№ п/п
|
Федеральный уровень
|
Лабораторные
работы
|
Региональный уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Введение. Науки,
изучающие организм человека, их становление и методы исследования.
|
|
Биосоциальная
сущность человека.
|
Раздел I.
Происхождение человека (3 час)
|
2.
|
Вид – человек
разумный, его место в систематике. Доказательства животного происхождения.
|
|
|
3.
|
Основные этапы
эволюции человека.
|
Демонстрация
модели «Происхождение человека».
|
|
4.
|
Человеческие
расы. Человек как вид.
|
|
|
Раздел II.
Строение и функции организма (57 час)
|
5.
|
Уровни
организации. Структура тела. Органы и системы органов.
|
|
|
6-7.
|
Клеточное
строение организма. Жизненные процессы клетки.
|
Лабораторная
работа: «Рассматривание клеток тканей под микроскопом».
|
|
8.
|
Ткани.
|
|
|
9.
|
Рефлекторная
регуляция.
|
Лабораторная
работа: «Самонаблюдение рефлексов».
|
|
Опорно-двигательная система (7 час)
|
10.
|
Скелет и мышцы,
их функции. Строение костей.
|
|
|
11-12.
|
Скелет человека,
его приспособление к прямохождению и трудовой деятельности. Соединение
костей.
|
Лабораторная
работа: «Микроскопическое строение костей».
|
Влияние
недостатка химических элементов в Забайкалье. Уровская (Кашина-Бека) болезнь.
|
13-14.
|
Мышцы человека,
их работа и регуляция.
|
Лабораторная
работа: «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия».
|
Влияние
физических упражнений на правильное формирование опорно-двигательной системы.
Активный отдых – путь к сохранению здоровья.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Внутренняя среда организма (4 час)
|
17-18.
|
Компоненты
внутренней среды, их взаимодействие. Состав крови, функции её компонентов.
Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Малокровие.
|
Лабораторная
работа: «Рассматривание клеток крови под микроскопом».
|
|
19-20.
|
Борьба организма
с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Инфекционные болезни.
Иммунология на службе человека.
|
|
Снижение защитных
механизмов иммунологической системы человека в Забайкалье. Профилактика заболеваний.
|
Кровеносная и лимфатические системы (6 час)
|
21.
|
Транспортные
системы организма.
|
|
|
22.
|
Строение сосудов.
Круги кровообращения.
|
Лабораторная
работа: «Функции венозных клапанов».
|
|
23.
|
Строение и работа
сердца. Автоматизм сердца.
|
Лабораторная
работа: «Изменения в тканях при перетяжках».
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24.
|
Движение крови по
сосудам. Артериальное давление. Пульс.
|
Лабораторная
работа: «Изменение скорости кровотока. Пульс».
|
Отрицательное
влияние резких перепадов температур на здоровье человека в Забайкалье.
|
25-26.
|
Гигиена
сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
|
Лабораторная
работа: «Функциональная проба. Реакция на дозированную нагрузку».
|
Сердечно-сосудистые
заболевания, связанные с селенодефицитом (болезнь Кешана), их профилактика.
|
Дыхательная система (6 час)
|
27.
|
Значение дыхания.
Строение и функции органов дыхания.
|
|
|
28.
|
Заболевания
дыхательных путей, их профилактика.
|
|
|
29.
|
Газообмен в
лёгких и тканях.
|
|
|
30.
|
Механизмы вдоха и
выдоха. Регуляция дыхания.
|
Лабораторная
работа: «Измерение обхвата грудной клетки во время вдоха и выдоха».
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
31-32.
|
Функциональные
возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы
органов дыхания, их профилактика. Приёмы реанимации. Охрана воздушной среды.
|
Лабораторная
работа: «Функциональные пробы с задержкой дыхания».
|
Повышенное количество
заболеваний органов дыхания в читинской области, их профилактика. Высокий
уровень загрязнения воздуха в г. Чите зимой. Вредное влияние курения на организм
человека.
|
Пищеварительная система (6 часов)
|
33.
|
Питание и
пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.
|
|
Влияние избытка и
недостатка фтора на зубы. Флюороз у жителей района озера Кенон, его профилактика.
|
34.
|
Пищеварение в
ротовой полости.
