Экологические игры
Е.А. Игумнова, Н.Г. Лаврентьева, О.В. Корсун, О.Б. Ганина
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ-НАБЛЮДЕНИЯ И
МЕДИТАТИВНЫЕ ИГРЫ
Игра «100 ВОПРОСОВ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся наблюдательности, умения находить причинно-следственные связи, задавать познавательные вопросы.
Количество игроков. От 3 до 15 человек.
Правила игры. Игра проводится на природе, во время похода или экскурсии. Ведущий поясняет, что природа открыта для познания и внимательный наблюдатель может проникнуть во многие её тайны. Каждый из участников – исследователь, он должен выбрать понравившийся ему уголок природы и, наблюдая всё вокруг в течение 15 минут, составить как можно больше вопросов о том, что увидел, независимо от того, знает он или нет ответы на них. По условному сигналу группа собирается на поляне, и начинается общий разговор. Каждый участник зачитывает свои вопросы, группа может отвечать на них (это не обязательно). После выступления первого участника, дети зачитывают вопросы, которые еще не были заданы. В конце игры отмечаются самые интересные вопросы.
Каждый ребенок выполняет задание индивидуально. Можно изменить условие игры так, чтобы каждый участник представил себя каким-либо животным или растением и задал вопросы от его имени. Например, какие вопросы могли бы возникнуть у муравья при виде человека, приближающегося к муравейнику?
«Что это за новый запах? Интересно, кто это такой большой сюда движется? По чему такому мягкому и теплому я бегу? Ой, ой, от какого толчка я упал? Может ли этот чужой нарушить наш дом и дорогу, по которой мы бегаем? Может, объявим ему предупреждение? Не понимает он по-нашему, не уходит подобру-поздорову. Ребята! Давай прогоним его отсюда! Он опасен, но нас много! Объявляем ему войну! Кусай! Он кричит, большой, а глупый. Ему больно, и он испугался. Ура! Враг ушёл, а мы возвращаемся к нашему дому. На этот раз опасность миновала» (реальный пример, предложенный одним из учителей – участников семинара по экологическому образованию).
А вот некоторые вопросы, которые были заданы участниками семинара:
- Что раньше было на этом месте?
- Как муравьи воспринимают меня?
- Почему я встала на дороге муравья?
- С пенька соскочил кузнечик. Где насекомые берут силы, чтобы так высоко прыгать?
- Почему грушанка так внимательно смотрит на землю?
- Почему шишка похожа на розу?
- Почему в природе нет ничего уродливого?
- Почему муравьи рыжие?
|
Игра «НАМЁКИ О ЖИВОТНЫХ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие активности, выдержки, умения использовать приобретённые знания в новой ситуации.
Количество игроков. От 3 и более.
Правила игры. Участники садятся в круг. Ведущий, объяснив правила, рассказывает о животном намёками, например:
1. Широко встречается в Евразии от Южной Великобритании, Франции до Южного Забайкалья.
2. Живёт в лесах, рощах, степях.
3. На ногах имеются чешуйки.
4. Питается насекомыми.
5. Между самцами в брачный период происходят ожесточённые схватки. Каждый противник старается схватить соперника за шею и перевернуть на спину.
6. Любимое занятие – разбившись на пары, греться под солнцем.
7. В конце мая – начале июня самка откладывает от 6 до 16 яиц.
8. В качестве убежищ выбирает норы различных животных, часто выкапывает их само.
9. Бегает настолько быстро, что поймать его руками довольно трудно.
10. В длину не превышает 25–28 см вместе с хвостом.
11. Может отбрасывать хвост, спасаясь от хищников.
( Ответ: живородящая ящерица).
Все участники молча слушают ведущего. Каждый, кто догадался, о каком животном идёт речь, поднимает руку. Ведущий продолжает рассказ до тех пор, пока все игроки не поднимут руки. После этого участники называют правильный ответ.
|
Игра «ФОТОГРАФ» | показать/скрыть |
|
Цель игры: развитие у учащихся произвольного внимания, памяти, образного мышления, творческого воображения, умения работать в парах.
Количество игроков: 2 и более.
Правила игры. Участники игры делятся на пары. Один выполняет роль «фотографа», другой – «фотоаппарата». Фотограф закрывает «объектив» – глаза напарника – и ведёт его с закрытыми глазами, останавливаясь у понравившегося объекта. На несколько секунд открывает «объектив фотоаппарата» – глаза. Цель «фотоаппарата» – запомнить предмет как можно лучше. Можно сделать несколько снимков. Затем оба участника меняются ролями. После окончания «фотосъёмки» они возвращаются, и каждый из них делает рисунок или составляет рассказ. Эта работа может быть и совместной. Подводя итоги игры, можно провести конкурс на лучший «фотоаппарат» и лучшего «фотографа». В ходе игры, дети могут сами подобрать названия к своим снимкам, вспомнить или придумать стихи на данную тему.
* * *
Лишайник на коре пристроился,
Сниматься, видно, приготовился.
Он настоящий оптимист,
И где он есть, там воздух чист.
* * *
Ещё я снял трухлявый пень,
Он сохнет здесь который день,
Среди большой живой дубравы,
Ему так жаль, что он трухлявый.
* * *
Что, к чему и почему,
Ничего не видно,
Резкость мне не навели,
До чего обидно.
С. Феоктистов, участник семинара по экологическому
образованию (Приморье), 1994)
|
Игра «ГДЕ МОЙ ДОМ?»
| показать/скрыть |
|
Цель игры: закрепление понятия «экосистема», развитие умений устанавливать системные связи и работать в коллективе.
Количество игроков: от 15 до 25.
