Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Роль игры в экологическом образовании Е.А. Игумнова, Н.Г. Лаврентьева Н.Г., О.В. Корсун, О.Б. Ганина
Как помочь адаптации ребенка к окружающей природной и социальной среде? Как развить познавательный интерес к природе, поддержать чувства удивления и преклонения перед природой, как помочь полюбить природу и окружающий мир, в том числе самого себя и людей в нём? Как пробудить желание сохранить удивительный мир вокруг нас? На эти вопросы можно отвечать по-разному. Мы предлагаем один из путей – экологическую игру как средство воспитания экологической культуры. Именно игра помогает приобщить ребёнка к природе и сделать это эффективно, легко и радостно. Материалом для разработки представленных в издании игр послужили встречи авторов и обмен опытом с отечественными и зарубежными педагогами, собственный опыт работы со школьниками и студентами на занятиях и в экологических лагерях, а также литературные источники (периодические издания, методические и учебные пособия). В основу некоторых игр легли народные и хорошо известные игры, которые мы перерабатывали и наполняли экологическим содержанием. Надеемся, что предлагаемые рекомендации заинтересуют педагогов и помогут в работе с детьми, послужат толчком к творческой деятельности по созданию новых игр и адаптации их к условиям Вашей школы с учетом природных и культурно-национальных особенностей Вашей местности. Какова же роль игры в развитии личности? Игра – привычная стихия для любого ребёнка. И хотя игра является основным, ведущим видом деятельности только для дошкольников, переоценить её значение для детей и более старшего возраста невозможно. Кроме того, играть любят и взрослые. Ф. Шиллер говорил: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Игра – это явление личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. И всё же именно в жизни детей игра занимает самое большое место. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка. Игра – это удовольствие и радость, но не только. Игра оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Игра способствует развитию познавательной сферы личности – восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Игра развивает волевые качества детей – выдержку, самоконтроль, настойчивость, способность преодолеть робость, умение управлять своим поведением. В игре происходит развитие способностей ребёнка, его творческой активности. Игра – это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Причём, это такой метод взаимодействия с ребёнком, когда он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности. Поэтому игра – средство, при использовании которого воспитание переходит в самовоспитание. Очень важна коммуникативная функция игры. В игре дети приобретают опыт общения с окружающими людьми, с природой, познают смысл, характер, правила человеческих отношений. Игра – важное средство социализации ребёнка, приобщения его к нормам и ценностям общества. Участвуя в играх, ребёнок учится ориентироваться в собственных переживаниях, ощущениях, чувствах; учится их анализировать. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не столько результат, сколько сам процесс переживания, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемы, чувства, переживаемые им, вполне реальны. Игра – это та деятельность, в которой ребёнок может свободно выражать себя, может освободиться от волнующих его переживаний, эмоционального напряжения. Игра может быть средством стрессового контроля, самообновления, самоусовершенствования, преодоления внутреннего конфликта. Психологический и физиологический отдых, приобретение внутреннего равновесия – релаксационная функция игры. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. В качестве важных моментов игрового общения выделяются эмпатия и рефлексия. Эмпатия – способность понимать психические состояния других людей, сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другими. Рефлексия – самоуглубление, обращённость познания на свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны, выяснение того, как другие знают и понимают тебя. Эти личностные свойства также развиваются в процессе игры. Психотехническая функция игры заключается в научении ребенка элементам психической саморегуляции, ведущим к медитативным состояниям сознания. Некоторые игры имеют психотерапевтический эффект, который заключается в том, что игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения. Педагог не должен забывать и о том, что многие из игр имеют важное значение и для физического развития ребенка. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из экологических игр, которые используются многими зарубежными и отечественными педагогами. Эти игры помогают обогатить чувственное общение с природой, лучше понять красоту и удивительное многообразие окружающего мира. Поиграв в них, Вы убедитесь, что все они направлены на развитие фантазии, воображения, творчества детей. Общение с природой и экологические игры дают возможность ребёнку почувствовать себя частицей природы, которая, как и всё живое, дышит, видит, слышит и чувствует... Через игру развивается чувство понимания другой формы жизни, уважения и сострадания к ней, прививаются навыки культурного общения с природой и желание сохранить её красоту. Собственный опыт ребенка должен стать источником знаний о природе, взаимосвязях и взаимозависимостях. Некоторые из предлагаемых игр основаны на идеях, развиваемых известным американским педагогом Дж. Корнеллом. Его книги, такие как «Разделяя чувство природы с детьми» и «Слушая природу», популярны в США и известны не только среди педагогов, но и среди многих родителей и натуралистов. Дж. Корнелл предлагает задания и упражнения, которые взрослые могут освоить вместе с детьми для того, чтобы углубить свои знания о природе, получить вдохновение от общения с ней, почувствовать себя частью целого мира, научиться жить в согласии с природой. По мнению этого педагога, есть две вещи, на которые дети в любом случае реагируют положительно: уважение к личности ребёнка и почитание природы. Корнелл пишет: «Есть пять правил, которые помогли мне использовать энергию детей во время занятий на природе, чтобы предостеречь их от деструктивного поведения и направить их активность на конструктивные, а потому умиротворяющие действия». Соблюдение этих правил обеспечит успех и Вам, поэтому, знакомя Вас с экологическими играми, приводим пять «золотых» правил Джозефа Корнелла: 1. Меньше поучай и больше делись своими чувствами. 2. Будь восприимчив и отзывчив. 3. Умей концентрировать внимание как своё, так и детей. 4. Дай детям присмотреться, изучить всё самим, лишь потом расскажи. 5. Наполни всё радостью [8]. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |