Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.3.4 Применение творческих заданий для учащихся

в курсе «Экология водоёма: озеро Кенон и я»

 

Е.А. Игумнова

 

Развитие творческого мышления – задача первостепенной важности, так как участие в творческой деятельности позволяет занять человеку активную жизненную позицию. Сопричастность окружающему миру и гражданственность имеют большое значение в решении проблем, с которыми учащийся встречается в своей жизни сегодня и будет встречаться в будущем. В обществе нужны творчески мыслящие люди, способные почувствовать, понять, осознать важность проблем социоприродного окружения, умеющие решать проблемы. М.П. Стуль утверждает, что творческое освоение мира – это активная духовная функция, способная понимать и создавать человеческие ценности [29, с. 24]. Нами творческие задания по изучению социоприродного окружения школы рассматриваются как одно из средств воспитания экологической культуры.

Создание атмосферы доверия, сотрудничества и радости в процессе организации творческой деятельности учащихся на занятиях по экологии – наше педагогическое кредо.

Разработанная нами рабочая тетрадь для учащихся содержит систему творческих заданий, обращённых непосредственно к опыту взаимодействия младших подростков с социоприродным окружением школы [18]. Приведём примеры заданий и упражнений для учащихся, которые носят творческий характер.

 

В рабочей тетради задание 1 следующее: «Посмотри на первую страницу – она чистая не случайно. Прояви свою фантазию и способности! Придумай, какими могут быть эмблема и девиз защитников озера Кенон. Нарисуй и напиши их на первой странице. А потом проведём конкурс на лучшую эмблему и девиз. Успехов тебе!» Приведём некоторые девизы:

    «Время летит, стирая года, мой девиз:

«Кенон защищать всегда!» (Бикеева Вера);

    «Мы озеро Кенон спасём,

Каких бы нам не стоило трудов!

И будем защищать его от грязи,

Мусора и вредных шлаков!» (Мальцева Наташа, Папонова Оля);

       «Чистая вода и чистый берег Кенона – залог здоровья!» ( Мицук Света);

    «От моих знаний зависит будущее» (Гуназа Сергей);

    «Любить и охранять Кенон» (Попов Андрей);

    «Экология воды – это и моя проблема!» (Соколова Ирина).

 

При изучении темы «Мир вокруг меня» можно порекомендовать задания 2-6.

Задание 2. Выполни рисунок, на котором изобрази территорию окрестностей своей школы. Выпиши объекты, изображённые тобой на рисунке, подразделяя их на природные объекты и объекты, созданные человеком. Ответь на вопрос: каким образом перечисленные выше объекты связаны и могут влиять друг на друга?

 

Задание 3. Во время экскурсии на озеро выбери участок берега, который тебе понравился. Понаблюдай за этим местом и отметь в тетради:

-          звуки, которые ты слышишь;

-          запахи, которые ты ощущаешь;

-          цвета.

 

Задание 4. Закрой глаза и подумай, по каким ощущениям ты можешь определить время года? (во время экскурсии на озеро).

Ответь на вопросы:

1.  Понравилось ли тебе на озере?

2.  Какие ощущения были в начале экскурсии, какие в конце? Что-нибудь изменилось в твоём настроении?

3.  Было ли что-то такое, чего ты раньше не замечал, что увидел впервые, а что увидел, может быть, по-новому?

 

Задание 5. На экскурсии выбери сюжет для рисунка на тему: «Озеро осенью». Выполни наброски, а дома заверши рисунок.

 

Задание 6. Напиши сочинение-размышление на тему: «Я чувствую настроение озера Кенон». (Меняется ли настроение озера в разное время суток, года?).

 

Мы провели задания 2-6 не осенью, а весной на занятии, используя «метод погружения». Целью занятия ставили развитие у младших подростков чувственного опыта и эстетического отношения к природе в процессе непосредственного общения с ней и произведениями искусства, создания самостоятельных творческих работ: рисунка и сочинения.