Правила игры. Учитель раздаёт карточки с названиями и рисунками растений и животных из разных экосистем: луг, лес, река, болото и др. На земле чертит круги, ставит этикетки с названиями экосистем. По знаку ведущего «животные» и «растения» находят свой «дом» – экосистему. В течение 5–10 минут дети готовят рассказ или сценку о том, как взаимодействуют между собой компоненты каждой экосистемы. После подготовки каждая команда доверяет одному участнику представить свою экосистему (может выступать и вся команда).
Примечания. Подбор животных и растений, как и экосистем, проводится с учётом знаний учащихся и таким образом, чтобы он иллюстрировал взаимосвязи в экосистеме. Например, экосистема луга: клевер люпиновый, пырей ползучий, шмель, мышь полевая, корова; экосистема леса: подберёзовик, берёза, трутовик, грушанка, жук-усач, большой пёстрый дятел; экосистема озера: водоросль, рачок-бокоплав, личинка стрекозы, дафния, щука, окунь, кулик.
|
Игра «ТОТЕМ»
| показать/скрыть |
|
В игре-знакомстве «Тотем» участник поневоле задумывается над вопросами «Кто я?», «Какой я?» и пытается найти на них ответы. Кроме того, игра помогает лучше узнать и понять друг друга. Слово «тотем» происходит из языка американских индейцев и означает «его род». В «Большом энциклопедическом словаре» определено, что «тотем» – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания, каждый род носил имя своего тотема или герб племени с изображением тотема».
Цель игры. Развитие стремления к самопознанию, умения понимать других людей, воспитание чувства единения человека с природой.
Количество игроков. От 5 до 15.
Правила игры. Игру лучше проводить с группой на природе. Участникам предлагается в течение 15–20 минут походить по близлежащей местности, послушать звуки, присмотреться вокруг и найти какой-либо предмет или явление природы, которые ассоциировались бы с его внутренним миром или состоянием души, в наибольшей степени выражали бы его как личность. По какому-либо условному знаку надо собраться вместе на поляне. Каждый показывает или просто называет свой тотем и немного рассказывает, почему он выбрал именно его.
Вот пример того, как американские участники летнего экологического семинара (Арахлей, 1995 г.) рассказывают о себе:
Лиза Трейси нашла ветку лиственницы на земле. «На ней и прошлогодние шишки, и совсем молодые, зелёные. Очень красиво, когда разные шишки вместе. Так и у каждого человека есть определённый опыт и возможность узнать что-то новое».
Дэвид Гордон выбрал символом кусок полусгнившей древесины. Почему? Считает, что роль разрушающейся древесины для формирования почвы очень велика. Подобно этому, и наш семинар готовит почву для будущего сотрудничества.
Для Ненси Лондон тотемом стал паук, ткущий паутину. Она говорила, что любит прослеживать связи между местом, где живёт человек и им самим; сама помогает другим устанавливать такие связи. На озере Арахлей она рассказывала: «Я смотрела на паука, озеро, растения. Подошла к молодой берёзке, у неё уже крепкие корни, которые связывают её с землёй, под её кроной можно обнаружить теневыносливые растения и насекомых, которые нашли здесь убежище. В отличие от паука, берёза устанавливает связи очень тихо. В этом году берёза больше подходит мне в качестве тотема».
|
Игра «НОЕВ КОВЧЕГ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, умения «раскрепоститься», «войти в роль», подражая поведению животных.
Количество игроков. От 7 и более человек.
Правила игры. Ведущий раздаёт детям карточки с названиями животных или их рисунками. Список животных должен быть вдвое меньшим, чем число детей, название или рисунок каждого животного помещаются на двух карточках. Если число детей нечётное, одно животное может быть указано на трёх карточках. Каждый участник игры должен прочитать надпись на карточке, после чего он «становится» этим животным. Ведущий собирает карточки. По его сигналу все участники изображают характерные повадки и имитируют звуки животного, чтобы привлечь внимание своей пары. Каждый участник должен найти свою пару среди множества «зверей» и «птиц», собравшихся на «Ноевом ковчеге». Игра заканчивается, когда все пары находят друг друга.
|
Игра «ВЕСТИ С ОПУШКИ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие и закрепление знаний у учащихся о взаимоотношениях между видами растений и животных, живой и неживой природой, а также о сезонных изменениях в природе.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Ведущий – учитель. Игра начинается с переклички:
- Тук-тук!
- Кто там?
- Лесные зверюшки!
- Откуда?
- С лесной опушки.
Ведущий говорит, что на лесной опушке живут разные животные и растения. Распределяет детям названия этих животных и растений. Например, на опушке живут: белка, заяц, ёж, дятел, бабочка, берёза, сосна, рододендрон, красоднев и другие. Когда ведущий говорит, что наступили «лето», «зима», «осень» или «весна», дети должны показать поведение обитателей опушки в это время года. После показа учитель задаёт вопросы о взаимоотношениях организмов и изменениях в их жизни в разные сезоны года. С вопросом он обращается к конкретному «виду животного или растения». Если ребенок не ответил на вопрос, то он отдаёт свой фант.
Вопросы задаются до тех пор, пока водящий не наберёт пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их «выкупить». Водящий вместе с группой придумывают для них интересные задания, например, прочитать стихотворение, исполнить танец, спеть песню и т.д.
Примерные вопросы для белки:
- Сколько кладовых делает белка на зиму? (200–300 кладовых).
- Зачем белке хвост? (защита от холода, хвост выполняет роль руля, парашюта при прыжке, спасательного круга при плавании).
- Какая температура внутри гнезда белки зимой? (18–19 0).
Для зайца:
- Где у зайца дом?
- Почему у зайца тонкая кожа?
|
Игра «ШАПКА ВОПРОСОВ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся умения задавать познавательные вопросы, выступая в различных ролях: спрашивающего, проверяющего, советующегося; умения актуализировать имеющиеся знания.
Количество игроков. От 5 и более.
