Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.6 Образовательная область «Обществознание»
в учебном плане школы экологического направления

 

В.И. Лихачёва

Каковы же место и роль обществознания в воспитательной системе школы экологического направления?

При обсуждении программы по обществознанию на заседании школьного методического объединения была определена тема индивидуального исследования педагога: «Актуализация темы «Человек, природа, общество» как средство развития экологического мышления школьника». Почему эта тема? Отношения в системе: человек – природа – общество являются определяющими в возникновении глобальных проблем человечества. На современном этапе актуально формирование у учащихся экологического мышления.

Человек – это существо природное и общественное. Он всегда пытался установить согласие с природой, которая его окружала. По мере того, как росло влияние человека на природу, увеличивалось и понимание людей, что это воздействие может привести к угрозе существования самой жизни на Земле. В курсе обществознания уместно показывать принцип взаимной обусловленности. Например, в «Слове о полку Игореве» образ Ярославны можно сопоставить с образом кукушки, которая обращается к ветру, Днепру, солнцу, призывая их на помощь своему мужу. Здесь природа – не фон, а действующее лицо: деревья роняют листву от печали, птицы и звери предупреждают Игоря об опасности, природа скорбит, радуется, т.е. природа существует с человеком, а он с ней.

Когда мы говорим о современных цивилизациях, важно показать острую проблему нашей эпохи: происходит разлад в системе человек – природа. Превосходство человека над природой отторгло его от естественного сосуществования с природой. Нарушен моральный закон – то, что любишь, не бережёшь; в таком трагическом разрыве оказалось человечество сегодня.

Вернуть человека к истокам жизни, определить нравственные ориентиры – задача учителя обществознания. Учитель может посеять в своих учениках зерно обеспокоенности происходящим, чувство их сопричастности к обществу. Всё это способствует воспитанию экологически мыслящего человека. Курс обществознания в школьном образовании играет огромную роль в воспитании нравственности, а именно учит ученика тому, как надо жить в обществе, как относиться к человеку вообще, как адаптироваться в жизни после окончания школы.

Через актуализацию темы «Человек – природа – общество» мы стараемся сформировать у учащихся такие идеалы:

    отношение к людям: «Большинство людей достойно уважения и доверия»;

    отношение к себе: «Я достоин уважения, я уникален»;

    отношение к миру и природе: «Мир – это взаимодействие природных сил, в котором я тоже участвую»;

    мировоззренческую позицию: «Я живу для того, чтобы сделать жизнь свою и других богаче и лучше».

Тема «Человек, природа, общество» органично легла в основу программ исторического и обществоведческого курсов. Такой подход позволяет говорить о системе в работе учителя обществознания, где главную идею курса можно выразить следующими словами: «Надо изучать и знать законы природы и общества, в котором ты живёшь, уметь быть самостоятельным в поступках».

С чего же мы начинали? Прежде всего, была скорректирована программа. За основу взяли решение Департамента образования г. Читы
(1996 г.) о поэтапном переходе с линейной на концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования Регулярное посещение семинаров Городского методического центра, обучение на курсах в Читинском институте повышения квалификации работников образования, изучение технологий развивающего обучения, вопросов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода дали свои результаты. Курс обществознания «вписался» в режим эксперимента.

В 1997 г. в 3 классе ввели пропедевтический курс истории по программе А.И. и Е.В. Саплиных, за эти годы накоплен определённый опыт.

В средней ступени в 7 классе ввели экологическое краеведение с элементами интеграции с курсами географии, биологии, экологии, истории; в 9 классе – курс «Политика и право», где особое место уделяется экологическому праву; в 10-11 классах – курс «Человек и общество». С 2001 года курс «Обществознание» ведётся по программе Л.Н. Боголюбова, начиная с 8 класса.

Таким образом, нам удалось включить в курс «Обществознание» экологический аспект, от чего его содержание только выиграло – стало глубже и интереснее. Считаем, что учитель обществознания в образовательном процессе школы должен стать флагманом – человеком, который неустанно создаёт условия для развития ученика, учит его дискутировать, выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

Приведём конспект одного из уроков по обществознанию.

 

 

Тема: Состояние окружающей среды – одна из глобальных проблем современности

Цель: углубление знаний учащихся о глобальных проблемах человечества, выявление отношения местных жителей к этим проблемам.

Задачи:

- продолжить анализ глобальных проблем современности, выявить сущность проблем окружающей среды, определить истоки;

- обосновать необходимость комплексного решения глобальных проблем современности;

- помочь учащимся осознанию необходимости изменения отношения населения к окружающей среде;

- развивать у учащихся экологическое мышление.

Эпиграф к уроку: «Прежде природа угрожала человеку, теперь человек угрожает природе. Давайте же беречь и защищать её» (Ж.Ж. Кусто)

 

План урока

1.     Влияние человека на окружающую среду.

2.     Влияние окружающей среды на здоровье человека.

3.     Анализ социологического исследования по теме: «Что думают люди о проблемах окружающей среды».

4.     Пути решение глобальных проблем человечества.

 

В курсе предмета «Человек и общество» мы изучали тему «Глобальные проблемы современности», из которой узнали, что к концу XX столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных, т.к. «глобус» в переводе с латинского – это Земля, земной шар. Следовательно, это мировые проблемы, касающиеся всех государств и выживания человечества в целом в современном мире. Проблема состояния окружающей среды занимает одно из ведущих мест в мировых проблемах (приложение 9).

После того, как мы завершили изучать эту тему на уроках, учащимся захотелось продолжить анализ глобальных проблем, глубже познакомиться с сущностью проблемы состояния окружающей среды, выяснить истоки, найти пути её решения. Мы попыталась рассмотреть следующие аспекты данной проблемы:

-     влияние человека на окружающую среду;

-     влияние окружающей среды на здоровье человека;

-     что думают о проблемах окружающей среды люди, проживающие в районе школы №15;

-     возможно ли решение проблем окружающей среды.

Итак, как же человек влиял на окружающую среду исстари и до наших дней? При первобытнообщинном строе наблюдалось варварское использование окружающей среды (например, человек делает загоны, животные траву съедают, далее следует новый загон, но природа ещё сильна, она может восстановить потери самостоятельно).

Древних греков всегда считали рачительными хозяевами, заботливо распоряжающимися землёй. И сегодня ещё широко распространено мнение, что разрушение окружающей среды – явление новое, свойственное лишь современной цивилизации. Однако данные археологических изысканий на территории Древней Греции свидетельствуют о гибели лесов и катастрофической эрозии почвы. Происходило это в результате неправильного на протяжении нескольких тысячелетий землепользования, превратившего большую часть Греции в бесплодную каменистую пустыню. Упоминание об этом можно найти у писателей древности: Платон и Аристотель, например, приводят свидетельства очевидцев катастрофических явлений в IV веке до н. э.

По археологическим находкам в местах крупных поселений (ручные мукомольные мельницы, гончарные изделия и простые орудия труда из вулканического стекла и кремня) можно судить о характере хозяйственной деятельности человека. Обнаружены остатки материальной культуры на территориях, ныне не обитаемых из-за отсутствия почвы и растительности. Исследователи полагают, что в IXIII тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство – основные виды человеческой деятельности на горных склонах и долинах – привели в ряде случаев к катастрофической эрозии почв, после чего эти места были покинуты и по большей части никогда вновь не заселялись.

Средневековье: возросли производительные силы (развивается металлургия, всё берётся из земли, есть отходы, но природа восстанавливается, то есть сопротивляется).

Первый закон об охране природы, принятый в Англии в 1237 г. королём Эдуардом VI, запрещал отопление жилых помещений каменным углем. Мера наказания: отрубить голову.

Стадия капитализма: обострение отношений между человеком и окружающей средой. Например, изобретение паровоза привело к увеличению добычи каменного угля (из 100 % угля 5 % идёт в производство, 95 % – в отходы). Нарушается экологическое равновесие, природа не может восстановить свои силы, возникает проблема состояния окружающей среды. Наш дом Земля стал разрушаться самим человеком.

В наши дни это можно проследить на близком для нас примере: озеро Кенон. Вот что пишет о нём преподаватель ЗабГПУ Л.Н. Золотарёва: «Этот природный водоём образовался в результате вытаивания гигантской ледяной линзы, и его очертания как бы повторяют её форму. Озеро довольно большое – его площадь составляет 16 км², максимальная глубина – 7 метров, и оно вмещает около 70 млн м³ воды. Кенон – бессточное озеро, в него впадают две речки – Ивановка и Кадалинка.

