3.3.4 Применение творческих заданий для
учащихся
в курсе «Экология водоёма: озеро Кенон и
я»
Е.А. Игумнова
Развитие
творческого мышления – задача первостепенной важности, так как участие в
творческой деятельности позволяет занять человеку активную жизненную позицию.
Сопричастность окружающему миру и гражданственность имеют большое значение в
решении проблем, с которыми учащийся встречается в своей жизни сегодня и будет
встречаться в будущем. В обществе нужны творчески мыслящие люди, способные
почувствовать, понять, осознать важность проблем социоприродного окружения,
умеющие решать проблемы. М.П. Стуль утверждает, что творческое освоение мира –
это активная духовная функция, способная понимать и создавать человеческие
ценности [29, с. 24]. Нами творческие задания по изучению социоприродного
окружения школы рассматриваются как одно из средств воспитания экологической
культуры.
Создание
атмосферы доверия, сотрудничества и радости в процессе организации творческой
деятельности учащихся на занятиях по экологии – наше педагогическое кредо.
Разработанная нами
рабочая тетрадь для учащихся содержит систему творческих заданий, обращённых
непосредственно к опыту взаимодействия младших подростков с социоприродным
окружением школы [18]. Приведём примеры заданий и упражнений для учащихся,
которые носят творческий характер.
В рабочей тетради задание
1 следующее: «Посмотри на первую страницу – она чистая не случайно.
Прояви свою фантазию и способности! Придумай, какими могут быть эмблема и
девиз защитников озера Кенон. Нарисуй и напиши их на первой странице. А потом
проведём конкурс на лучшую эмблему и девиз. Успехов тебе!» Приведём некоторые
девизы:
– «Время летит,
стирая года, мой девиз:
«Кенон
защищать всегда!» (Бикеева Вера);
– «Мы озеро Кенон
спасём,
Каких бы нам
не стоило трудов!
И будем
защищать его от грязи,
Мусора и
вредных шлаков!» (Мальцева Наташа, Папонова Оля);
– «Чистая вода и
чистый берег Кенона – залог здоровья!» ( Мицук Света);
– «От моих знаний
зависит будущее» (Гуназа Сергей);
– «Любить и охранять
Кенон» (Попов Андрей);
– «Экология воды –
это и моя проблема!» (Соколова Ирина).
При изучении темы
«Мир вокруг меня» можно порекомендовать задания 2-6.
Задание 2. Выполни рисунок, на
котором изобрази территорию окрестностей своей школы. Выпиши объекты,
изображённые тобой на рисунке, подразделяя их на природные объекты и объекты,
созданные человеком. Ответь на вопрос: каким образом перечисленные выше объекты
связаны и могут влиять друг на друга?
Задание 3. Во время экскурсии
на озеро выбери участок берега, который тебе понравился. Понаблюдай за этим
местом и отметь в тетради:
-
звуки,
которые ты слышишь;
-
запахи,
которые ты ощущаешь;
-
цвета.
Задание 4. Закрой глаза и
подумай, по каким ощущениям ты можешь определить время года? (во время
экскурсии на озеро).
Ответь на вопросы:
1. Понравилось ли тебе
на озере?
2. Какие ощущения были
в начале экскурсии, какие в конце? Что-нибудь изменилось в твоём настроении?
3. Было ли что-то
такое, чего ты раньше не замечал, что увидел впервые, а что увидел, может быть,
по-новому?
Задание 5. На экскурсии
выбери сюжет для рисунка на тему: «Озеро осенью». Выполни наброски, а дома
заверши рисунок.
Задание 6. Напиши
сочинение-размышление на тему: «Я чувствую настроение озера Кенон». (Меняется
ли настроение озера в разное время суток, года?).
Мы провели задания
2-6 не осенью, а весной на занятии, используя «метод погружения». Целью
занятия ставили развитие у младших подростков чувственного опыта и
эстетического отношения к природе в процессе непосредственного общения с ней и
произведениями искусства, создания самостоятельных творческих работ: рисунка и
сочинения.
Опишем ход
занятия. Первая часть занятия проводилась в кабинете. Вначале слушали стихи на
весеннюю тематику, которые школьники подобрали самостоятельно к занятию,
беседовали о чувствах и мыслях различных поэтов о весне. Затем учащиеся
получили задание, которое каждый выполнял индивидуально во время экскурсии на
берегу озера. Учащемуся надо было найти понравившееся место и, устроившись
удобно, посидеть здесь несколько минут с закрытыми глазами. Подростки,
прислушиваясь к звукам и ощущениям своего организма, наблюдая происходящее
вокруг, должны были записывать воспринимаемую сенсорную информацию: цвета,
звуки, запахи, вкусы, прикосновения, движения весны на озере.
