Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.3.2 Концепция интегрированной программы по экологии
с учётом социоприродного окружения школы

 

Е.А. Игумнова

 

Нами разработана модель интегрированной программы по экологии с учётом социоприродного окружения школы для школьного компонента Базисного учебного плана. Теоретические наработки и данная модель были апробированы в моделировании и реализации программы «Экология водоёма: озеро Кенон и я», к которой было создано учебное пособие для учащихся [18].

 

Краткая характеристика формирования целевого

компонента программы

 

По нашему мнению, любая программа по экологии, в том числе реализуемая в школьном компоненте, вносит вклад в достижение основной цели экологического образования – воспитание экологической культуры учащихся – своими средствами через определённое содержание. В разработанной нами программе целью стало содействие воспитанию экологической культуры учащихся в процессе изучения социоприродного окружения школы, включающего экосистему озера.

 

Что такое социоприродное окружение школы?

 

Социоприродное окружение школы (или другого образовательного учреждения) – понятие, разработка которого позволила выявить некоторые закономерности экологического образования [17]. При разработке понятия основополагающими стали ниже следующие идеи.

Идея целостности мира, сопричастности человека космосу, зародившаяся ещё в античности, актуализированная философами-космистами в ХIХ веке, служащая истоком осмысления сущности человека в современном мире и взглядов современных учёных В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула, Б.В. Сочавы и др. о коэволюции общества и природы.

Значимость природы для развития самого человека и общества в целом: природные особенности местности определяют деятельность и культуру человека, сказываются на его характере (Л.Н. Гумилёв, С.Н. Глазачев, В.В. Зеньковский, Д.С. Лихачёв и др.).

Благотворное влияние общения ребёнка с природой на развитие чувств, мыслительной деятельности и саморегуляции поведения, адаптивных свойств организма человека (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А. Гумбольд, Г. Спенсер, В.А. Фребель и др.).

Природная и социальная среда имеют свои законы развития, но в процессе развития любой территории органично переплетены природные и социальные факторы и на человека они действуют одновременно в неразрывном единстве.

Изучение природной и социальной среды и участие в преобразующей их деятельности отвечают самой природе человека как биологического вида и социального индивида – носителя культуры.

Идея комплексного изучения явлений природы и социума, которая активно реализовывалась в 20-х годах XX века в советской школе. Ставилась задача соединения обучения с жизнью: окружающая жизнь выступала в роли лаборатории; исследовательский и экскурсионно-исследовательский методы широко использовались в практике школ. Комплексные программы ГУСа строились по схеме: природа и человек; труд; общество. Отрицательным же моментом этих программ является отсутствие системы знаний.

Социоприродное окружение школы рассматривается нами как целостность, в которой реализуется взаимодействие ребёнка и природы, ребёнка и общества на конкретной территории в определённый промежуток времени. В воспитании экологической культуры школьников социоприродное окружение школы может выступать полифункциональным источником содержания экологического образования и местом его реализации.

 

Какова структура социоприродного окружения школы?

 

Мы выделили три основополагающих компонента социоприродного окружения школы:

1. Учащийся как субъект образовательного процесса школы.

2. Социум, с которым взаимодействует учащийся в своей жизни. Предметы и объекты, созданные человеком и находящиеся на данной территории, влияют на детей, формируя экологию жизненной среды. Считаем, что в социум они входят опосредованно, выражая социальные взаимосвязи, возникающие между людьми по отношению к этим предметам и объектам. Нам близка идея В.А. Сухомлинского: «Из отношения к миру окружающих ребёнка вещей и живых существ – книге, тетради, цветку, птице, собаке – начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку» [31, с. 131].

3. Природа окружения школы, с которой взаимодействует учащийся в своей жизни, включая близлежащую экосистему.

 

Модель социоприродного окружения школы

 

В центре модели находится учащийся, активно взаимодействующий в процессе непосредственного общения с природой и социумом, являющийся носителем нравственного отношения к ним. Центральное размещение ребёнка на схеме соотносится с нашей идеей применения гуманистического подхода к воспитанию экологической культуры. В воспитании экологической культуры ведущей выступает идея о необходимости развития богатых взаимосвязей учащихся с социоприродном окружении школы в процессе общения и деятельности, целенаправленно организуемых педагогами в учебной и воспитательной работе. На схеме эти связи обозначены в виде векторов (приложение 11).

 

Таблица 8. Значение связей «социоприродное окружение школы – учащийся» для развития экологической культуры школьников

 

Связи «социоприродное окружение школы – учащийся»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

1

2

Когнитивный компонент экологической культуры

Познавательные.

