3.3.1 Как создать
программу по экологии: практическое руководство
Е.А. Игумнова
Старайся сделать
больше, чем можешь, и тогда сделаешь хоть что-то. Если же планку занизить, не
сделаешь вообще ничего.
Н.М.
Амосов
На протяжении
десяти лет я как научный сотрудник лаборатории экологического образования
ЗабГПУ вместе с коллегами и студентами занималась разработкой программ по
экологии и экологическому образованию для школьников и студентов (программа
регионального компонента по экологии для общеобразовательных школ Читинской
области «Региональная экология»; программа эколого-психологического тренинга «В
согласии с природой и людьми»; «Экология водоёма: озеро Кенон и я»; программа
факультативов «Экология в быту», «Экология. Творчество. Мы.», и др.). Кратко
опишу шаги, которые сделаны вместе с коллегами при создании программ по
экологии. Каждый из соавторов был глубоко заинтересован какой-либо педагогической
или экологической проблемой, вкладывал свою многогранную душу и опыт в экологическое
образование учащихся.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Подумайте и
ответьте на вопрос: «Что хочу?»
«Благая истинная
цель к деянию будит нас», – эти слова поэта Абу-ль-АТАХИЯ подтверждают общеизвестную
истину о планировании и предвидении результатов любой деятельности, то есть о необходимости
ставить цели и задачи, начиная любое дело.
Многолетний опыт в
области экологического образования в процессе работы со школьниками, студентами
и учителями убеждает, что перспективной целью любой программы по экологии как
части экологического образования является содействие воспитанию
экологической культуры человека.
По нашему мнению,
символом экологической культуры человека может служить плодоносящее дерево.
Корни дерева символизируют эмоционально-эстетические отношения и нравственные
ценности: жизнь, ответственность, заботу, любовь, сострадание, доброту, красоту
и др. Ствол древа – систему экологических знаний о взаимосвязях живых
организмов и явлений в природе и обществе, носящих интегрированный характер.
Древо, пуская корни, сможет успешно развиваться лишь на благодатной почве,
отвечающей потребностям живого организма. Ствол, вырастая и укрепляясь, будет
приближать дерево к солнечным лучам и теплу, и оно расцветёт, принесёт плоды –
созидательные экологичные действия в реальной жизни. Перспектива в
представленной модели – вырастание дерева из семян – показывает, что воспитание
экологической культуры будущего поколения начинается сегодня с воспитания
бережного отношения ребёнка к природе, людям и самому себе [15].
Идеологическим ориентиром при моделировании
программы по экологии может служить «Модель выпускника средней школы с высоким
уровнем экологической культуры» в Региональном образовательном стандарте по
экологии для общеобразовательных школ Читинской области. Каждый педагог,
создавая программу по экологии, идёт к перспективной цели – воспитанию
экологической культуры школьников – своим путём: через определённый
эмоциональный настрой, содержание, формы и методы организации занятий, способы сотрудничества
с учащимися.
ШАГ ВТОРОЙ.
Определите содержание программы,
отвечая на вопросы:
«Чему я смогу учить лучше всего?» и
«Чему лучше всего
смогут учиться Ваши воспитанники?»
Учить всегда хорошо
тому, чем Вы увлекаетесь больше всего. Ибо закономерности экологии как комплексной
науки, изучающей взаимоотношения организма с окружающей средой, в том числе и
человека, можно постигать на разных объектах и в разных экосистемах (например,
изучая экологию человека, или аквариум как экосистему, или взаимоотношения
организмов в лесу, на лугу и др.). Факультатив или кружок по экологии для
школьников педагог может реализовывать в общеобразовательной школе за счёт часов
вариативной части Базисного учебного плана школы, в учреждениях дополнительного
образования или профильных лагерях, поэтому у него есть выбор, каким
содержанием наполнить программу. Всё же руководящим документом для педагогов
Читинской области должен стать Региональный образовательный стандарт по
экологии как нормативный документ, который необходимо интегрировать в учебный
процесс школы. Моделирование содержания программы (реализация каких-либо
вопросов Регионального стандарта) опять же ложится на Вас. И, наверное, самый
главный аргумент: только увлечённый педагог может воспитать неравнодушное
отношение к окружающему миру, поэтому «заражайте» своих питомцев своей увлечённостью.
Прислушайтесь к
себе! В Вас заложен огромный потенциал, который только Вы можете реализовать!!!