До 1965 года это было излюбленное место отдыха и рыбалки для жителей областного центра. В 1965 году на его северо-западном берегу была построена тепловая электрическая станция, и озеро стало водоёмом-охладителем. Сброс подогретых вод вызвал тепловое загрязнение озера. Зона подогретой воды зимой не замерзает, образуя полынью около 2 км². Полынья обильно зарастает водной растительностью и привлекает на зимовку диких уток, которые находят здесь достаточно корма.

Учёные гидробиологи с первых же лет использования озера как водоёма-охладителя отмечали значительные изменения в его экосистеме. Так, после пуска станции наблюдалось сильное зарастание акватории озера водным растением рдестом курчавым.

В последние годы произошло уменьшение рыбных запасов озера. Сейчас на каждый гектар акватории приходится лишь около 1,5 кг рыбы. В настоящее время из водоёма исчезли такие виды рыб, как горчак, шиповка и 3 вида гольянов.

Кроме теплового, озеро испытывает и химическое загрязнение. С агрегатов химподготовки воды за год в Кенон сбрасывается около 200 тонн серной кислоты и 70 тонн едкого натрия в сильно разбавленном и нейтрализованном виде. Загрязнение вод происходит и за счёт смыва с берегов озера нефтепродуктов (на его восточном берегу построена нефтебаза). Загрязняет его и железная дорога, проложенная буквально в нескольких метрах от уровня воды по южному берегу озера. Вдоль северо-западного берега идёт смыв удобрений и пестицидов с сельскохозяйственного угодья. Все эти вещества накапливаются в воде и озерном грунте.

Планируемое на Читинской ТЭЦ введение новых энергоблоков вызовет дальнейшее тепловое загрязнение Кенона, которое может необратимо нарушить структуру его экосистемы» (Золотарёва, 1997).

Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение её состояния опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

 

Рассмотрим некоторые аспекты глобальных проблем человечества. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во всё больших количествах попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в воздух, почву или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, и в конце концов – в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти то место, где бы не присутствовали те или иные сконцентрированные загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных предприятий, а люди живут только на небольших научных станциях, учёные обнаружили различные токсичные вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызывать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти.

Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, беременные женщины, пожилые и престарелые люди, больные.

При периодическом поступлении в организм токсических веществ сравнительно понемногу происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также психические отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.

При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, крови, печени, нервной системы.

Ландшафт как фактор здоровья. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Окружающий ландшафт может оказать различное воздействие на наше психическое и эмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект. Их прохлада, гармония различных звуков и красок, многообразие запахов особенно приятны человеку.

С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное число отходов, загрязняющих окружающую среду. В наше время происходит не только рост городов, но и срастание их между собой, появляются мегаполисы.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на здоровье человека. Это заставляет учёных всё серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов.

В городах человек создаёт тысячи приспособлений для удобства своей жизни: централизованное водоснабжение, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются проблемы качества жизни: жилищная и транспортная обеспеченность, повышение уровня заболеваемости и др. В определённой степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трёх или более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводят к серьёзным бедам людей. Вот почему тяга к природным ландшафтам особенно сильна у городских жителей.

Решение проблем современного города возможно лишь в том случае, если рассматривать его как экосистему, в которой будут созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека, следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья человека среда обитания: чистый воздух, радующий глаз городской ландшафт, зелёные уголки, где каждый мог бы в тишине отдохнуть, любуясь красотой природы.

Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города зодчие стремятся к гармоничному сочетанию социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зелёные массивы, парки, скверы) аспектов. В этом большую роль могут сыграть ландшафтные архитекторы.

Не случайно экологи считают, что в современном городе человек не должен быть оторван от природы. Поэтому общая площадь зелёных насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с миром привело к пониманию того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое, социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой, но и теми условиями, в которых мы живем.

 

Что же думают люди о проблемах окружающей среды?

Группа учеников 11 класса провела опрос по выявлению мнения местного населения по отношению к проблемам окружающей среды. Было опрошено 50 человек взрослого населения. Группа представила результаты опроса на уроке, где был произведён их анализ. Социологический опрос показал ниже следующее.

