Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


«Безопасная энергетика в Забайкалье»:

методика проведения ролевой игры

О.В. Корсун, Е.А.Игумнова

 

Игровые методы обучения позволяют обучаемым перейти от роли пассивных слушателей к активным действиям, диалогу, дискуссии. Школьники, студенты, преподаватели получают социальные навыки: идет постоянный обмен мнениями, участники игры приходят к общему решению, учатся учитывать разные точки зрения при принятии решений. При этом учатся все, в том числе и педагоги, ведь порой в процессе игры возникает совершенно новый взгляд на проблему.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Выбор тематики для экологических ролевых игр может быть достаточно широким. В данной статье предлагается вариант игры, посвящённой экологическим проблемам развития такой отрасли промышленности как энергетика. Разойдясь в машинописных вариантах, эта игра уже почти 15 лет используется учителями-экологами и заслужила положительные отзывы.

Однако аналогичные игры могут быть нацелены на обсуждение самых различных проблем: лесопользования, горнорудной промышленности, загрязнения воздуха транспортом и промышленными предприятиями, охоты и браконьерства, экологической безопасности продуктов питания и т.д.

Использование ролевых игр должно быть рассчитано на соблюдение учителем и учащимися нескольких обязательных требований. Во-первых, успех игры в значительной степени зависит от эрудиции игроков и руководителя. Это значит, что команды, или творческие группы должны заранее получить свою карточку с заданием, чтобы иметь время для подготовки. Некоторым (особенно младшим) классам может потребоваться предварительная подготовка в течение нескольких дней. Будет неплохо, если учитель посоветует им, где найти соответствующую литературу. В современных условиях ценным источником информации становится Интернет. Важно лишь учитывать, что сеть насыщена не только достоверной информацией, но и всевозможными домыслами, которые могут показаться ученику объективными, а на самом деле не будут иметь ничего общего с реальностью. Возможно, педагогу в таких случаях стоит заранее провести консультирование команд и оценить достоверность подготовленных ими фактов.

С другой стороны, учитель не должен оказывать излишнее давление на участников игры как в процессе её подготовки, так и во время проведения. Педагог, так же как и ученики, имеет право на собственное мнение (более того, учитель обязан его иметь), но это мнение может быть высказано лишь так, чтобы не оказать авторитарное влияние на команды во время дискуссии. В противном случае, его лучше не афишировать до окончания игры.

Не следует забывать о том, что излишнее использование авторитета может быть свойственно и для самих участников ролевой игры. Наиболее эрудированные, харизматичные, склонные к авторитаризму или гиперактивные учащиеся могут существенно изменить ход игры, оттеснив в тень доводы более скромных оппонентов. Поэтому важно, чтобы все участники игры пользовались равными правами, команды изначально имели примерно равные силы как по интеллектуальным возможностям, так и по степени готовности вести дискуссию и отстаивать свои убеждения.

При этом важно, чтобы эмоции участников не перехлёстывали через край, и в расчёт принимались в первую очередь именно интеллектуальные аргументы, а также умение корректно вести дискуссию. Во время игры категорически недопустимы (и должны решительно пресекаться учителем) любые личные выпады. Уважение к оппонентам – обязательное условие ролевой игры.

Важной функцией педагога как организатора игры является расчёт времени и контроль его соблюдения для каждой части игры. Команды должны заранее знать, сколько минут будет им отведено на аргументированное изложение своей позиции, а также на свободную дискуссию. Кроме того, в необходимых случаях учитель может ограничить время для задаваемых вопросов (или их количество).

Вероятно, не стоит ожидать безусловных победителей в игровой дискуссии. Естественно, если члены различных команд постараются сохранить приверженность собственному проекту. Поэтому не следует непременно стремиться привести всех игроков к единому знаменателю. Возможно, оптимальными вариантами результата были бы попытки участников игры найти компромисс в виде «раздела рынка энергетических услуг» или «самого оптимального и безопасного для людей размещения нескольких типов электростанций». В других случаях, однако, явным победителем может оказаться лишь одна из команд. Как бы то ни было, педагог должен быть готов деликатно завершить дискуссию, выбрав тот результат, который может быть признан большинством участников наиболее справедливым.

Организатору игры следует помнить, что рассматриваемые проблемы таковы, что для них трудно найти единственно верное решение. Выявление лучшего проекта, следовательно, будет желательным, но вовсе не обязательным результатом дискуссии. Главные цели игры: воспитание личностных качеств, умения работать в коллективе, формирование экологического мышления и гражданской позиции.

 


ПЛАН РОЛЕВОЙ ИГРЫ


Игра «Безопасная энергетика в Забайкалье» рассчитана на участников в возрасте не младше 13 лет и ставит своей целью развитие интереса к экологическим проблемам родного края, воспитание гражданского сознания, неравнодушного отношения к природе. Общая продолжительность ролевой игры – 1–1,5 часа.

Некоторые советы для участников игры:

  • будьте открыты душой;
  • слушайте активно и внимательно;
  • будьте вежливы;
  • умея твёрдо отстаивать своё мнение, будьте мягки в общении с людьми;
  • выносите мудрые решения, достигнутые сообща.

Как педагогу, так и ученикам важно помнить условие, что игра – только там и тогда, где для каждого участника есть СВОЙ ВЫБОР, СВОЙ ПОИСК, СВОЯ БОРЬБА.

Ролевая игра может проводиться в следующей последовательности.