Учитывайте тот богатый опыт, который уже накоплен педагогами в области экологического
образования в нашей стране и за рубежом, но идите своим путём!!! «Возможное
порою невозможно – что просто одному, другому сложно», – мудро замечает поэт
Абул-Аля аль-Маарри.
Формируя содержание
программы, обязательно ориентируйтесь на учащихся, с которыми будете работать:
на их уровень интеллектуального развития, способности и интересы, их
отношение к природе, возрастные психологические особенности. Знайте
своего ученика!
Важно наполнить
содержание позитивным звучанием, чтобы в процессе изучения экологии у школьников
не возникало чувство безысходности и невозможности что-либо улучшить в
экологической обстановке. Необходимо учить находить решения экологических
проблем с учётом разных точек зрения, учить совершать выбор и быть
ответственным за свои действия и мысли. Например, содержание разработанной нами
программы «Экология в быту» раскрывает идею, как сделать свой дом и жизнь в нём
экологически безопасной. Надеемся, что реализация данной программы с учётом
возрастных особенностей подростков и использованием разнообразных форм и
методов, вызовет у учащихся желание заботиться о своём здоровье и здоровье
близких людей; поможет осознать, что в создании безопасной и уютной обстановки
в доме нужны их личные усилия и знания. Программа «Природа. Творчество. Мы.»
тоже учит созидательному отношению к миру и помогает понять, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем. Так, если Ваш воспитанник осознает, что из лесу
лучше выносить только приятные впечатления и воспоминания, греющие душу, а не
букеты цветов, в которых будет медленно умирать красота, то посеянные Вами
семена доброты начинают давать всходы.
ШАГ
ТРЕТИЙ. Выявите эффективные формы и методы
организации
занятий, то есть ответьте на вопрос:
«Как
учить, чтобы наилучший результат получить?»
Организуя занятия,
обратите внимание, чтобы на занятиях на протяжении всего курса сочетались
разнообразные формы и методы, воздействующие на все органы чувств, а также
учитывались возрастные особенности учащихся. Об эффективности включения
различных органов чувств в обучение в педагогике известно давно, но нам
показалась интересной в этом контексте точка зрения Я. Хаверкампа. Он убеждён в
том, что чем больше чувств участвует в обучении, тем более независимыми
становятся люди, обучение же противоположного характера часто используется как
инструмент власти [33].
Экологическое
образование даёт богатые возможности для организации разнообразной
созидательной деятельности: мониторинг социоприродного окружения школы,
практическая работа по улучшению экологической обстановки возле школы и даже
просто у себя дома, пропаганда природоохранных идей среди других школьников и
взрослого населения, создание поделок из природного материала и др. Именно созидательная
деятельность даёт возможность для самовыражения, самореализации, самоуважения.
Недаром эпиграфом к программе «Природа. Творчество. Мы.» стала китайская
поговорка: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне и – и я запомню. Дай мне сделать
самому – и я пойму».
Но какие формы и
методы Вы не выберите (экскурсию, лабораторную работу, экологическую игру и
т.п.), любая из них может стать эффективной, если обучение будет организовано в
радости и действии. Как известно смех и радость не только лечат, но на их
фоне активизируется память, мышление и другие психологические процессы. Улыбайтесь,
радуйтесь, смейтесь вместе с Вашими учащимися, помните, что «весёлое сердце живёт
долго» (В. Шекспир).
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ: «Где учить?»
Особенностью
реализации программы по экологии является то, что ресурсом для проведения
занятий должна стать окружающая среда: пришкольный участок, парк, ближайший
лес, луг, водоём... Эта идея не нова: педагоги-классики особо подчёркивали роль
природы в становлении молодой души. В начале XX века профессор
Лесного института (Санкт-Петербург) Д.Н. Кайгородов призывал: «Задача же средней
школы – научить своих питомцев видеть природу... Научиться видеть природу – значит
приобщиться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим, – быть в состоянии
сливаться с нею, чувствовать себя нераздельной частью её и приобщаться её великих
животворных сил, в чём именно так сильно нуждается современный культурный
человек. Видеть природу – значит уметь её наблюдать, понимать, у неё учиться, а
учение это даёт пищу не только для ума, но и для души – это надо помнить» [19,
с. 63].
Учите своих питомцев
наблюдать, чувствовать, изучать природу на природе, приближайте Ваших учащихся
к природе!!!
ШАГ
ПЯТЫЙ: «Как оценить эффективность обучения
по
программе?»