1. Очень серьёзная глобальная экологическая проблема в мире: большинство респондентов назвали кислотные дожди, далее в порядке убывания: загрязнение рек, озёр, океанов; загрязнение воздуха и смог; эрозия почвы, загрязнение суши; потеря озона в атмосфере Земли; исчезновение видов растений и животных; глобальное потепление. Опрос показал, что население меньше всего озабочено проблемой глобального потепления, так как эта проблема напрямую не связана с личной жизнью человека.

2. Проблемы, связанные с окружающей средой:

        какую стоящую перед народом страны проблему Вы считаете наиболее важной – проблему окружающей среды выбрали 24 %;

        какова степень Вашей озабоченности проблемами среды – высокая – 74 %;

        как Вы оцениваете качество среды в нашей стране – низкое – 72%;

        как Вы оцениваете качество среды (в нашем городе, в стране, в мире): очень плохое –32 %, 56 %, 64 %.

        стала ли окружающая среда в нашем городе за последние 5 лет: лучше хуже, осталась прежней: 96 % ответили, что стала хуже;

        ощущаете ли Вы влияние проблем среды на ваше здоровье: очень сильное влияние – 34 %;

        какова Ваша оценка ожидаемого влияния проблем среды на здоровье ваших детей и внуков: в большей степени негативная – 86 %.

Итак, многие опрошенные оценили качество среды как низкое и убеждены, что качество среды со временем ухудшится, что будет ещё в большей степени сказываться на здоровье людей.

3. Очень серьёзная проблема в месте проживания:

        неудовлетворительная санитария – 49 респодентов;

        плохое качество воды – 43;

        плохое качество воздуха – 38;

        загрязнение почвы – 12;

        сильный шум – 11.

Таким образом, очень серьёзными проблемами в месте проживания жители назвали неудовлетворительную санитарию (действительно, здесь нет централизованного водоснабжения), загрязнены воздух и вода в озере.

4. Возможные причины экологических проблем:

        вырубка лесов – 48 респодентов;

        широкое использование техники – 42;

        нежелание стран мира работать вместе – 42;

        коммерция и промышленность (заботятся больше о прибыли, чем об охране среды) – 32;

        правительство (оно недостаточно делает для охраны среды) – 27;

        недостаток образования (люди совсем мало знают, что надо делать для охраны среды) – 26;

        расточительность (люди используют больше ресурсов, чем необходимо) – 18;

        перенаселённость (слишком много людей, использующих ресурсы)
– 15.

Опрос показал, что главные причины экологических проблем – это коммерческая и производственная деятельность людей, использование техники, хищническое отношение к природе. Большинство опрошенных не указали перенаселённость планеты как первопричину экологических проблем, действительно, для Читинской области более грозит проблема депопуляции населения, чем перенаселение. И люди не всегда задумываются над глобальным масштабом проблем, ещё не осознают себя частью мирового сообщества, и проблема перенаселения оказалась на последнем месте.

Результаты опроса показывают, что люди понимают: для кардинального улучшения экологической обстановки в стране и мире необходимы объединенные усилий государств, согласованные действия государства и коммерческого сектора экономики.

Поиск путей решения глобальных проблем. Человечество озабочено проблемами окружающей среды и поисками путей их решения. По этому вопросу важно узнать мнение специалистов, чтобы иметь представление о возможных путях защиты окружающей среды.

После изучения мнения разных специалистов можно выделить следующие возможные пути решения проблемы.

С точки зрения биолога. Природа – это целостная система, нужно комплексное решение. В отличие от человека, большинство живых организмов используют информацию комплексно, интегрально. Благодаря этому и существует организованность биосферы, чёткость ритмов, которые обеспечивают жизнь. Объекты охраны биологов – многообразие видов, обитающих на планете, разнообразие экосистем, биосфера в целом.

Решить проблему защиты всех видов организмов на основе индивидуального подхода к каждому из них практически невозможно. Каков выход? Оптимальный путь – это сохранение экосистем – сообществ организмов и занимаемой ими территории с её воздушным бассейном, почвами, внутренними водами.

Таким образом, проблема сохранения живого – это, прежде всего, проблема сохранения экосистем, исследование которых может быть только комплексным.

А вот мнение эколога: сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро встал вопрос, быть или не быть человеку на Земле. Зависит это, прежде всего, от самого человека и от того, как он изменит своё поведение. Он обречён, если и дальше будет упорно игнорировать необходимость использования энергии, приходящей извне, из космоса, от Солнца.