|
Лабораторная
работа: «Действие ферментов слюны на крахмал».
|
|
35.
|
Пищеварение в
желудке и двенадцатиперстной кишке.
|
|
Влияние избытка
кальция на возникновение желчекаменной болезни в условиях Забайкалья.
|
36.
|
Функции тонкого и
толстого кишечника.
|
|
|
37.
|
Регуляция
пищеварения.
|
|
|
38.
|
Гигиена органов
пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
|
|
Основные
гельминтозы в Забайкалье, их профилактика. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему. Пищевые добавки.
|
Обмен веществ и энергии (4 час)
|
39-40.
|
Обмен веществ и
энергии – основное свойство живых существ.
|
|
|
41.
|
Витамины.
|
|
Недостаток
витаминов в Забайкалье. Причины рахита, его профилактика в Забайкалье.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
42.
|
Энергозатраты
человека и пищевой рацион.
|
Лабораторная
работа: «Составление пищевого рациона».
|
Особенности
питания в разные времена года.
|
Покровы тела, теплорегуляция (4 час)
|
43.
|
Строение и
функции кожи.
|
|
|
44.
|
Роль кожи в
обменных процессах, терморегуляция.
|
|
|
45-46.
|
Уход за кожей.
Гигиена одежды и обуви. Причины заболеваний кожи. Травмы. Терморегуляция.
Закаливание.
|
|
Особенности
закаливающих факторов в Забайкалье. Вероятность возникновения кожных
заболеваний.
|
Выделительная система (2 час)
|
47-48.
|
Значение органов
выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды. Строение и функции органов
выделения. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
|
|
Особенности
предупреждения почечных заболеваний в Забайкалье.
|
Нервная система (5 час)
|
49.
|
Значение нервной
системы, её строение.
|
|
|
50.
|
Строение и
функции спинного мозга.
|
|
|
51.
|
Строение и
функции головного мозга.
|
Лабораторная
работа: «Пальценосная проба».
|
|
52.
|
Аналитико-синтетическая
функция коры больших полушарий.
|
Лабораторная
работа: «Рефлексы продолговатого и спинного мозга».
|
|
53.
|
Соматический и
автономный отделы нервной системы.
|
Лабораторная
работа: «Тест: штриховое раздражение кожи».
|
|
Анализаторы и органы чувств (5 час)
|
54.
|
Анализаторы и
органы чувств, их значение.
|
|
|
55.
|
Зрительный
анализатор.
|
Лабораторная
работа: «Иллюзии при бинокулярном зрении».
|
|
56.
|
Гигиена зрения.
Предупреждение глазных заболеваний.
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
57.
|
Слуховой
анализатор. Гигиена органов слуха.
|
|
Профилактика
тугоухости, глухоты и других заболеваний органов слуха.
|
58.
|
Органы
равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие
анализаторов.
|
|
|
Высшая нервная деятельность (4 час)
|
59.
|
Вклад
отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.
|
|
|
60.
|
Врождённые и
приобретённые программы поведения.
|
Лабораторная
работа: «Выработка навыка зеркального письма».
|
|
61.
|
Биологические
ритмы. Сон и бодрствование.
|
|
Активный отдых
как форма человеческой деятельности и путь к укреплению здоровья.
|
62.
|
Особенности
высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные
процессы. Воля, эмоции, внимание.
|
|
Культура общения
как фактор здоровья.
|
Железы внутренней секреции (2 час)
|
63-64.
|
Железы внешней,
внутренней и смешанной секреции. Функции основных желез.
|
|
Эндемический зоб
в Забайкалье, профилактика йододефицита.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Индивидуальное развитие организмов (3 час)
|
65.
|
Жизненные циклы.
Размножение.
|
|
|
66.
|
Развитие зародыша
и плода. Беременность и роды. Развитие ребёнка после рождения.
|
|
Медицинские
учреждения г. Читы, центр планирования семьи, перинотальный центр.
|
67.
|
Наследственные
заболевания. СПИД, заболевания, передающиеся половым путём, их профилактика.
|
|
Ситуация с
заболеваемостью СПИДом и другими инфекциями в Читинской области.
|
68.
|
Заключительный
урок: «За здоровый образ жизни».
|
|
Здоровье –
результат сознательного поведения, умения вести здоровый образ жизни.
|