Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Приложение 12

Таблица. Тематический план программы школьного компонента по экологии
«Экология водоёма: озеро Кенон и я» (6 кл.)

№ п/п ТЕМА ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЯ Форма проведения занятия, виды деятельности уч-ся Материалы, оборудование Кол-во час. теор. Кол-во час. практ. Примечания
1 2 3 4 5 6 7 8
I. МИР ВОКРУГ МЕНЯ
1.1. Вводное занятие. Мир вокруг меня. Цель и задачи курса. Понятия: взаимосвязь человека с природой, экосистема, моя «малая Родина». 1. Составление индивидуального плана-рисунка: «Что связывает меня с озером и людьми, живущими рядом» и его обсуждение. Карандаши, фломастеры. 1
1.2. Наше озеро. Непосредственные наблюдения в природе, экологические игры на сближение с природой, создание творческих работ. 1. Экологические игры на берегу озера «Поиск своего тотема», «Сто вопросов об озере» и другие. 2. Занятие-наблюдение «Закат (восход, утро…) на озере осенью». 3. Рисование пейзажей. Проведение конкурса детских рисунков. 4. Написание рассказа, сказки или стихотворения на тему «Кенон в моей жизни». Карандаши, фломастеры, краски. 5 Экологические игры проводятся на берегу озера.
1.3. Озеро Кенон и его роль в жизни города. Роль озера Кенон в жизни микрорайона и города. Понятия: рекреация, водоём-охладитель, водоём рыбохозяйственного значения, загрязнение. 1. Экскурсия «Озеро Кенон и его роль в жизни микрорайона и города». 2. Обобщающее занятие по итогам экскурсии. Разделение класса на группы по интересам для работы над проектами: «эколог-воспитатель», Автобус, фотоаппарат. 1 3
инициативная группа по подготовке родительского собрания, «эколог-исследователь».
1.4. Живая история. Историческая справка о природных и культурных особенностях данной территории. Психологические особенности ведения беседы при взятии интервью. Понятия: интервью, эмпатия, социум. 1. Тренинг на общение: «В согласии с людьми». 2. Проведение интервью со старожилами, рыбаками. 3. Анализ информации о происшедших изменениях на данной территории. 4. Составление летописи озера. Магнитофон, блокноты. 2 6 Проведение интервьюирования группами по 2 – 3 человека.
II. МЫ ИЗУЧАЕМ ВОДОЁМ
2.1. Физико-географическая характеристика озе Физико-геграфичес кое положение озера. Реки, впадающие в Кенон. Физические характеристики: глубина, пло- 1. Практическая работа с контурными картами. 2. Самостоятельная работа с литературой. Контурные карты озера Кенон. 1 1
ра Кенон. щадь, объём озера. Строение дна. Климатические особенности местности.
2.2. Растительный мир озера Кенон. Многообразие водных растений в озере Кенон.
Роль растений в экосистеме.
Приспособления растений к жизни в водной среде.
Понятия: флора, сообщество, бактерии, водоросли, высшая водная растительность, фитопланктон, фитобентос
1. Лабораторная работа по определению видового состава растений экосистемы озера. 2. Практическая работа: «Определение площади зарастаемости озера тростником». 3. Проведение экологических игр по изучению растительного мира экосистемы озера. Фиксированный материал, гербарий, микроскопы, препаровальные иглы, сантиметровые ленты. 2 4
1 2 3 4 5 6 7 8
2.3. Животный мир озера Кенон. Многообразие представителей фауны. Классификация животных по месту их обитания. Роль животных в экосистеме. Понятия: зоопланктон, зообентос, нейстон, вид-индикатор. 1. Лабораторная работа по определению видового состава животных экосистемы озера. 2. Проведение экологических игр по изучению животного мира экосистемы озера. Фиксированный материал, микроскопы, препар. иглы, коллекции, подвижные схемы. 2 4
2.4. Взаимосвязь животных и растений в экосистеме. Взаимосвязь животных и растений в экосистеме. Аквариум как модель водоёма. Жизнь подо льдом. Устойчивость экосистемы. Понятия: пищевые связи, биотические, абиотические условия, искусственная экосистема, устойчивость экосистемы. 1. Экологические игры: «Что нужно растению для жизни?», «Что нужно животному для жизни?», «Рдест и всё вокруг него», «Дно и его обитатели», «Кто главный в экосистеме?». 2. Построение пищевых цепей. 3. Решение прогностических задач: «Что произойдёт, если...». 4. Практическая работа: «Аквариум как искусственная экосистема». Фиксированный материал, микроскопы, препаровальные иглы, коллекции, подвижные схемы. 2 4
2.5. Природа окрестностей озера. Животные и растения городской экосистемы, влияние на неё человека. Понятие: антропогенный фактор. 1. Практическая работа «Приспособления животных и растений к городской экосистеме». 2. Выступления учащихся по результатам индивидуальных исследований. 1 2 Проведение индивидуальной исследовательской работы.
1 2 3 4 5 6 7 8
III. ЧТО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТЕ
3.1. Экологический десант. Пропаганда экологических знаний среди населения. Понятие: окультуривание берегов реки. Выступления учащихся о проблемах озера Кенон в детском саду, на родительском собрании. Трудовой десант по очистке берегов рек, впадающих в озеро. Инвентарь, грузовая машина. 4 Практ. работа вместе с учителями, родителями, населением.
3.2. Конференция «Озеро +мы =друзья». Подведение итогов работы 1 года. Проведение конкурса экологов между группами. 2 Принимают участие родители.
IV. Летний полевой практикум
4.1. Летний полевой практикум. Проведения мониторинга экосистемы озера. Практическая работа по индивидуальным заданиям. Гидробиологическое оборудование.

Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011