Человек же пошёл по пути иному, получая энергию путём сжигания различных ископаемых веществ. Сейчас, когда каждые 10-12 лет количество потребляемой энергии удваивается, небывалыми темпами возрастает воздействие человека на биосферу в целом. К тому же не следует забывать, что биосфера – это термостат. Жизнь на Земле может существовать в строго определённых границах температуры, влажности, давления. Ф.И. Тютчев это очень хорошо подметил:

Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное в природе –

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаём.

Что же думает экономист по поводу изменений, происходящих с окружающей средой? Вот его точка зрения: сегодня пользоваться «даровыми благами» природы, ничего не давая ей взамен, уже невозможно. Меры по воспроизводству природных ресурсов и охране среды жизни требуют финансовых затрат и усилий. Сотни ведомств безвозмездно эксплуатируют природные ресурсы, ставя своей целью получить прибыль.

Есть ли возможность распутать этот узел проблем? Да, есть два пути решения этой задачи. Первый – радикальное сокращение и реорганизация управленческих структур, создание законодательства по использованию природных ресурсов. Второй – предоставлять природные ресурсы пользователю за плату, в которую должны быть заложены экономическая оценка природных ресурсов и необходимые затраты на их производство.

Плату необходимо разделить – одна часть должна идти в госбюджет на решение природоохранных задач, например, на создание новых технологий, строительство экологически чистых производств, 50 % должно идти в распоряжение местных органов власти.

Ситуация в нашем сельском хозяйстве может радикально измениться, если землю будут давать в аренду за плату. Прекратится разрушение земельных ресурсов, если передать землю в аренду более чем на 10-15 лет (о сроках аренды – вопрос отдельный), то истощение возможно избежать.

Сейчас в средствах массовой информации ведётся интенсивная кампания в пользу частной собственности на землю, об аренде говорят как о чём-то несовершенном, ни в какое сравнение с ней не идущем.

Частная собственность представляется панацеей от всех бед. Но история говорит о другом – появление человека отнюдь не сопровождалось немедленным появлением частной собственности на землю. Частная собственность возникла через сотни тысяч лет развития человека. Эффективность же аренды подтверждает опыт Китая, где частной собственности на землю практически нет, а страна кормит более чем миллиардное население именно при господстве арендных отношений. Другой пример – Латифундия в Латинской Америке, где земля, будучи сугубо в частном владении, используется неэффективно или вообще не обрабатывается.

Дело в том, что решающую роль играет не форма собственности, а наличие умного земельного законодательства в сочетании с действенным контролем за его соблюдением со стороны общества и государства. У нас в России сейчас нет ни того, ни другого, не говоря уже о крайне низкой культуре населения. В этих условиях, поспешив с введением частной собственности на землю, мы можем довести не только до экологического, но и до острейшего экономического и политического кризиса. Здесь уже будет не до экологии.

И, наконец, мнение юриста: решение проблем окружающей среды должно иметь юридическую основу. Государство должно обеспечивать права человека на охрану здоровья и окружающей среды. Необходимо запретить уничтожать не только лося, зайца, но и дятла, иволгу, соловья, ежа, хотя они и не имеют зачастую материальной ценности для обывателя.

Проблема состоит в том, чтобы реализовать правовые акты, обеспечить реальное и строгое наказание за ущерб природе.

Вывод урока учащиеся делают сами: нужен комплексный подход (приложение 10), благодаря которому можно предложить основные пути решения проблем, например, путём установление цены на природные ресурсы с учётом затрат на их воспроизводство; передачи ресурсов, в том числе земли, в собственность местных органов власти; изменения структуры управления ресурсами и их использования; аренды земли с возможностью передачи её в частное владение; создания и применения безотходных технологий; подготовки специалистов-экологов нового типа; воспитания экологической культуры населения и т.д.

 

Литература

1.    Андерсон Дж.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. Л.: Гидрометеоиздат, 1985.

2.    Глобальные проблемы. М.: изд-во «Мысль», 1985.

3.    Золотарёва Л.Н. Судьба озера Кенон // Будущее начинается сегодня. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Чита, 1997.

4.    Криксунов Е., Пасечник В.В. Экология – краткий курс. М.: Изд-во Дрофа, 1997.

5.    Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс, 1993.

 

 

 

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011