Правила игры. Ведущий определяет тему игры. Это может быть тема, изученная на уроке. Каждый участник должен опустить в «шапку» три вопроса по теме:
1. Вопрос, проверяющий знание темы.
2. Вопрос, ответ на который играющий хотел бы узнать.
3. Вопрос на выяснение мнения другого игрока и сравнение его со своим.
Участники могут ограничиться и одним–двумя вопросами. Смысл игры заключается в том, чтобы ученик учился выступать в различных ролях: проверяющего, незнающего, советующегося. Отвечают на вопросы все участники игры, по очереди подходя к «шапке». На бумажках задающий вопрос может оставить свои инициалы. К «шапке» нужно выходить по одному, поочерёдно, пока не будут выбраны все вопросы. Если игрок не ответил на вопрос, ему помогает тот участник игры, который знает ответ.
Например, выбрав тему «Муравьи», можно задать следующие вопросы:
1. Чем питаются муравьи?
2. Как ведут себя муравьи перед дождём?
3. Как вы думаете, каким образом муравьи общаются друг с другом?
|
Игра «КЕМ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, умения «раскрепоститься», «войти в роль».
Количество игроков. От 4 и более.
Правила игры. Дети делятся на две группы. Члены каждой группы выбирают, в каких «животных» или в какие «растения» они «превратятся», и обсуждают, какими движениями они это продемонстрируют. После подготовки одна группа, не произнося ни слова, выполняет задуманные действия, а другая старается угадать, что было ими задумано. Команда выполняет движения до тех пор, пока другая команда не отгадает задуманное. Затем дети меняются ролями.
Подобным же образом, по заранее обговорённым условиям, дети могут выполнять более сложные задания, например, изобразить какую-либо экосистему (озеро, пустыня, горный ручей) или явление природы (листопад в берёзовом лесу, восход солнца, ледоход). Такие задания заранее составляются и раздаются ведущим.
|
Игра «УБИЙЦА»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, отдалёнными друг от друга во времени.
Количество игроков. От 12 и более.
Правила игры. Ведущий раздаёт каждому из участников игры по карточке. На одной из карточек написано слово «убийца». Игрок, получивший такую карточку никому не говорит, что он стал «убийцей». По сигналу ведущего все начинают перемещаться в любом направлении. «Убийца» старается незаметно подмигнуть одному из игроков, который перехватив взгляд, сразу же объявляет, что он убит и отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока «живые» участники не найдут, кто убийца.
Примечание. Второй раз игру проводят, изменяя условия следующим образом. «Убитый» объявляет о выходе из игры и отходит в сторону после встречи взглядов не сразу, а через 15 секунд, которые он молча отсчитывает, продолжая двигаться вместе с «живыми». В большинстве случаев при первом варианте игры «убийцу» находят быстрее, чем во втором. Важно обсудить с учащимися, почему во втором случае убийцу находят позже?
Эта игра может стать моделью, демонстрирующей влияние человека на экосистему и даже проявление экологического кризиса на планете. Так как в первом случае за сигналом сразу же следует ответная реакция, то «убийцу» обнаружить легко. Во втором же случае мы сталкиваемся с так называемым «отсроченным во времени» явлением и «убитых» становится больше, а «убийцу» найти труднее. Отодвинутый во времени риск, не воспринимается как риск. Эту игру можно использовать, чтобы показать, что фактор действует не сразу, а может дать очень отдалённый результат. Так, когда был открыт яд ДДТ, его с успехом использовали для уничтожения насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. Урожайность повысилась, но его отрицательное воздействие на живые организмы сказалось намного позднее. На протяжении нескольких десятилетий запрещено его использование, а в молоке коров некоторое количество этого яда находят и сегодня.
Игра помогает понять и осознать, что начавшийся экологический кризис ещё пока не воспринимается большинством людей как реальность, так как мы не испытываем на себе сразу его разрушительное влияние. Постепенно накапливается всё больше фактов (потепление климата, уменьшение озонового слоя, исчезновение видов животных и растений, загрязнение вод, воздуха, почвы и т.д.), которые говорят о том, что нарушено динамическое равновесие и самовосстановление биосферы, что уже сейчас необходимо искать пути выхода из экологического кризиса.
|
Игра «ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся умения различать звуки, слышать и слушать.
Количество игроков. 4 и более человек.
Правила игры. Участники игры садятся в круг на поляне, выставив вперед руки, закрывают глаза и слушают все звуки, которые раздаются в природе. Каждый поднимает столько пальцев, сколько различил звуков. Дети молча слушают в течение нескольких минут, затем открывают глаза и по очереди рассказывают, кто какие звуки услышал.
Примечания. Игру можно провести один раз, а затем повторить при следующих выходах на природу. Ведущий может не называть, кто и сколько различил звуков, а лишь спросить, что участники игры услышали, и какие звуки особенно понравились.
|
Игра «ЗНАТОК ТРАВ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей осязания, умения чувствовать и различать запахи, закрепление знаний о растениях и их использовании человеком.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Трём участникам завязывают глаза. Ведущий раздаёт каждому игроку по три пучка засушенных растений, которые он должен определить на ощупь и по запаху. Через одну минуту у отгадывающих забирают растения, они открывают глаза и должны записать, какие растения у них были. Побеждает тот, кто назовёт правильно большее количество растений. Отгадывать другие растения приглашаются следующие три игрока.
|
Игра «ПИСЬМА»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся эмпатии, закрепление знаний о жизни животных и растений.
Количество игроков. Должно быть чётным.
Правила игры. Участники делятся на пары. Даётся задание – написать письмо своему партнёру, представив его каким-либо растением или животным, на которых, по твоему мнению, он чем-то похож. Прочитав письмо, партнёр пишет ответ от имени этого животного или растения.