Проведя
самостоятельные и контрольные работы, можно выявить уровень усвоенных знаний. С
целью обеспечения наибольшей объективности проверки в программу контроля
включайте задания разнообразного характера: различного вида тесты, задания со
свободно конструируемым ответом, практические задания. Это позволит проверить
не только уровень усвоения учащимися теоретических знаний по экологии, но и
практических умений, выявить характер владения ими. Примерные тестовые задания
для проверки знаний учащихся по экологии приведены в Региональном стандарте по
экологии.
Наблюдение за
учениками в разных ситуациях, за ростом их познавательного интереса, за изменением
их отношений к природе и друг другу является важнейшим ориентиром в оценивании
Вашей программы. Беседы с учащимися, учителями, родителями тоже дают ценный
материал в ответе на вопрос об успешности Ваших действий.
Выявить динамику
отношения к природе, какие ценности для учеников значимы Вам помогут специальные
методики диагностики личного отношения к природе, разработанные С.Д. Дерябо
[14]; также различные психологические диагностики личностных качеств школьников,
которые характеризуют качества экологически воспитанного человека, например,
эмпатию, ответственность, ценностные ориентации и др.
Можно
в конце курса провести анкетирование, которое выявит рейтинг занятий по Вашей
программе. Традиционно при этом используются следующие вопросы и варианты
ответов:
1. Ваше отношение к
занятиям факультатива по экологии:
а)
неинтересные;
б)
интересные, иногда;
в)
всегда интересные;
г)
самые интересные в школе.
2. Ваше отношение к
получаемой информации:
а)
полезная, но лишь иногда;
б)
полезная;
в)
очень полезная.
3. При подготовке к
занятиям использовали ли дополнительную литературу?
а)
нет;
б)
лишь иногда;
в)
часто.
4. Моё эмоциональное
состояние на занятиях факультатива:
а)
тревожное;
б) не
очень приятное;
в)
спокойное;
г) радостное.
5. Чем отличаются
занятия на факультативе от занятий на других предметах?
6. Что Вам понравилось
на занятиях факультатива?
7. Чтобы ты хотел(а)
изменить в проводимых занятиях?
8. Хотели ли бы Вы на
следующий год посещать занятия факультатива по экологии? Какие вопросы Вы
хотели бы изучить подробнее?
9. Что изменилось в
Вашем сознании и поведении после изучения данного курса?
10. Что Вы можете
предложить провести с классом по улучшению социоприродного окружения школы?
ЕЩЁ ОДИН ШАГ: «Как назвать
программу?»
Почему в рекламе
так важны названия? Привлечь внимание, воздействовать не только на сознательную,
но и на бессознательную сферу психики, создавая какие-либо ассоциации, вызывая
желания, формируя вкус и т.п. Ваша программа через название может привлечь
внимание к основной идее, например, в программу «Экология водоёма: озеро Кенон
и я» нами целенаправленно введено личное местоимение, чтобы подчеркнуть сопричастность
школьников к проблемам экологии своей местности, ответственность за
благополучие родного озера. В названии программы «Экология в быту» мы старались
выразить идею о значимости знаний, полученных школьниками для их повседневной
жизни. Идею соединения общения с природой и её познания с творчеством учащихся
мы отразили в названии программы: «Природа. Творчество. Мы.».
КАКАЯ
ИНФОРМАЦИЯ ВАМ ПОМОЖЕТ?
Создавая программу по экологии, полезно
познакомиться с передовым опытом в области экологического образования.
Возможно, программа какого-либо специалиста заинтересует Вас, и Вы сможете
адаптировать её с учётом условий. В этом Вам помогут следующие материалы:
А). Программно-методические
материалы: Экология. 5-11 кл.
/Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 1998. Материалы содержат Концепцию
общего среднего экологического образования, Временный государственный образовательный
стандарт общего среднего образования (образовательная область «Экология»),
программы по курсу «Экология», примерный перечень-каталог лабораторного
оборудования и приборов для кабинета экологии средней общеобразовательной
школы, список литературы по экологии.
Б). Программы для средних
общеобразовательных учебных заведений. Экология. – М.: Просвещение, 1993.
В данном сборнике опубликованы программы по экологии, рекомендованные Главным
управлением содержания общего среднего образования Министерства образования Российской
Федерации, разработанные следующими авторами:
1. Акимова Е.А.
Экология парка.
2. Величковский Б.Т.,
Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т., Шклярова О.А. Здоровье и окружающая среда.
3. Кучер Т.В.