1. Рассказав о проблеме обеспечения населённых пунктов и предприятий Забайкалья энергией и теплом, педагог предлагает учащимся попытаться найти наилучшее решение, сформировав свое мнение в ходе дискуссии; объявляет тему для обсуждения и объясняет правила игры.

2. Участники делятся на творческие группы по желанию или по рекомендации учителя так, чтобы в каждую группу входили ученики разного уровня развития. Каждая группа получает задание и возможность работать с картой Забайкальского края.

3. На подготовку могут быть отведены различные сроки. Лучше, если команды будут иметь несколько дней для подготовки и работы с литературой. С другой стороны, сильные команды старшеклассников в состоянии справиться с заданием без предварительной подготовки. В этом случае им отводится 20–30 минут, в течение которых каждая творческая группа готовит свой проект, стремясь решить проблемы, перечисленные в листе с заданием. В случае нехватки фактического материала, необходимого для отстаивания собственной позиции, группа использует подготовленную заранее учителем справочную литературу или обращается к нему за помощью. Во время подготовки нельзя исключать и возможность кооперирования между различными группами с представлением комплексного проекта.

4. После окончания обсуждения проводится защита готовых проектов. Каждая группа зачитывает полученное задание и защищает проект, отмечая его преимущества и показывая способы решения тех или иных проблем.

5. По завершении защиты каждого из проектов члены трёх других групп, составляющие временную экспертную комиссию, задают вопросы и стремятся выявить недостатки предлагаемого проекта.

6. На следующем этапе учитель предлагает время для свободной дискуссии между игроками. Это может быть необходимо для того, чтобы они могли привести дополнительные аргументы, а в случае необходимости, скооперироваться между собой в поисках наиболее устраивающего их решения.

7. Подведение итогов дискуссии может проводиться различными способами в зависимости от степени подготовленности аудитории. Возможен вариант, при котором итоги подводятся независимой группой экспертов, составленной до начала дискуссии. В другом случае в роли арбитра может выступить сам учитель. Не исключено, что победившее (хотя не обязательно оптимальное) решение может быть определено голосованием участников или зрителей.

 

Образцы предлагаемых заданий.

 

СТОРОННИКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Вы должны доказать преимущества тепловых электростанций (надёжность, дешевизна, доступность топлива и т.д.) по сравнению с другими типами станций.

Предложите возможные источники финансирования и место для строительства станции, источники получения топлива (уголь, мазут, газ и т.д.). Учтите, что при сгорании угля остаются шлаки, нуждающиеся в утилизации.

Как будет решаться проблема сохранения чистоты атмосферного воздуха?

Не забудьте, что для теплоэлектростанции необходим водоём-охладитель, или специальные установки (градирни), выбрасывающие в атмосферу до 70% производимого тепла.

Какими аргументами вы можете убедить местное население и органы власти в преимуществах вашего проекта?

 

СТОРОННИКИ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ

Ваша задача – доказать возможность и необходимость строительства в Забайкальском крае гидроэлектростанции, как наиболее простого и дешёвого источника энергии.

Предложите место строительства, источники финансирования, трудовых ресурсов, материалов для строительства.

Ваш проект должен показать наименьший ущерб влияния ГЭС на природу.

Что вы предпочтёте: строительство одной крупной ГЭС или нескольких небольших?

Не забудьте, что при строительстве ГЭС образуется водохранилище, при этом заливаются земли, которые могли бы использоваться для сельского и лесного хозяйства, охоты, отдыха людей. На этих землях могут находиться населённые пункты, памятники природы, залежи полезных ископаемых.

Как электростанция повлияет на окрестную флору и фауну? Какие климатические изменения могут произойти в результате строительства водохранилища (сравните с климатом побережий крупных озер и морей)?

Найдите аргументы, способные убедить местное население и власти в преимуществах вашего проекта.

 

СТОРОННИКИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Вы должны доказать преимущества строительства атомной электростанции. Первая в мире АЭС – Обнинская – была создана в нашей стране. Эти электростанции используют уран, один килограмм которого выделяет столько же тепла, сколько получают от сжигания 2,5 тысяч тонн угля. Необходимо убедить слушателей в надёжности новых современных типов ядерных реакторов; в том, что Чернобыльская катастрофа больше не может повториться, а проблема опасности АЭС раздувается искусственно.

Предложите возможное место для строительства АЭС, источники топлива для электростанции, финансирования строительства.

Опишите достоинства атомных электростанций по сравнению с другими типами станций; возможные преимущества, которые получит местное население.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы изменить настороженное отношение населения и местных властей к атомной энергетике?

 

СТОРОННИКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

Какие из нетрадиционных источников энергии вы предпочтёте использовать (ветер, солнце, тепло земли)?

Докажите, что несмотря на большую дороговизну и меньшую эффективность выбранных вами источников энергии, они имеют преимущества перед традиционными.

Как вы собираетесь решать проблемы финансирования строительства? Где будете размещать электростанции? Какие из них предпочтительнее: крупные или мелкие? Какие доказательства и меры могут убедить население и местные власти в необходимости приоритетного строительства на территории Забайкальского края экологически чистых электростанций?

Вы должны учесть, что геотермальные электростанции, использующие земное тепло, могут возводиться лишь там, где тепло находится вблизи земной поверхности. Необходимо иметь в виду, что солнечные батареи и ветряные мельницы для электростанций занимают значительные участки земли; ветряные мельницы, кроме того, могут издавать сильный шум и представлять опасность для птиц.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011