Правила игры можно обсудить с учащимися во время беседы. Например, не обижаться, каким животным или растением представляет тебя твой партнёр, ведь в природе все виды одинаково ценны, нет «полезных» и «вредных» видов, как их делит человек. Постараться представить себя в роли этого животного или растения, отвечать партнёру, используя знания экологии вида. Время написания писем может быть определено ведущим в зависимости от возраста учащихся.
Примечания. Педагог может провести игру несколько раз в разных вариантах при изучении тем «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Злаки», «Сложноцветные» и др.
Вариант 1. Партнёры договариваются между собой, какими животными или растениями они будут представлять друг друга.
Вариант 2. Пишут письма, не договариваясь и не сообщая до получения письма, какими животными или растениями они представляют друг друга.
Вариант 3. Один из партнёров определяет «роли» животных или растений и для себя и для партнёра, затем игроки меняются ролями.
|
Игра «ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся эмпатии, воображения, коммуникативных способностей.
Количество игроков. Должно быть чётным.
Правила игры. Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое он выбрал. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще, что угодно. Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и рассказать всем участникам игры о тех эмоциях, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.
Примечание. При повторном использовании игры можно изменить условие так, чтобы партнёры выбирали «роли» и придумывали подарки друг для друга.
|
Игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Формирование у учащихся экологического мышления, воспитание гуманного отношения к животным.
Количество игроков. 2 и более.
Правила игры. Консультируясь с ведущим, участники игры выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учётом своих условий, возможностей и симпатий. С помощью ведущего составляется также список всего, что им следует подготовить прежде, чем животное или растение появится в их доме. Затем участники составляют свой этический кодекс содержания объектов живой природы, в котором отражают свои обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.
Примечание. Кодекс может оформляться в виде «контракта». Он подписывается будущим хозяином, а от имени животного или растения другим ребёнком, который должен стараться «отстаивать» интересы животного или растения, а в дальнейшем выступать в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора. В перспективе может быть создан совет «адвокатов».
|
Игра «НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся наблюдательности, внимания, памяти, волевых качеств.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Выберите ведущего, который будет идти по лесу и выполнять различные действия: остановится у муравейника, поднимет лист, найдёт гриб и т.п. Идите по лесу за ведущим так, чтобы он не видел никого из играющих, и наблюдайте за ним. Если ведущий заметил участника и окликнул, игрок должен подойти к нему и идти рядом. По сигналу ведущего «Сбор» все игроки собираются вместе и начинают обсуждение. Кто подметил больше разных действий, сделанных ведущим и при этом остался незамеченным, тот победитель – «наблюдательный натуралист».
|
Игра «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у участников игры наблюдательности, внимания, памяти, умения составить рассказ-описание.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Участники игры проходят друг за другом по тропинке, обозначенной флажками и стараются заметить и запомнить природные объекты. После выполнения задания все собираются в круг и каждый составляет
подробный рассказ-описание местности на листе бумаги. Побеждает самый наблюдательный.
Примечания. Если группа небольшая, то можно провести игру по-другому. Игроки по очереди пробегают по тропинке и, возвращаясь, сообщают руководителю, что они заметили. Вначале рассказывает тот играющий, который вернулся первым. Все последующие сообщают об увиденном руководителю и уже рассказавшим детям.
|
Игра «АССОЦИАЦИИ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся эмпатии, воображения, коммуникативных качеств.
Количество игроков. 10 и более человек.
Правила игры. Один из игроков выходит из помещения. Остальные договариваются между собой, кто из участников игры будет загадан. Водящий, вернувшись, должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он определяет загаданного, задавая всем участникам по очереди вопросы типа: «Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, цветок, стал ветром, был бы животным, птицей и т.д.?» Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации с характерными чертами загаданного человека. Описываются его рост, цвет волос, характер, темперамент и другие качества, но не напрямую, а в характеристиках объекта или явления, о котором спрашивает водящий. Если водящий отгадывает загаданного человека, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Игра продолжается до тех пор, пока не будет загадана половина участников игры. Победителем считается тот, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников.
Примечания. Во втором варианте игры группа может ввести какие-либо условия, например, описывать загаданного человека при помощи одного явления или объекта природы. Каждый участник рассказывает придуманную характеристику, в том числе и тот игрок, на которого она составляется. После того, как водящий укажет на участника, на которого, по его мнению, составлена характеристика, он должен рассказать, по каким признакам было принято решение.
В другом варианте игра проводится так. Участники располагаются по кругу, у каждого из них имеются чистая карточка, карандаш или ручка. Каждый участник записывает своё имя на карточке и передаёт её соседу. Ведущий называет явление или предмет природы, каждый участник на карточке записывает его, а напротив – даёт описание этого явления или предмета со своим представлением о человеке, имя которого указано на карточке. При назывании нового предмета или явления, карточки передаются по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока карточка не вернётся владельцу.
|
Игра «БОЖЬЯ КОРОВКА»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся воображения, образной памяти, закрепление положительного восприятия природных объектов.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Игра может проводиться на природе, где дети имеют возможность свободно сесть или даже лечь на траву. Если игра проводится в помещении, то детей можно разместить на ковре или индивидуальных ковриках. Предложите детям представить себе следующее: божья коровка сидит на большом пальце ноги каждого участника. «Вот она медленно ползёт по ступне, лодыжке, голени, добирается до коленки, бедра, минует живот, грудь, вот она у тебя на плече, сползает по руке на ладонь, затем по пальцу до самого его кончика. Божья коровка почти невесомая, но если ты сидишь тихо-тихо и сильно-сильно думаешь о том, как и где она ползёт, ты, конечно, почувствуешь её. Теперь представь, что ты осторожно кладёшь божью коровку на землю, чтобы она вздремнула после своего длинного пути».
Задание выполняется молча, с закрытыми глазами, не мешая друг другу. Можно тихо совершать некоторые движения. После выполнения задания дети рассказывают или пишут письмо божьей коровке о своих ощущениях и придумывают, что она могла бы написать им в ответ.
