Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


1.1 Роль Регионального образовательного стандарта по экологии

 

Е.А. Игумнова

 

Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области (далее Стандарт) выступает одним из инструментов формирования региональной образовательной политики в сфере экологического образования. Нормативно-правовой статус документа закреплён решением заседания коллегии КОПОНиМП в 2002 году. В 2005 году этот документ получил высокую оценку Федерального экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации и рекомендован им для общеобразовательных школ Читинской области.

В Региональном образовательном стандарте по экологии нормативно закреплён обязательный минимум знаний по экологии с учётом региональной специфики, деятельностно-коммуникативных умений и ценностных ориентаций учащихся различных ступеней общеобразовательной школы. Данные знания и умения выступают основой развития экологической культуры выпускников школы.

Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ призван обеспечить:

- изучение экологии как системообразующего компонента школьного образования с учётом специфики природных и социальных условий, культурных традиций Читинской области;

- помощь в воспитании у учащихся любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле как части биосферы и мирового сообщества;

- формирование у школьников природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности;

- совершенствование преподавания экологии и экологизированных дисциплин в школе;

- оптимизацию и унификацию средств контроля и оценки качества результатов обучения региональной экологии;

- целостность и преемственность знаний и умений учащихся на различных ступенях общеобразовательной школы;

- информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях, предъявляемых выпускнику школы в области экологии.

На практике, реализуя Региональный образовательный стандарт по экологии, необходимо учесть этапность решения образовательных задач.

 

Начальная школа (1–4 классы):

- формирование начальных ценностных ориентаций и представлений об основных взаимосвязях человека и окружающей среды;

- развитие наблюдательности и познавательного интереса детей к социоприродному окружению школы;

- развитие эмоционально-чувственной сферы школьников в процессе общения в социоприродном окружении школы, формирование бережного отношения к родным местам;

- расширение личного опыта взаимодействия школьников с природой и людьми, формирование знаний основ личной гигиены и навыков ведения здорового образа жизни, правильного поведения в природной и социальной среде.

 

Основная школа (5–9 классы):

- формирование экологической ответственности на основе знаний об экосистемной организации окружающей среды, её ресурсного использования и опасности потери её биологического разнообразия и жизнепригодных качеств;

- овладение простейшими практическими умениями по изучению и оценке окружающей среды, поведению в ней людей;

- овладение опытом реальной экологической деятельности и решения конкретных экологических проблем;

- укрепление привычки соблюдения здорового образа жизни.

 

Средняя (полная) школа (10–11 классы):

- систематизация представлений о состоянии окружающей среды;

- становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности, экологической безопасности и устойчивом развитии общества;

- формирование общественно-значимых мотивов экологической деятельности;

- развитие положительных эмоционально-чувственных потребностей в здоровом образе жизни, экологически чистой и эстетически привлекательной окружающей среде;

- реальное участие в природоохранных акциях и другой экологосообразной деятельности в социоприродном окружении школы [13, с. 7-8].

 

Реализация Стандарта призвана помочь воспитанию экологической культуры учащихся – это, по сути, его генеральная цель. Данное качество личности связано с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой. Выделяем следующие компоненты экологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический [15]. Идеологическим ориентиром при интеграции Регионального образовательного стандарта по экологии в педагогический процесс школы стала модель выпускника средней школы с высоким уровнем экологической культуры.

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Когнитивная составляющая экологической культуры выпускника

 

Выпускник обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом региональной специфики, определённый Региональным образовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ Читинской области.

 

Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

      обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту;

      проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;

      оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;

      проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.

 

Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры

выпускника

 

Выпускник способен:

      быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;

      быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;

      занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;

      ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.

 

Коммуникативно-деятельностная составляющая

экологической культуры выпускника

 

Выпускник способен:

      работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;

      осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;

      реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению как природы, так и человека;

      вести здоровый образ жизни;

      прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;

      проводить исследования социоприродного окружения школы;

      участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;

      вести пропаганду экологически целесообразного поведения.

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011