№ п/п
|
ТЕМА
|
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ,
ПОНЯТИЯ
|
Форма проведения занятия,
виды деятельности уч-ся
|
Материалы,
оборудование
|
Кол-во
час.
теор.
|
Кол-во
час.
практ.
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
I. МИР ВОКРУГ МЕНЯ
|
1.1.
|
Вводное занятие. Мир вокруг меня.
|
Цель и задачи курса. Понятия: взаимосвязь
человека с природой, экосистема, моя «малая Родина».
|
1.
Составление
индивидуального плана-рисунка: «Что связывает меня с озером и людьми,
живущими рядом» и его обсуждение.
|
Карандаши, фломастеры.
|
|
1
|
|
1.2.
|
Наше озеро.
|
Непосредственные наблюдения в природе,
экологические игры на сближение с природой, создание творческих работ.
|
1.
Экологические
игры на берегу озера «Поиск своего тотема», «Сто вопросов об озере» и другие.
2.
Занятие-наблюдение
«Закат (восход, утро…) на озере осенью».
3.
Рисование
пейзажей. Проведение конкурса детских рисунков.
4.
Написание
рассказа, сказки или стихотворения на тему «Кенон в моей жизни».
|
Карандаши, фломастеры, краски.
|
|
5
|
Экологические игры проводятся на берегу
озера.
|
1.3.
|
Озеро Кенон и его роль в жизни города.
|
Роль озера Кенон в жизни микрорайона и
города. Понятия: рекреация, водоём-охладитель, водоём рыбохозяйственного значения,
загрязнение.
|
1.
Экскурсия
«Озеро Кенон и его роль в жизни микрорайона и города».
2. Обобщающее
занятие по итогам экскурсии. Разделение класса на группы по интересам для
работы над проектами: «эколог-воспитатель»,
|
Автобус, фотоаппарат.
|
1
|
3
|
|
|
|
|
инициативная
группа по подготовке родительского собрания, «эколог-исследователь».
|
|
|
|
|
1.4.
|
Живая
история.
|
Историческая справка о природных и культурных
особенностях данной территории. Психологические особенности ведения беседы
при взятии интервью. Понятия: интервью, эмпатия, социум.
|
1.
Тренинг
на общение: «В согласии с людьми».
2.
Проведение
интервью со старожилами, рыбаками.
3.
Анализ
информации о происшедших изменениях на данной территории.
4.
Составление
летописи озера.
|
Магнитофон, блокноты.
|
2
|
6
|
Проведение интервьюирования группами по
2 – 3 человека.
|
II. МЫ ИЗУЧАЕМ ВОДОЁМ
|
2.1.
|
Физико-географическая характеристика озе
|
Физико-геграфичес кое положение озера.
Реки, впадающие в Кенон. Физические характеристики: глубина, пло-
|
1.
Практическая
работа с контурными картами.
2.
Самостоятельная
работа с литературой.
|
Контурные карты озера Кенон.
|
1
|
1
|
|
|
ра Кенон.
|
щадь, объём озера. Строение дна. Климатические
особенности местности.
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
Растительный мир озера Кенон.
|
Многообразие
водных растений в озере Кенон.
Роль растений в
экосистеме.
Приспособления растений
к жизни в водной среде.
Понятия: флора,
сообщество, бактерии, водоросли, высшая водная растительность, фитопланктон,
фитобентос
|
1.
Лабораторная
работа по определению видового состава растений экосистемы озера.
2.
Практическая
работа: «Определение площади зарастаемости озера тростником».
3. Проведение
экологических игр по изучению растительного мира экосистемы озера.
|
Фиксированный материал,
гербарий, микроскопы, препаровальные иглы, сантиметровые ленты.
|
2
|
4
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
2.3.
|
Животный мир озера Кенон.
|
Многообразие представителей фауны.
Классификация животных по месту их обитания.
Роль животных в экосистеме.
Понятия: зоопланктон, зообентос, нейстон,
вид-индикатор.
|
1.
Лабораторная
работа по определению видового состава животных экосистемы озера.
2. Проведение
экологических игр по изучению животного мира экосистемы озера.
|
Фиксированный материал,
микроскопы, препар. иглы, коллекции,
подвижные схемы.
|
2
|
4
|
|
2.4.
|
Взаимосвязь животных и растений в экосистеме.
|
Взаимосвязь животных и растений в экосистеме.
Аквариум как модель водоёма.
Жизнь подо льдом.
Устойчивость экосистемы.
Понятия: пищевые связи, биотические,
абиотические условия, искусственная экосистема, устойчивость экосистемы.
|
1.
Экологические
игры: «Что нужно растению для жизни?», «Что нужно животному для жизни?»,
«Рдест и всё вокруг него», «Дно и его обитатели», «Кто главный в экосистеме?».
2.
Построение
пищевых цепей.
3.
Решение
прогностических задач: «Что произойдёт, если...».
4.
Практическая
работа: «Аквариум как искусственная экосистема».
|
Фиксированный материал, микроскопы, препаровальные
иглы, коллекции, подвижные схемы.
|
2
|
4
|
|
2.5.
|
Природа окрестностей озера.
|
Животные и растения городской экосистемы,
влияние на неё человека. Понятие: антропогенный фактор.
|
1.
Практическая
работа «Приспособления животных и растений к городской экосистеме».
2.
Выступления
учащихся по результатам индивидуальных исследований.
|
|
1
|
2
|
Проведение индивидуальной исследовательской
работы.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
III. ЧТО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТЕ
|
3.1.
|
Экологический десант.
|
Пропаганда экологических знаний среди населения.
Понятие: окультуривание берегов реки.
|
Выступления учащихся о проблемах озера
Кенон в детском саду, на родительском собрании.
Трудовой десант по очистке берегов рек,
впадающих в
озеро.
|
Инвентарь, грузовая машина.
|
|
4
|
Практ. работа вместе с учителями, родителями,
населением.
|
3.2.
|
Конференция
«Озеро +мы =друзья».
|
Подведение итогов работы 1 года.
|
Проведение конкурса экологов между
группами.
|
|
|
2
|
Принимают участие родители.
|
IV. Летний полевой практикум
|
4.1.
|
Летний полевой практикум.
|
Проведения мониторинга экосистемы озера.
|
Практическая работа по индивидуальным заданиям.
|
Гидробиологическое оборудование.
|
|
|
|