Примечания. Можно предложить детям представить любое другое животное, которое приближается или движется по ребенку. Предлагая «страшных», как принято считать, животных (змея, жаба, крокодил и др.), педагог должен продумать такой рассказ о них, в котором отражалась бы роль этих животных в природе и прививалось бы доброжелательное отношение к ним. Например, «представьте, что вы лежите на травке около водоёма, ярко светит солнышко. Ласково дотрагивается до вас тёплый ветерок. Вы услышали всплеск воды, но не увидели, что из воды выпрыгнула лягушка. Она испугалась, увидев перед собой что-то большое. Несколько мгновений сидела неподвижно, широко раскрыв свои красивые золотистые глаза. Её большой беззубый рот, как бы улыбается вам. Почувствовав рядом что-то тёплое и живое, она перестала бояться вас и прыгнула поближе, слегка коснувшись холодной кожей вашей руки. Затем перепрыгнула через неё и продолжила своё путешествие, не мешая вашему отдыху.
|
Игра «ПРЕДСТАВЬ И УСЛЫШИШЬ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, слуховой памяти.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Ведущий рассказывает: «Ты уже знаешь и слышал, как мычит корова и лает собака, звенит колокольчик, гремит гром, плачет ребёнок... Все эти звуки ты не раз слышал своими собственными ушами. А вот можешь ли ты услышать, что говорит мягкое пушистое облако (муравей, камень, тропа, ромашка, солёный огурчик)? А может оно не говорит, а поёт, вздыхает или кричит? Представь, что ты слышишь и эти необыкновенные звуки или придумываешь свои никому пока неизвестные звуки». После нескольких минут, в течение которых дети представляют звуки, ведущий даёт задание описать или нарисовать их звуки. Задание выполняется молча, с закрытыми глазами.
|
Игра «ПРЕДСТАВЬ И УВИДИШЬ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, зрительной памяти.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Ведущий рассказывает: «Трава зелёная, небо голубое, коровы не бывают фиолетовыми, а солнце светит золотистым цветом. Все эти и многие другие цвета тебе хорошо знакомы. А теперь представь, и ты увидишь необыкновенные цвета или придумаешь свои, никому пока неизвестные. Представь, какого цвета дождик (ветер, радость, смех, мама, воздух). После нескольких минут, в течение которых дети представляют цвета, ведущий даёт задание описать или нарисовать их. Задание выполняется молча, с закрытыми глазами.
Примечание. Игру можно проводить под негромкую музыку.
|
Игра «ПРЕДСТАВЬ И ПОПРОБУЕШЬ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, вкусовой памяти.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Ведущий рассказывает: «Ты знаешь, что вкус лимона – кислый, вкус хрустящего картофеля – солёный, вкус лука – горький. Вкус этих и многих других продуктов тебе знаком. Вспомни, представь и изобрети своё вкусное аппетитное блюдо. Представь, и ты попробуешь на вкус радугу, солнечный луч, весеннее утро или что-то другое. В своём воображении ты сможешь создать совершенно невероятный вкус». В течение нескольких минут дети представляют вкус, затем описывают или рисуют его.
Примечание. Задание выполняется молча, с закрытыми глазами.
|
Игра «ПРЕДСТАВЬ И ОЩУТИШЬ ЗАПАХ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, обонятельной памяти.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Ведущий рассказывает: «Ты чувствовал и знаешь, как пахнут цветы, шоколад, смола, сирень. Свойства многих веществ тебе знакомы благодаря обонянию. Представь, и ты сможешь почувствовать запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, не имеют запаха, например, лунный свет, свет далёкой звезды, закат солнца на озере, счастье, грусть. В течение нескольких минут придумай запах и представь его, нарисуй или расскажи о нём». Примечание. Задание выполняется молча, с закрытыми глазами.
|
Игра «ПРЕДСТАВЬ И КОСНЁШЬСЯ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, осязательной памяти.
Количество игроков. 1 и более человек.
Правила игры. Ведущий рассказывает: «У тебя уже богатый опыт ощущений, которые возникают благодаря твоему осязанию при прикосновении. Например, ты знаешь, что котята – пушистые, вода – мокрая, лёд – скользкий, холодный. Благодаря воображению можно вспомнить ощущения, которые когда-то возникали у тебя или создать совершенно новые. Например, в своём воображении ты сможешь прикоснуться к радуге, улыбке человека, счастью или любви. В течение нескольких минут придумай ощущение, известное только тебе, представь его, нарисуй или расскажи». Задание выполняется молча, с закрытыми глазами.
|
Игра «ВООБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» | показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения.
Количество игроков. 1 или более человек.
Правила игры. Ведущий предлагает вообразить животное, которое никто и никогда не видел. «Придумай, как называется это животное, какое оно – доброе или злое, где живёт, чем питается, когда спит, есть ли у него мех и какая у него окраска». В течение нескольких минут участники воображают невиданное животное, а потом описывают или рисуют его.
|
Игра «ЗЕМЛЯ ПРОСЫПАЕТСЯ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся наблюдательности, творческого воображения, воспитание чувства прекрасного. Углубить знания о влиянии смены дня и ночи на живую и неживую природу.
Количество игроков. 7–15 человек.
Правила игры. В ранний предутренний час дети тихо, цепочкой идут за руководителем. Дойдя до места наблюдения, заранее намеченного педагогом, группа останавливается. Каждый ребёнок выбирает себе место, которое ему понравится, садится там и наблюдает за изменениями, происходящими в природе во время восхода солнца. Каждый участник записывает в своём блокноте всё, что он слышит и видит. После восхода солнца все собираются вместе и делятся своими впечатлениями, открытиями. Можно составить коллективный рассказ по типу игры «Продолжи мысль».