Возвратясь в класс,
учитель провёл беседу, в ходе которой выяснилось, что учащимся понравилось на
экскурсии. Дети рассказывали о своих ощущениях в начале и в конце экскурсии.
Например, многие сказали, что в начале экскурсии они не замечали весеннего
пробуждения, а потом когда немного посидели, посмотрели, послушали, вдруг
начали улавливать весенние запахи, звуки, движения. Некоторые отметили, что
впервые увидели необычную форму деревьев, потому, что летом они были в зелени.
Общение с природой приносит детям новые открытия, так одна девочка говорила,
что она раньше не прислушивалась к звукам природы, а теперь поняла, что они
значат. На основе такового высказывания можно сделать вывод, что в учебном
процессе зачастую природа в начальной, да и в средней школе, редко выступает в
роли источника сенсорного познания мира, субъекта взаимодействия.
В беседе школьники
говорили о разнообразных своих ассоциациях, связанных с весной и настроением
озера. Мы думаем, что возникновению сложных образов способствовало получение
информации по различным сенсорным каналам, которая затем интегрировалась в
целостную картину, отражённую в сочинениях.
С нашей точки
зрения, важным для младших подростков в процессе всей работы над творческим заданием
явилось погружение в свои мысли, чувства, возможность открыть это окружающим,
не получая оценочной характеристики. В ходе беседы они поняли, что каждое,
возникающее у них ощущение, не выступает хорошим или плохим, а просто является
индивидуальным проживанием момента. Таким образом, природа и внутреннее «я»
сближаются, полученные впечатления усиливаются, вдохновение, идущее от природы
и энергия эмоциональных переживаний, вызванных ею, сливаются в единое чувство.
Под тихо звучащую спокойную музыку
дети рисовали весеннее пробуждение природы. Затем каждый показал свой рисунок и
рассказал, что он хотел передать в нём зрителям. Разное настроение озера выразили
подростки в своих сочинениях, вероятно, это связано с их субъективным мироощущением
в данный момент.
В большинстве сочинений было
выражено радостное настроение озера, пробуждающегося от глубокого зимнего сна:
«На небе светит приветливое и спокойное солнышко. Всё оживает. Кенон тоже скоро
растает и начнёт журчать и звонко петь»; «озеро радуется приходу весны и как бы
созывает тучи, чтобы они украсили его праздник и сделали светомузыку», «я
чувствую свободу и радость озера весной». В некоторых сочинениях школьники
применили сравнения, олицетворения, метафоры: «Озеро похоже на большую
проталину, на которой скоро распустятся подснежники», «озеро, будто
пробуждающийся цветок», «на берегу озера стоят два дерева. Одно похоже на
сеньориту, второе – на сеньору, они стоят гордо и важно, скоро они
оденутся листвой, и закружится бал природы. А озеро Кенон будет радоваться
весеннему многоголосью, журчанью и благоуханью».
Только в одном
сочинении мальчик передаёт тревожное состояние озера, вот строки из его сочинения:
«Мне кажется, что озеро чувствует себя плохо, так как оно знает, что летом его
будут загрязнять. Лучше бы озеро было покрыто глубоким льдом, и его бы никто не
загрязнял». Хотя в его сочинении звучит озабоченность судьбой озера и
проблемами, связанными с его загрязнением, нам видится, он проецирует свои
тревожные мысли на ощущения, которые, по его мнению, возникают у озера. Мы
считаем, что значимым в используемом методе для подростков является процесс
самораскрытия через озвучивание и осмысление своих чувств, а для педагога –
познание их внутреннего мира.
Мы подошли к
выводу, что через творческие работы учащихся можно опосредованно познакомиться
с проблемами подростков и наметить коррекционную работу в
психолого-педагогическом блоке программы курса, например, по выработке у
подростков уверенности в себе. Можно предложить школьникам участвовать в
индивидуальном или групповом природоохранном проекте с учётом их интересов,
чтобы они могли самоутвердиться в среде сверстников и почувствовать себя
уверенными и неодинокими.
В целом анализ
сочинений показал, что подростками было употреблено много эпитетов, сравнений,
некоторые использовали метафоры и олицетворения, благодаря этим литературным
средствам они озвучивали собственные чувства и мысли. Мы уверены, что созданию
образа и наиболее полному его проживанию помогает подключение всех каналов
восприятия информации и последующее их обобщение, например, в форме сочинения.
