее узнаем на следующих уроках. Ну, а сейчас, прежде чем, мы будем говорить о климате, давайте послушаем отрывок из стихотворения Г. Граубина «Морозильник». Мы в морозильнике живём – Мы так Сибирь свою зовём. В ней никому нетесно. В ней очень интересно Когда на улице мороз И всё синё, как купорос, В замерзшие окошки Мы смотрим на дорожки. Г. Граубин Учитель: Почему Г. Граубин назвал наш край морозильником? (ответы учащихся).
Климатолог: Климат в нашем регионе резко континентальный, с недостаточным количеством осадков, холодной продолжительной зимой, относительно тёплым (иногда жарким) летом – сухим в первой половине и влажным – во второй, большими суточными и годовыми колебаниями температуры воздуха, короткими переходными (осень и весна) периодами.
Учитель: А почему у нас такой климат? Давайте вспомним факторы формирования климата (ответы учащихся).
Гидролог: Наш регион богат внутренними водами (показывает по карте реки Шилка, Аргунь, Хилок и др.). Самая крупная река в нашем Петровск-Забайкальском районе – Хилок. Её притоки – Унго, Малета, Тарбагатай, Баляга (в черте нашего города). Реки нашего района относятся к бассейну озера Байкал, поэтому, сохраняя чистоту наших малых речушек, мы сохраняем чистоту озера Байкал. Также много у нас мелких озёр: Каменное, Чёрное, Цаган-Нур и другие. Наши подземные источники отличаются качественной питьевой водой.
Биолог: Продолжим говорить о Петровск-Забайкальском районе. Мы живём в таежной природной зоне. Тайга у нас светлохвойная. Господствующая порода из хвойных деревьев – сосна, из лиственных – берёза. В нашем районе встречается такое уникальное дерево, как кедр – настоящее богатство наших краев.
Учитель: А чем так ценен кедр? (ответы учащихся).
Биолог: Много в нашей тайге ягод (брусника, голубика), грибов (рыжики, грузди), лекарственных растений.
Учитель: Сегодня к нам в гости зашла бабушка-травница, которая расскажет нам, почему наши леса называют «зелёной аптекой».
Травница: В нашей тайге можно найти лекарство от любых болезней. Уверена, что дикие ягоды гораздо полезнее, чем культурные. Черника полезна для зрения, голубика – для зрения и сердца, брусника помогает при высокой температуре. Листья черемши содержат витамин С. В 100 граммах черемши его столько же, что и в 1 килограмме лимонов. Из чаги (гриб, растущий на берёзе), получается вкусный чай, который укрепляет иммунитет. А какие лекарственные растения вы знаете? (ответы учащихся).
Биолог: Природные условия нашего района благоприятны для существования различных животных. Корм обилен и доступен (демонстрация картин с изображениями животных: лось, белка, волк, косуля и др.). Также в наших лесах много животных, занесённых в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (демонстрация Красной книги).
Ученик:
Манул (демонстрация картины с изображением кота- манула) Ученик: Даурский ёжДаурский наш красавец – ёж, На европейских не похож – Стократ выносливее он, Морозом нашим закалён. (демонстрация картины с изображением даурского ежа) Учитель: Итак, мы прослушали выступления наших «учёных» о природе края. А сейчас давайте послушаем эколога. Эколог: Петровск-Забайкальский район находится в зоне бассейна озера Байкал, и от нас зависит чистота этого озера. Наш район очень богат лесом, водами. Вопрос состоит в том, как это сохранить. Экологических проблем в районе много: лесные пожары, рубка леса, сброс мусора в реки и др. 4. Инсценировка стихотворения Г. Граубина «Охотники». - Что ты, охотник, принёс из тайги?- Шкуру медведя, клыки кабарги. - Ну, а ещё? - Косача, глухаря. - Значит, ты вёрсты отмеривал зря. Как твой товарищ? - Вернулся пустым: всё любовался пейзажем лесным. - Белку – смешно! – не стрелял – рисовал, - Нюхал пионы, подснежники рвал, - Щёлкал на пленку оленей и коз... - Вот кто с охоты богатство принёс! Учитель: Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за неё и братьев наших меньших – обязанность каждого гражданина нашей Родины). Мы, учащиеся школ города, тоже вносим свой вклад в охрану окружающей среды. Ежегодно мы выходим под лозунгом: «Малым рекам – чистоту и заботу!» на очистку наших городских рек от мусора. Также мы устанавливаем экологические щиты вдоль рек. Ещё мы убираем мусор в лесной полосе вокруг города (демонстрация фотографий экологического десанта). 5. Закрепление. Учитель: Итак, мы послушали всех «учёных», а теперь давайте вместе сделаем вывод, что же из себя представляет наша малая Родина (ответы учащихся). 6. Итог урока. Оценивание учащихся, выступавших на конференции. Учитель: Закончить нашу конференцию я хочу стихотворением Риммы Колесниковой из села Новопавловка:
Литература
|
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |