1.1 Роль
Регионального образовательного стандарта по экологии
Е.А.
Игумнова
Региональный
образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области
(далее Стандарт) выступает одним из инструментов формирования региональной
образовательной политики в сфере экологического образования.
Нормативно-правовой статус документа закреплён решением заседания коллегии
КОПОНиМП в 2002 году. В 2005 году этот документ получил высокую оценку Федерального
экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации и рекомендован
им для общеобразовательных школ Читинской области.
В
Региональном образовательном стандарте по экологии нормативно закреплён
обязательный минимум знаний по экологии с учётом региональной специфики, деятельностно-коммуникативных
умений и ценностных ориентаций учащихся различных ступеней общеобразовательной
школы. Данные знания и умения выступают основой развития экологической культуры
выпускников школы.
Региональный
образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ призван обеспечить:
-
изучение экологии как системообразующего компонента школьного образования с
учётом специфики природных и социальных условий, культурных традиций Читинской
области;
-
помощь в воспитании у учащихся любви и ответственного отношения к родной
природе и людям, живущим на забайкальской земле как части биосферы и мирового
сообщества;
-
формирование у школьников природоведческой, здоровьесберегающей и экологической
компетентности;
-
совершенствование преподавания экологии и экологизированных дисциплин в школе;
-
оптимизацию и унификацию средств контроля и оценки качества результатов обучения
региональной экологии;
-
целостность и преемственность знаний и умений учащихся на различных ступенях
общеобразовательной школы;
-
информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях,
предъявляемых выпускнику школы в области экологии.
На практике,
реализуя Региональный образовательный стандарт по экологии, необходимо учесть
этапность решения образовательных задач.
Начальная школа
(1–4 классы):
-
формирование начальных ценностных ориентаций и представлений об основных
взаимосвязях человека и окружающей среды;
-
развитие наблюдательности и познавательного интереса детей к социоприродному
окружению школы;
-
развитие эмоционально-чувственной сферы школьников в процессе общения в социоприродном
окружении школы, формирование бережного отношения к родным местам;
-
расширение личного опыта взаимодействия школьников с природой и людьми,
формирование знаний основ личной гигиены и навыков ведения здорового образа
жизни, правильного поведения в природной и социальной среде.
Основная школа (5–9
классы):
-
формирование экологической ответственности на основе знаний об экосистемной
организации окружающей среды, её ресурсного использования и опасности потери её
биологического разнообразия и жизнепригодных качеств;
-
овладение простейшими практическими умениями по изучению и оценке окружающей
среды, поведению в ней людей;
-
овладение опытом реальной экологической деятельности и решения конкретных
экологических проблем;
-
укрепление привычки соблюдения здорового образа жизни.
Средняя (полная)
школа (10–11 классы):
-
систематизация представлений о состоянии окружающей среды;
-
становление экологической ответственности как основной черты личности через
усвоение знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и
локального уровней, экологических проблемах современности, экологической
безопасности и устойчивом развитии общества;
-
формирование общественно-значимых мотивов экологической деятельности;
-
развитие положительных эмоционально-чувственных потребностей в здоровом образе
жизни, экологически чистой и эстетически привлекательной окружающей среде;
-
реальное участие в природоохранных акциях и другой экологосообразной деятельности
в социоприродном окружении школы [13, с. 7-8].
Реализация
Стандарта призвана помочь воспитанию экологической культуры учащихся – это, по
сути, его генеральная цель. Данное качество личности связано с развитием всех
сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и
волевой. Выделяем следующие компоненты экологической культуры: когнитивный,
ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический
[15]. Идеологическим ориентиром при интеграции Регионального образовательного
стандарта по экологии в педагогический процесс школы стала модель выпускника
средней школы с высоким уровнем экологической культуры.
МОДЕЛЬ
ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
С
ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выпускник
обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом
региональной специфики, определённый Региональным образовательным стандартом по
экологии для общеобразовательных школ Читинской области.
Эмоционально-эстетическая
составляющая экологической культуры выпускника
Выпускник способен:
– обладать развитым
чувством любви к природе, понимать её красоту;
– проявлять
эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;
– оценивать
эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять
практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;
– проявлять
рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.
Ценностно-смысловая
составляющая экологической культуры
выпускника
Выпускник
способен:
– быть готовым к
принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;
– быть готовым к
принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных)
отношений между людьми в обществе;
– занимать активную
экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей
среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть
готовым к экологически целесообразной деятельности;
– ощущать
ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах,
касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей
средой.
Коммуникативно-деятельностная
составляющая
экологической культуры выпускника
Выпускник способен:
– работать с
источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать
её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;
– осуществлять
созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной
деятельности;
– реализовывать нормы
экологически безопасного поведения, способствующего сохранению как природы, так
и человека;
– вести здоровый
образ жизни;
– прогнозировать
результаты своих действий в окружающей среде;
– проводить
исследования социоприродного окружения школы;
– участвовать в
обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий
и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;
– вести пропаганду
экологически целесообразного поведения.