По создавшейся
обстановке доброжелательности, открытости, безоценочного принятия, искренности,
креативности, которая возникла в процессе совместной работы в классе, мы
сделали вывод о положительном эффекте проведения занятия в такой форме. Это
подтверждает, что развитие чувственного опыта общения с природой приводит к
лучшему пониманию окружающего мира и себя в нём, самораскрытию, возможности
самореализации путём творчества.
Написание
сочинений-размышлений, дающих возможность выразить себя, мы использовали и при
изучении других тем. В процессе размышления подростки учились доверительному
отношению к своему опыту, у них развивалась способность его осмысливать. Темы
сочинений-размышлений могут быть различными, но направленными к личному опыту
учащихся, чтобы происходило выражение их индивидуальности, например, «Озеро в
моей жизни», «Я предчувствую весну», «Что даёт мне общение с природой?» и др.
Мы учитывали развивающую функцию самораскрытия, которое способствует
личностному росту, потому что высказывание собственных мыслей и чувств влияет
на самопознание и самоосознание человека.
При изучении темы
«Озеро Кенон и его роль в жизни города» можно использовать задания 7-8:
Задание 7. Подумай и напиши,
каково, по твоему мнению, значение озера для жизни микрорайона и для тебя
лично.
Задание 8. Придумай, какие
правила ты бы посоветовал выполнять своим младшим друзьям при купании в озере.
Запиши их в тетради: «Как можно купаться?» Напомни их летом своим друзьям.
Большой интерес у
учащихся вызвало упражнение «Жалобная книга» Кенона.
Задание 9. Побывав на
экскурсии, создай «Жалобную книгу» Кенона, записав в тетрадь «жалобы» растений
и животных, обитающих в озере или на его берегах. Подумай и обсуди с
одноклассниками, чем ты можешь помочь обитателям Кенона.
На занятии по теме
«Живая история» предлагаем следующее задание.
Задание 10. Озеро КЕНОН.
Почему оно так названо?
Читинский
краевед В. Балабанов писал о происхождении названия озера следующее. «Об этом
озере одним из первых рассказал И.Г. Гмелин, путешествовавший по Забайкалью в
1724 г. Он писал: «Озеро Кинонское большими и жирными карасями изобильное». С
тех пор во многих писаниях, в том числе и у декабристов, оно обязательно
упоминается как изобильное карасями, а те, кто этих карасей едал, добавлял ещё
и «вкусными».
Сегодня Кенон
полностью окружают районы города Читы. А в далёкие времена, когда давалось ему
название, оно было диким и прекрасным. С Яблонового хребта и с гор,
расположенных за рекой Ингодой, посреди широкой долины, получившей название
«Степь», на фоне занесённых сопок плескалось глубокое озеро. «Кё» – «красиво»,
восклицали аборигены края, видя голубой бассейн. «Кё нор», – говорили они, –
«красивое озеро». Это слово впоследствии и превратилось в название «Кенон»
[6].
Может быть, ты
узнаешь другие сведения о происхождении названия озера у кого-нибудь у старожилов
или прочитаешь об этом в книгах о Забайкалье.
Возможно, учащиеся
не найдут какого-либо материала о происхождении озера, истории его названия.
Поэтому, как один из вариантов домашнего задания рекомендуем следующее: найти
сказку, легенду или миф, связанные с водой, её удивительными свойствами.
Эмоциональный заряд, который несут в себе источники народной мудрости, подводит
к осознанию важности сохранения воды на планете Земля.
В энциклопедии
«Мифы народов мира» в статье «Вода» С.С. Аверинцев пишет: «Вода – одна из
фундаментальных стихий мироздания. В самых различных мифологиях вода –
первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса.
Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Но зачатие
требует как женского, так и мужского начала; отсюда два аспекта мифологемы
воды. В роли женского начала вода выступает как аналог материнского лона и
чрева, а также оплодотворяемого яйца мирового. Книга Бытия, описывая сотворение
мира, использует очень древний образ – оживляющее проникание «духа божьего» к
мировым водам, изображаемое (в иудейском оригинале) через метафору птицы,
которая высиживает яйцо. Вода может отождествляться с землёй как другим воплощением
женского начала. Брачный союз неба как мужского начала с землёй или водой
является широко распространённым у индоевропейцев мифологическим мотивом.
Китайская категория «инь» объединяет в себе значения воды как оппозиции огню и
как женское начало. Богини любви (Иштар, Афродита и т.п.) непременно связаны с
водой.
