Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Приложение 8

Таблица. Тематическое планирование курса «Человек и его здоровье»

№ п/п Федеральный уровень Лабораторные работы Региональный уровень
1 2 3 4
1. Введение. Науки, изучающие организм человека, их становление и методы исследования.   Биосоциальная сущность человека.
Раздел I. Происхождение человека (3 час)
2. Вид – человек разумный, его место в систематике. Доказательства животного происхождения.    
3. Основные этапы эволюции человека. Демонстрация модели «Происхождение человека».  
4. Человеческие расы. Человек как вид.    
Раздел II. Строение и функции организма (57 час)
5. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.    
6-7. Клеточное строение организма. Жизненные процессы клетки. Лабораторная работа: «Рассматривание клеток тканей под микроскопом».  
8. Ткани.    
9. Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа: «Самонаблюдение рефлексов».  
Опорно-двигательная система (7 час)
10. Скелет и мышцы, их функции. Строение костей.    
11-12. Скелет человека, его приспособление к прямохождению и трудовой деятельности. Соединение костей. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение костей». Влияние недостатка химических элементов в Забайкалье. Уровская (Кашина-Бека) болезнь.
13-14. Мышцы человека, их работа и регуляция. Лабораторная работа: «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». Влияние физических упражнений на правильное формирование опорно-двигательной системы. Активный отдых – путь к сохранению здоровья.
1 2 3 4
Внутренняя среда организма (4 час)
17-18. Компоненты внутренней среды, их взаимодействие. Состав крови, функции её компонентов. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Малокровие. Лабораторная работа: «Рассматривание клеток крови под микроскопом».  
19-20. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Инфекционные болезни. Иммунология на службе человека.   Снижение защитных механизмов иммунологической системы человека в Забайкалье. Профилактика заболеваний.
Кровеносная и лимфатические системы (6 час)
21. Транспортные системы организма.    
22. Строение сосудов. Круги кровообращения. Лабораторная работа: «Функции венозных клапанов».  
23. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Лабораторная работа: «Изменения в тканях при перетяжках».    
1 2 3 4
24. Движение крови по сосудам. Артериальное давление. Пульс. Лабораторная работа: «Изменение скорости кровотока. Пульс». Отрицательное влияние резких перепадов температур на здоровье человека в Забайкалье.
25-26. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа: «Функциональная проба. Реакция на дозированную нагрузку». Сердечно-сосудистые заболевания, связанные с селенодефицитом (болезнь Кешана), их профилактика.
Дыхательная система (6 час)
27. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.    
28. Заболевания дыхательных путей, их профилактика.    
29. Газообмен в лёгких и тканях.    
30. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки во время вдоха и выдоха».    
1 2 3 4
31-32. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика. Приёмы реанимации. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа: «Функциональные пробы с задержкой дыхания». Повышенное количество заболеваний органов дыхания в читинской области, их профилактика. Высокий уровень загрязнения воздуха в г. Чите зимой. Вредное влияние курения на организм человека.      
Пищеварительная система (6 часов)
33. Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.   Влияние избытка и недостатка фтора на зубы. Флюороз у жителей района озера Кенон, его профилактика.
34. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа: «Действие ферментов слюны на крахмал».  
35. Пищеварение  в желудке и двенадцатиперстной кишке.   Влияние избытка кальция на возникновение желчекаменной болезни в условиях Забайкалья.
36. Функции тонкого и толстого кишечника.    
37. Регуляция пищеварения.    
38. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.   Основные гельминтозы в Забайкалье, их профилактика. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Пищевые добавки.
Обмен веществ и энергии (4 час)
39-40. Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.    
41. Витамины.   Недостаток витаминов в Забайкалье. Причины рахита, его профилактика в Забайкалье.  
1 2 3 4
42. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа: «Составление пищевого рациона». Особенности питания в разные времена года.
Покровы тела, теплорегуляция (4 час)
43. Строение и функции кожи.    
44. Роль кожи в обменных процессах, терморегуляция.    
45-46. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Причины заболеваний кожи. Травмы. Терморегуляция. Закаливание.   Особенности закаливающих факторов в Забайкалье. Вероятность возникновения кожных заболеваний.
Выделительная система (2 час)
47-48. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды. Строение и функции органов выделения. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.   Особенности предупреждения почечных заболеваний в Забайкалье.
Нервная система (5 час)
49. Значение нервной системы, её строение.    
50. Строение и функции спинного мозга.    
51. Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа: «Пальценосная проба».  
52. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Лабораторная работа: «Рефлексы продолговатого и спинного мозга».  
53. Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа: «Тест: штриховое раздражение кожи».  
Анализаторы и органы чувств (5 час)
54. Анализаторы и органы чувств, их значение.    
55. Зрительный анализатор. Лабораторная работа: «Иллюзии при бинокулярном зрении».  
56. Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний.        
1 2 3 4
57. Слуховой анализатор. Гигиена органов слуха.   Профилактика тугоухости, глухоты и других заболеваний органов слуха.
58. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.    
Высшая нервная деятельность (4 час)
59. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.    
60. Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа: «Выработка навыка зеркального письма».  
61. Биологические ритмы. Сон и бодрствование.   Активный отдых как форма человеческой деятельности и путь к укреплению здоровья.
62. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.   Культура общения как фактор здоровья.
Железы внутренней секреции (2 час)
63-64. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Функции основных желез.   Эндемический зоб в Забайкалье, профилактика йододефицита.
1 2 3 4
Индивидуальное развитие организмов (3 час)
65. Жизненные циклы. Размножение.    
66. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребёнка после рождения.   Медицинские учреждения г. Читы, центр планирования семьи, перинотальный центр.
67. Наследственные заболевания. СПИД, заболевания, передающиеся половым путём, их профилактика.   Ситуация с заболеваемостью СПИДом и  другими инфекциями в Читинской области.
68. Заключительный урок: «За здоровый образ жизни».   Здоровье – результат сознательного поведения, умения вести здоровый образ жизни.

Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011