Познание законов природы в процессе изучения конкретной экосистемы и её окрестностей, развитие познавательного интереса к окружающему миру. Изучение юридических норм и правил взаимодействия между людьми, между человеком и природой.

 

 

 

 

Эмоционально-эстетический компонент экологической культуры

Эстетические.

Воспитание чувства прекрасного, эмоционально-чувственное развитие подростков. Вдохновляющее влияние природы на развитие учащихся и самовыражение их в творчестве. Саморазвитие органов чувств при общении с природой.

Рекреационные (релаксационные, оздоравливающие, спортивные).

Релаксация и оздоровление организма при непосредственном общении с природой, природотерапия, гармонизация отношений школьника с окружающим миром и самим собой.

 

Ценностно-смысловой компонент экологической культуры

Территориальные.

Осознание социоприродного окружения как места жизни, развитие ответственности и гордости за свою «малую родину», потребности в улучшении качества территории.

Нравственные.

 

Осознание личной значимости экологических проблем социоприродного окружения школы, воспитание ответственности, развитие ценностно-мотивационных ориентаций, во главу которых поставлены экологический императив и принцип гуманизма.

Коммуникативно-деятельностный компонент экологической культуры

Коммуникативные.

Развитие умения общаться с людьми, вступать в диалогичные отношения, находить совместные решения. Развитие эмпатии, заботы о животных и растениях.

1

2

Экономические (утилитарно-прак-тические).

Приобретение умений анализировать роль природных объектов в жизни человека, прогнозировать результаты воздействия человека на природу. Приобретение навыков рационального природопользования.

Нормативно-правовые.

Соблюдение юридических норм и правил в повседневной жизни.

 

 

Роль социоприродного окружения школы

в экологическом образовании

Социоприродное окружение школы является полифункциональным источником экологического образования:

– источником содержания программ по экологии (например, программы школьного компонента по экологии, программы школьного экологического лагеря, практикума по экологии), направленных на изучение в единстве природных и социальных особенностей близлежащей территории;

– модельной территорией для проведения школьниками исследований и долгосрочных наблюдений за природой;

– «зоной личной заботы и ответственности» школьников – местом реализации практической экологической деятельности;

– значимым пространством разновозрастного общения и взросления учащихся в определённый период их жизни.

 

Идеи, положенные в основу разработки программы. Разрабатывая целевые, содержательные и процессуальные характеристики программы, мы опирались на личностно ориентированный подход к образованию.

При моделировании содержания программы учтены следующие принципы отбора содержания: принцип целостности, гуманистичности, интеграции, научности, прогностичности, уровневого отбора информации, сезонности, единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды, созидательной деятельности, регионализации. Учёт названных принципов в программе по экологии ориентирует учащихся на усвоение личностно-значимой системы знаний о социоприродном окружении школы. Эти принципы позволяют организовать исследовательскую работу в соответствии с сезонами года, сочетать при изучении природы естественнонаучные методы познания природных закономерностей с методами искусства, соединить теорию с практической природоохранной деятельностью.

В разработанной нами программе делается ставка на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт учащихся при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Участвуя в деятельности по улучшению экологической обстановки, для учеников личностно значимыми становятся предметы и объекты природы и социума окружения школы. Практическая созидательная экологическая деятельность рассматривается нами как средство самоутверждения, самопроверки, самовыражения, самоопределения учащихся.

Большое внимание в программе уделено непосредственному общению учащихся с природой на экскурсиях, при выполнении практической и исследовательской работы, домашних заданий, что создаёт благоприятную основу для развития у них эмоционально-ценностной сферы психики и укрепления здоровья. Основными методами реализации программы стали методы диалогического освоения мира: игры, дискуссии, метод проектов, интервьюирование местных жителей, «мозговой штурм», «круглые столы» и др.

В программе предусмотрено создание учащимися творческих работ. Например, использование сочинений-размышлений даёт возможность выразить себя, учит доверительному отношению к своему опыту, способности осмысливать и развивать его. Темы сочинений-размышлений могут быть различными, но направленными к личному опыту учащихся, чтобы происходило выражение их индивидуальности, например, «Озеро в моей жизни», «Я предчувствую весну», «Что даёт мне общение с природой?» и др.