Глобальные проблемы человечества.
4. Кучер Т.В. Ландшафтная
экология.
5. Кучер Т.В.
Экономическая экология.
6. Кучер Т.В., Беляева
Т.К. Медицинская география.
7. Кучер Т.В., Фадеева
А.А. Энергетика и окружающая среда.
8. Назаренко В.М.
Экология. Цивилизация. Культура.
9. Самкова В.А. Лес и
человек.
10. Шилова В.С. Природа и цивилизация.
В). Сборники программ, ставших
победителями общероссийского конкурса авторских учебных программ 1998 года,
организованного Экспертным советом ИСАР по экологическому образованию:
1. Бабакова Т.А.,
Момотова А.П. Лес – биогеоценоз. Программа факультативного курса для учащихся
8-9 классов. Петрозаводск, ПетрГУ, 1998.
2. Гильмиярова С.Г.
Программа работы кружка по формированию и развитию школьного экологического
музея «Наш экомузей» // Нетрадиционные формы экологического образования.
Сборник авторских программ. М.: ИСАР, 1999.
3. Глушенков О.В.
Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. М.: ИСАР,
1998.
4. Захлебный А.Н.,
Скалон Н.В. Экология городской среды: Программа учебного курса для учащихся Х-ХI класса
общеобразовательной школы. М.: Тобол, 1998.
5. Кашенцева Т.А.
Программа «Заповедный край» // Нетрадиционные формы экологического образования.
Сборник авторских программ. М.: ИСАР, 1999.
6. Кульпина Н.С.
Программа «Формирование экологического сознания через детское творчество» // Нетрадиционные
формы экологического образования. Сборник авторских программ. М.: ИСАР, 1999.
7. Муравьёв А.Г.
Экологический мониторинг. – Программа факультативного курса для школьников 9-11
классов. СПб: Крисмас+/ИСАР, 1998.
8. «Надежда» –
программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии,
природопользования и правам человека. Пущино: ИСАР, 1998.
9. Пешкова А.С. «Вслед
за солнышком живём» – этно-экологическая программа работы с младшими
школьниками на основе славянских поверий, фольклора и православных традиций.
Владивосток: МК-Дизайн, ИСАР-Москва, ИСАР-ДВ, 1998.
10. Рыжова Н.А. Наш дом – природа.
Программа экологического образования дошкольников. М.: ИСАР, 1998.
11. Рюкбейль Д.А. Экология и
мировоззрение. Авторская программа по экологическому воспитанию и образованию
детей среднего школьного возраста. М.: ИСАР, 1998.
12. Рюкбейль Н.А. Программа по
экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Чувство природы» //
Нетрадиционные формы экологического образования. Сборник авторских программ.
М.: ИСАР, 1999.
13. Саловаров В.О. Орнитологический
отряд «Варакуша»: Программа факультативного курса для школьников. Иркутск:
ИСАР, 1998.
14. Самошко Н.А. Программа клуба
индейцев «Говорящая вода» // Нетрадиционные формы экологического образования.
Сборник авторских программ. М.: ИСАР, 1999.
15. Харченко А.Л., Шамина Е.И. Полевая
экология. Программа по экологическому образованию. М.: ИСАР, 1998.
16. Черепанов А.А. «Повестка дня на ХХI век – глобальные
проблемы, их суть и пути разрешения» (программа спецкурса для старшеклассников)
// Нетрадиционные формы экологического образования. Сборник авторских программ.
М.: ИСАР, 1999.
17. Чижевский А.Е. Экология у нас дома:
Программа факультативного курса для младших школьников. Брянск: ИСАР, 1998.
18. Шпотова Т.В. Игровая экология. Курс
программ для работы с детьми младшего школьного возраста. М.: ИСАР, 1999.
19. Шпотова Т.В. Методические
рекомендации к программе «Игровая экология» (для работы с детьми младшего
школьного возраста). Часть I-III. М.: ИСАР, 1999.
20. Шустова Л.В., Шустов С.Б.
«Химические аспекты экологии». Учебный курс для Х-ХI классов. Нижний
Новгород: ИСАР, 1998.
21. Эндюськина А.Н. Химический аспект
экологических знаний. Образовательная программа для учреждений дополнительного
образования. М.: ИСАР, 1998.
Г). Много полезной информации можно найти в
научно-теоретических и методических журналах «Биология в школе», «География в
школе», «Начальная школа», «Вестник АсЭкО (ассоциации Экологическое образование)
и др.