Примечания. Игра может проводиться в нескольких вариантах. Первый раз можно предложить план наблюдения в виде вопросов, например:
- Кто первым из лесных обитателей нарушает тишину?
- Какая птица первой начинает день?
- Голоса каких птиц вы услышали?
- Голоса каких ночных животных перестали раздаваться?
- Каких обитателей леса вы увидели?
- Когда вы стали различать окраску растений?
- Какие движения (листьев, лепестков) происходят у растений?
- Кто проснулся раньше: растения или насекомые?
- Была ли роса на листьях растений, или она появилась после вашего прихода?
- Как изменяется цвет неба?
- Как изменяется количество видимых звёзд на небе за время наблюдения?
- Видны ли облака на небе?
- Когда появляются первые солнечные лучи?
- Изменяется ли направление ветра?
- Ощутили ли вы изменение температуры?
Желательно пронаблюдать, как просыпается природа в разные сезоны года на одном и том же месте. После приобретения навыка наблюдения, можно провести игру несколько иначе, не давая первоначального плана. Проводя наблюдения, дети могут делать не только записи, но и зарисовки. Аналогичным образом может быть проведено упражнение с наблюдением заката.
|
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игра «СОКОЛ-САПСАН И ПТАШКИ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Закрепление знаний об экологических взаимоотношениях типа «хищник-жертва»; развитие двигательных реакций, волевых качеств.
Количество игроков. От 5 и более человек.
Правила игры. Каждый ребенок выбирает для себя птицу, голосу которой он сможет подражать, например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и другие. Играющие назначают одного из детей «соколом-сапсаном». Каждая «птица» имеет своё «гнездо». «Гнёзда» – круги на земле, их количество равно числу участников игры. Каждая «птица» каким-либо образом помечает свое гнездо (крестик, буква и т.д.). Пока «сокол» в «гнезде», «птицы» летают, кричат, останавливаются, приседают, отыскивают корм и т.д. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он изображает. По сигналу ведущего: «Сокол!», – все птицы стараются быстрее занять своё гнездо. Если сокол успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица по крику. Правильно угаданная птица становится соколом.
|
Игра «ПТИЦЕЛОВ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся слуховой памяти, умения воспроизводить услышанные звуки, волевых качеств; закрепление у них знаний о птицах.
Количество игроков. 8 и более человек.
Правила игры. Каждый играющий загадывает себе птицу, крику которой он будет подражать. Все дети встают в круг, в центре – птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зелёном деревце
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, он начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.
Играющие не должны прятаться и обязаны останавливаться на месте сразу по сигналу.
Примечание. Перед началом игры желательно разучить с детьми голоса птиц.
|
Игра «ЛОВИ-ЛОВИ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Закрепление у учащихся знаний о пищевых связях в экосистеме; развитие у них ловкости и быстроты реакции.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Каждый участник игры загадывает, какую рыбу он будет изображать. Ведущий опускает и поднимает «удочку». Ею может быть палочка длиной 0,5–1,0 метра, к которой на крепком шнуре прикреплен лёгкий, удобный для хватания предмет (поролоновый мяч, яркий лоскуток и т.д.). Ведущий предлагает поймать предмет на шнурке. Игрок, который поймал предмет, называет загаданное название рыбы и говорит её «любимое блюдо», чем питается рыба. Если ответ правильный, то этот игрок становится ведущим.
Примечание. Тему игры можно менять, предлагая, например, такие темы: «Животные суши», «Обитатели леса», «Водные животные» и др.
|
Игра «ПУТЕШЕСТВЕННИК ПО РОДНОМУ КРАЮ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся двигательных реакций, ловкости и быстроты реакции, коммуникативных и волевых качеств.
Количество игроков. 10 и более человек.
Правила игры. Участники игры располагаются по кругу (садятся или встают), в центре которого находится ведущий – путешественник по родному краю. Каждый играющий загадывает наименование населённого пункта, записывает его и передаёт листок ведущему. Путешественник вслух называет города и сёла Забайкальского края, откуда и куда он хочет переехать. Например: «Я хочу переехать из Кыры в Краснокаменск». Участники игры, выбравшие эти названия, меняются местами, а путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, становится путешественником.
Примечания. Каждая игра может быть тематической. Например, одна игра может быть посвящена названиям улиц родного города, другая – названиям сёл и городов своего края, третья – названиям рек, четвёртая – названиям особо охраняемых природных территорий и т.п.
|
Игра «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у участников игры внимания, памяти, двигательных реакций, ловкости и быстроты реакции, коммуникативных и волевых качеств.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из участников, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал: «земля», тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо животное; на слово «вода» играющий отвечает названием рыбы; на слово «воздух» – названием птицы или другого летающего животного. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
Допустивший ошибку или неназвавший слово до счёта три выбывает из игры. Когда игру начинает вести новый ведущий, все выбывшие вновь принимают в ней участие.
|
Игра «РИГУ-РОГУ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у участников игры двигательных реакций, внимания, коммуникативных качеств.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Ведущий стоит перед играющими. У всех пальцы сжаты в кулаки. Ведущий трясёт перед собой руками, сжатыми в кулаки, и приговаривает: «Ригу-рогу, ригу-рогу»... Затем большими пальцами изображает рога, и называет, например, «коза с рогами», «муравей с рогами» или «дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-либо другой предмет, то не надо показывать пальцами рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты выкупаются выполнением заданий..
|
Игра «ЛЕТИТ – НЕ ЛЕТИТ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся внимания, быстроты реакции, закрепление знаний о природных объектах.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол ладони. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, растения и т.п. Когда называется летающий объект, все должны поднять ладони вверх. Если ошибся – плати фант. В конце игры фанты выкупаются выполнением заданий.