 

Ведущий принцип систематизации материала в программе

 

Изучению экологических закономерностей на занятиях по экологии способствует систематизация материала на основе экосистемного принципа, при котором комплексно изучается близлежащая от школы экосистема, как компонент социоприродного окружения школы. Понятие «экосистема» выступает как системообразующее и смыслообразующее при формировании содержания интегрированной программы по экологии школьного компонента.

На занятиях экосистема озера Кенон стала удобным природным объектом – моделью для изучения основных её компонентов, существующих экологических закономерностей и антропогенных воздействий, поиска путей оптимизации взаимодействия человека с природой. Давая комплексную экологическую оценку экосистемы, учащиеся должны рассмотреть сложившуюся экологическую ситуацию с естественнонаучной, социально-экономической и нравственной позиций, проанализировать характер и результаты взаимодействия человека с природой. Анализ всех аспектов применения экосистемы человеком и происходящих в результате этого изменений способствует развитию у школьников представлений о взаимосвязях в природе и умений прогнозировать экологические, экономические, социально-психологические, нравственные последствия своего вмешательства в природу. При этом ведущим логическим приёмом раскрытия содержания экологических понятий и проблем является анализ антропогенного влияния на экосистему.

Уделяя подробное внимание изучению знакомой экосистемы, входящей в социоприродное окружение школы, истории её развития, рассмотрению взаимосвязей человека с ней, мы подводим учащихся к осмыслению места человека в природе и способствуем развитию у них экоцентрического мировоззрения. Законы природы, изученные на примере одной экосистемы, являются универсальными для всей природы, в которой самой большой экосистемой является биосфера.

 

Содержательные блоки программы по экологии

школьного компонента

 

При определении содержательных блоков программы по экологии мы исходили из ее цели - развитие экологической культуры учащихся - и из структуры этого интегрированного качества личности, включающей интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и действенный компоненты. Выделенные в программе эколого-мировоззренческий, эколого-действенный, эколого-психологический блоки взаимосвязаны между собой. Тесная взаимосвязь блоков программы, реализуемая на практике, будет содействовать гармонизации отношений человека с природой, людьми и самим собою как частью природы.

Проблема человеческих взаимоотношений рассматривается нами как фактор экологии, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой, включая и отношения в системе: человек – природа – общество. Развитию рефлексивного поведения по отношению к природе и людям в программе должно быть уделено особое внимание. Целью эколого-психологического блока программы по экологии является помощь учащимся в самопознании, самоорганизации, самореализации в процессе общения с людьми и природой. Осознание своего внутреннего мира и позитивного развития отношений к себе самому влияет на отношения друг к другу и природе.

Процесс воспитания экологической культуры связан с развитием учащихся в целом, в то же время каждый структурный блок вносит особую роль в него своим содержанием и методикой. Содержательные блоки не выстроены в программе во временной последовательности, при раскрытии темы присутствуют элементы разных блоков, но какой-то из них при этом взят за основу. С нашей точки зрения, взаимосвязь и взаимодополняемость блоков программы является важным условием развития экологической культуры личности как необходимого качества человека. Нами предложена схема, отражающая структуру программы школьного компонента по экологии.

Схема. Структура содержания программы по экологии школьного компонента

схема

 

 

В ходе реализации программы мы пришли к выводу, что в структуре программы по экологии практическая деятельность должна быть предусмотрена после проведения части теоретических и практических занятий, направленных на усвоение экологических закономерностей, только тогда она выступает как осознанная.

В структуре программы заложена следующая логика: от осознания проблемы – к экологическим практическим действиям. Выстраивая именно так программу, мы основались на психологическом законе, выведенным Л.С. Выготским: «...прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам..., преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [10, с. 118].

 

Почему программа является моделью для школьного компонента и может быть успешно адаптирована другими педагогами?

 

1. Тематический план и учебное пособие для школьников могут быть использованы как модельные при адаптации программы с учётом той экосистемы, которая является ближайшей в социоприродном окружении школы. (Например, интегрированный модуль «Мир степи: природа и люди» нами предложен для степных районов Восточного Забайкалья).

2. Разработанная структура программы, включающая взаимосвязанные эколого-мировоззренческий, эколого-практический, эколого-психологический блоки, тоже могут выступать как модель.

3. Целевые, содержательные, технологические характеристики программы разработаны на основе личностно ориентированного подхода к образованию и интегрированного подхода к обучению.

4. Показан механизм включения социоприродного окружения в экологическое образование, а именно разработка содержания через выделение стержневого (систематизирующего понятия) – экосистема. Предметом изучения является: я и экосистема (то есть природа и люди на конкретной территории).

 

 

 

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011