Ритуальное
омовение – как бы второе рождение, новый выход из материнской утробы (в христианкой
символике крещения).
Соединение в
мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение
во встречающемся во многих мифологиях различении живой и мёртвой, животворящей
небесной и нижней, земной солёной воды, непригодной ни для питья, ни для
орошения.
Наконец, являя
собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив
потопа» [1, с. 240].
Задание 11. Побеседуй с
родственниками, знакомыми, соседями, проживающими в окрестностях озера Кенон.
Для интервью ты можешь использовать такие вопросы:
- Сколько лет Вы
проживаете на данной территории?
- Ваш возраст, род
занятий.
- Как влияет на Вашу
жизнь соседство с озером?
- Часто ли Вы бываете
на озере и с какой целью?
- Произошли ли
какие-то изменения с озером за время Вашей жизни здесь?
-
С чем связаны, по-Вашему, произошедшие изменения?
- Что Вы думаете о
будущем озера?
Задание 12. Придумай пять
собственных вопросов для проведения интервьюирования с жителями, запиши их в
тетрадь и задай твоим собеседникам. Запиши в тетрадь новые сведения, которые ты
узнал из интервью.
По теме
«Приспособление растений и животных к жизни в водной среде и их роль в экосистеме
озера» рекомендуем:
Задание 13. Опиши, какие
изменения произойдут в экосистеме озера, если погибнут по какой-либо причине водоросли.
Задание 14. Проведи
опыт-наблюдение: в одинаковую посуду отдельно набери равное
количество воды из-под водопроводного крана и из озера. Посуду оставь в одних и
тех же условиях, пока не испарится вода. Сравни, что останется на дне стакана и
сделай вывод.
Задание 15. Впиши звенья «цепи
отравления»: человек моет машину на берегу озера – ... – ... – ... – рыболов.
При изучении темы «Жизнь подо льдом»:
Задание 16. Сочини сказку на
тему: «Приключения в подлёдном царстве», нарисуй к ней иллюстрации.
Задание 17. Погибают ли зимой
подводные растения, как протекает жизнь растений и животных подо льдом?
На занятиях по теме «Мир обитателей озера
Кенон» нами проводились следующие задания:
Задание 18. Какое из растений,
обитающих в озере, запомнилось тебе больше всего и почему? Зарисуй это
растение.
Задание 19. Рассмотри растение
стрелолист на гербарном образце. Почему оно так названо?
При изучении темы «Сохраним озеро»:
Задание 20. Подсчитано, что
среднее количество воды, которое расходует один человек при централизованном
водоснабжении равно 300 литрам. Придумай и изобрази рисунок, показывающий
расход воды в сутки одним человеком.
Задание 21. Как ты понимаешь
смысл выражения «Беречь воду – значит беречь жизнь»?
Задание 22. Придумай и нарисуй
плакат: «Озеро в опасности!» или «Берегите воду!»
Задание 23. Представь и опиши
или нарисуй, каким бы ты хотел видеть наше озеро Кенон через 50 лет?
Также
на занятиях нами были использованы элементы эколого-психологического тренинга
«В согласии с природой и людьми» [16]. Проблема человеческих взаимоотношений
рассматривается нами как фактор экологии, изучающей взаимоотношения организмов
с окружающей средой, включая и отношения в системе: «человек – природа –
общество». На занятиях развитию рефлексивного отношения у учеников к
природе и людям было уделено особое внимание. В тренинг входили анализ
собственного отношения к природе, упражнения на развитие навыков общения,
эмпатии, решение дилемм, экологические игры, которые направлены на стимулирование
самовоспитания и самосовершенствования подростков.
В развитии диалогического общения,
по нашему мнению, важную роль сыграл тренинг межличностного общения, включающий
упражнения и задания, развивающие творческий подход к разрешению конфликтов,
способствующие приобретению опыта у подростков по их конструктивному решению.
Как показало анкетирование, подросткам особенно понравилось участвовать в
упражнениях-инсценировках, презентациях от имени кукол, пантомимах. Мы
отметили, что ситуация творческого преодоления себя на неформализованных уроках
возникает чаще, чем на традиционных; на них наблюдается атмосфера взаимного
принятия и интереса.
Мы пришли к выводу,
что важно создавать условия на занятиях для творческого мышления подростков,
импровизации; в процессе выполнения творческих заданий, учащиеся часто
демонстрируют собственное видение и понимание проблем, происходит их
самовыражение.