|
Игра «СТАЯ УТОК»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей двигательных реакций, быстроты и ловкости.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу, слегка сгибая ноги в коленях, положив на них руки. По сигналу все начинают быстро продвигаться вперёд, не меняя положения рук и ног, до обозначенной черты – «озера», на расстоянии 10–15 метров от старта. Побеждает та «утка», которая первой достигнет «озера» (перейдёт черту).
|
Игра «ЛИСЬИ СЛЕДЫ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей внимания и наблюдательности.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Один из игроков – «лиса» – уходит на местности вперёд и через каждые 5 шагов оставляет «след» (небольшой камешек) на земле. Все остальные игроки, сосчитав до тридцати или более, идут искать «лису» по следам. Кто найдёт, тот и будет в следующий раз «лисой».
|
Игра «ЧУТКИЙ МЕТЕОРОЛОГ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей внимания, слуха, интуиции.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Один из играющих – «чуткий метеоролог» – становится посреди поляны и закрывает глаза. Назначенный игрок – «ветер» – должен тихо подойти к «метеорологу» и коснуться его плеча. «Метеоролог», услышав, что к нему приближаются, показывает рукой, откуда слышится шум. Если покажет правильно, то «ветер» становится «метеорологом», а кто-нибудь из остальных игроков – ветром.
|
Игра «НЕВОД»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся ловкости, быстроты реакции; знакомство с особенностями и возможными последствиями воздействия человека на природу.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Двое «рыбаков», взявшись за руки, бегут за «рыбой», стараясь её окружить. Каждая пойманная рыба становится «рыбаком». «Рыбаки» составляют цепочку – «невод» – и ловят им «рыбу». Пойманная рыба может вырываться из сети, невода. Если же она не смогла вырваться, то становится рыбаком.
Примечания. В этой игре дети могут испытать, как трудно вырваться рыбе из невода. Если детей много, можно предложить, чтобы рыбу начинало ловить сразу две пары рыбаков. Если замерить время, то можно обсудить с ребятами, почему всю рыбу выловили за меньшее количество времени. Можно «усовершенствовать» методы «ловли рыбы», например, два «рыбака» бросают мячи в «рыбу». Для каждого нового «рыбака» добавляется мяч. Обсуждая варианты игры, дети приходят к выводу, что чем больше рыбаков и совершеннее орудия и методы ловли, тем больше шансов для рыбы быть пойманной.
|
Игра-ПЯТНАШКИ «СЕРЫЙ ВОЛК И ЗАЯЦ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей ловкости, быстроты реакции.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. У водящего маска «волка», у одного из играющих – «зайца». Кто наденет маску «зайца», того и старается поймать «волк». Поймав «зайца», игроки меняются ролями. Маску «зайца» можно передавать другому игроку.
|
Игра «ВОЛК ВО РВУ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей двигательных реакций, ловкости и быстроты реакции, коммуникативных способностей, волевых качеств. Закрепление знаний о взаимоотношениях хищника и жертвы.
Количество игроков. 7 и более человек.
Правила игры. Поперёк площадки чертятся две параллельные линии на расстоянии 1,5–2 шагов одна от другой. Это – «ров». С одной и другой стороны рва, на расстоянии 10–15 м проводятся ещё две параллельные линии, ограничивающие места двух «домов». Во рву находится «волк». За одной из боковых линий, в доме располагаются остальные играющие – «козы».
По сигналу руководителя «козы» перебегают на другую сторону площадки, за противоположную черту, перепрыгивая по дороге через «ров». Волк, не выходя изо рва, старается задеть рукой перепрыгивающих «коз». Запятнанный выходит из игры. Водящий не имеет права дотрагиваться до игрока, коснувшегося противоположной стороны рва хотя бы одной ногой. Игрок, не перепрыгнувший через ров, также считается остановленным. «Козы», благополучно преодолевшие ров, перебегают за противоположную черту. Перебежки «коз» повторяются три раза, после чего назначается новый водящий. Победившими считаются «волк», сумевший за три перебежки запятнать большее количество «коз», и «козы», не запятнанные «волком».
Примечания. В другом варианте игры двое играющих держат натянутую верёвочку (скакалку) в 3–4 шагах перед «рвом» на высоте 60–70 см (в зависимости от подготовленности играющих). Также можно увеличить ширину рва. «Козы» с разбегу прыгают через верёвочку, а затем с шага – через ров. Дети, держащие верёвочку, после каждой перебежки размещаются на той стороне рва, откуда игроки будут пробегать в следующий раз.
Сравнивая первый и второй варианты игры, можно заметить, что с увеличением препятствий волк ловит больше коз. Этой игрой можно проиллюстрировать разные случаи взаимоотношений «хищник – жертва», существующих в природе.
|
Игра «СПОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей ловкости, волевых качеств.
Количество игроков. 10 и более человек.
Правила игры. Команды «Зима» и «Весна» стараются перебрасывать маленькие ватные или воздушные шарики на площадку противника через верёвку, подвешенную на высоте двух метров. Шарики, упавшие на площадку, надо подбирать и перебрасывать на другую сторону. Побеждает команда, на стороне которой оказалось меньше шариков. Игра начинается и заканчивается по свистку ведущего.
|
Игра «ЛЕСНЫЕ ПЯТНАШКИ»
| показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у детей внимания, двигательных реакций, ловкости и быстроты реакции.
Количество игроков. 7 и более человек, но нечётное количество.
Правила игры. Водящий (пятнашка) держит в одной руке мяч, к которому привязана бечёвка длиной 1 м, а в другой – свободный конец бечёвки. Остальные играющие разбегаются в разные стороны, не выходя из-за границы игрового участка (границы могут быть обозначены тропинками, пеньками, кустами и другими ориентирами). Водящий громко говорит: «Я – пятнашка!» – и старается попасть мячом в любого игрока (не отпуская свободного конца бечёвки). Но он не имеет права попадать мячом в тех игроков, которые, встав у дерева парами, окружают его соединёнными руками. Тот, в кого попал мяч, идёт водить, прежний водящий играет наравне с другими. Новому водящему передаются мяч с бечёвкой, он произносит: «Я – пятнашка!» – и начинает играть.
Каждый водящий в случае необходимости может один раз сказать: «Все в поле!» По этому сигналу игроки, стоящие парами у деревьев, обязаны разбежаться в разные стороны. Убегая от водящего, они могут составлять новые пары и браться за руки у других деревьев. Водящий, говоря «Все в поле!», не должен попадать мячом в игроков, разбегающихся от ближайшего к нему дерева. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или же выполняли эту роль меньшее число раз.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Ролевая игра – игра, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации.
В ролевых играх дети вступают в самые разнообразные взаимоотношения между собой по собственной инициативе. Они строят свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами партнёров по игре, приучаясь корректировать собственное поведение, что способствует развитии коммуникативных свойств личности. Ролевая игра выступает активной формой экспериментального поведения, обладающего социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной организации игры.
Во время дискуссии можно использовать методы, основанные на участии и взаимодействии. Например, можно использовать метод мозговой атаки, который позволяет в процессе решения какой-либо проблемы учесть всю имеющуюся информацию о проблеме. Мозговая атака нарушает плавный ход скучных обсуждений и может вдохновить людей к участию в дальнейшей работе. При проведении мозговой атаки составляется список всех идей, выдвигаемых группой, но не допускается их обсуждение. Важны все мнения, даже и фантастические, нет верных или ошибочных идей, дискуссия по этому поводу следует позднее. А пока все мысли заносятся в список на большом листе бумаги, висящем на стенде. Необходимо, чтобы всем было его хорошо видно.
После проведения мозговой атаки можно использовать приём в виде раунда, который позволит выявить все мнения и оценки участников игры по каждому предложению. Во время раунда группа рассаживается по кругу, и ведущий предоставляет слово всем по очереди или тому, кто первым желает высказать своё мнение. При этом ведущий передаёт символический предмет говорящему, который затем будет передаваться от одного выступающего к другому. Можно перед раундом попросить записать то, что участники желают сказать. Можно по каждой идее проводить раунд. Во время проведения раундов происходит отбор идей, которые наиболее приемлемы для решения проблемы в данных условиях. Одним из условий успешности является, чтобы ведущий не допускал длинных монологов.
В ходе дискуссии для экономии времени можно использовать такие методы, как опрос и голосование. При опросе предлагается поднять руку тем, кто согласен с предложением. Это не предполагает вынесение решения, а просто позволяет ведущему составить впечатление о том, как разделились мнения. Голосование проводится, когда мало времени и нужно принять решение.
|
Ролевая игра «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
показать/скрыть |
|
Цель игры. Развивать у учащихся творческое воображение, умение применять знания по теме «Природные ресурсы и рациональное природопользование» в нестандартной ситуации. Игра способствует сплочению коллектива и формированию умения работать в коллективе, отстаивать собственное мнение; развитию лидерских качеств.
Количество игроков. 12 и более человек.
Правила игры. Группа разбивается на 3–4 команды. Каждой из команд дается индивидуальное задание, которое они будут выполнять на участке местности, определённом заранее. Этот участок местности – «необитаемый остров», и команда попадает туда в результате кораблекрушения. Команда находит свой участок по плану, который она получает вместе с заданием от ведущего, и работает на нём в течение 30–45 минут. Ей надо исследовать и оценить природные и человеческие ресурсы, составить план ведения хозяйства и организации своей жизни на острове. Каждая команда получает задание в секрете от других. Задания могут заметно отличаться. Например, одним предлагается разработать стратегию жизни на необитаемом острове в течение одного месяца до того, как они будут спасены, другим – в течение одного года, третьим же – на десятки лет. После выполнения задания на местности группа собирается вместе для обсуждения. От каждой команды выступает один человек. Другие группы должны определить, какое первоначальное задание получила команда.
Примечания. Игру можно провести и в помещении, раздав учащимся план острова. Каждой команде предоставляется возможность внести в план местности 1–2 элемента по желанию, например, водоём, лес или другой природный объект. Можно членам команды предложить роли экологов, агрономов и т.д.
|
Ролевая игра «2000 МЕДВЕДЕЙ»
показать/скрыть |
|
Цель игры. Развитие у учащихся творческого воображения, умения использовать полученные знания экологического характера при моделировании ситуации. Игра способствует сплочению коллектива и формированию умения работать в коллективе, отстаивать собственное мнение; развитию лидерских качеств.
Количество игроков. 5 и более человек.
Правила игры. Проблема для обсуждения: биологи подсчитали, что в большом горном районе могут обитать 800 медведей. У животных будет достаточно пищи, чтобы не выходить за пределы этой местности и не тревожить проживающих людей. По указанию диктатора этой страны было выращено и выпущено на эту территорию множество медведей, предназначенных для охоты. Диктатор исчез, но теперь в районе обитает 2000 медведей. По причине такого излишка постоянно возникают осложнения: медведи спускаются в долину, разоряют сады, крадут овец, иногда даже нападают на пастухов. Предложите возможные варианты решения проблемы.
Примечание. Игру можно провести в форме ролевой, используя метод мозговой атаки и прием-раунд, описанные выше.
|
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Виноградова Н.В., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
- Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. – М.: Эйдос, 1994. – 125 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг... (Под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
- Хаверкамп Я. Идеи и советы по планированию семинара. – Киев: ИА «Эхо-Восток», 1995. – 28 с.
- Яковлев В. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 158 с.
- Ясвин В.А. Взаимодействие с природой как фактор психологической реабилитации ребенка в условиях депривации // Детский практический психолог, ноябрь, 1994. – С. 33-36.
- Cornell J. Sharing the joy of nature: nature activities for all ages. – Dawn Publications, 1989. – P. 173.
|