Опишем ход занятия. Первая часть занятия проводилась в кабинете. Вначале слушали стихи на весеннюю тематику, которые школьники подобрали самостоятельно к занятию, беседовали о чувствах и мыслях различных поэтов о весне. Затем учащиеся получили задание, которое каждый выполнял индивидуально во время экскурсии на берегу озера. Учащемуся надо было найти понравившееся место и, устроившись удобно, посидеть здесь несколько минут с закрытыми глазами. Подростки, прислушиваясь к звукам и ощущениям своего организма, наблюдая происходящее вокруг, должны были записывать воспринимаемую сенсорную информацию: цвета, звуки, запахи, вкусы, прикосновения, движения весны на озере.

Возвратясь в класс, учитель провёл беседу, в ходе которой выяснилось, что учащимся понравилось на экскурсии. Дети рассказывали о своих ощущениях в начале и в конце экскурсии. Например, многие сказали, что в начале экскурсии они не замечали весеннего пробуждения, а потом когда немного посидели, посмотрели, послушали, вдруг начали улавливать весенние запахи, звуки, движения. Некоторые отметили, что впервые увидели необычную форму деревьев, потому, что летом они были в зелени. Общение с природой приносит детям новые открытия, так одна девочка говорила, что она раньше не прислушивалась к звукам природы, а теперь поняла, что они значат. На основе такового высказывания можно сделать вывод, что в учебном процессе зачастую природа в начальной, да и в средней школе, редко выступает в роли источника сенсорного познания мира, субъекта взаимодействия.

В беседе школьники говорили о разнообразных своих ассоциациях, связанных с весной и настроением озера. Мы думаем, что возникновению сложных образов способствовало получение информации по различным сенсорным каналам, которая затем интегрировалась в целостную картину, отражённую в сочинениях.

С нашей точки зрения, важным для младших подростков в процессе всей работы над творческим заданием явилось погружение в свои мысли, чувства, возможность открыть это окружающим, не получая оценочной характеристики. В ходе беседы они поняли, что каждое, возникающее у них ощущение, не выступает хорошим или плохим, а просто является индивидуальным проживанием момента. Таким образом, природа и внутреннее «я» сближаются, полученные впечатления усиливаются, вдохновение, идущее от природы и энергия эмоциональных переживаний, вызванных ею, сливаются в единое чувство.

Под тихо звучащую спокойную музыку дети рисовали весеннее пробуждение природы. Затем каждый показал свой рисунок и рассказал, что он хотел передать в нём зрителям. Разное настроение озера выразили подростки в своих сочинениях, вероятно, это связано с их субъективным мироощущением в данный момент.

В большинстве сочинений было выражено радостное настроение озера, пробуждающегося от глубокого зимнего сна: «На небе светит приветливое и спокойное солнышко. Всё оживает. Кенон тоже скоро растает и начнёт журчать и звонко петь»; «озеро радуется приходу весны и как бы созывает тучи, чтобы они украсили его праздник и сделали светомузыку», «я чувствую свободу и радость озера весной». В некоторых сочинениях школьники применили сравнения, олицетворения, метафоры: «Озеро похоже на большую проталину, на которой скоро распустятся подснежники», «озеро, будто пробуждающийся цветок», «на берегу озера стоят два дерева. Одно похоже на сеньориту, второе – на сеньору, они стоят гордо и важно, скоро они оденутся листвой, и закружится бал природы. А озеро Кенон будет радоваться весеннему многоголосью, журчанью и благоуханью».

Только в одном сочинении мальчик передаёт тревожное состояние озера, вот строки из его сочинения: «Мне кажется, что озеро чувствует себя плохо, так как оно знает, что летом его будут загрязнять. Лучше бы озеро было покрыто глубоким льдом, и его бы никто не загрязнял». Хотя в его сочинении звучит озабоченность судьбой озера и проблемами, связанными с его загрязнением, нам видится, он проецирует свои тревожные мысли на ощущения, которые, по его мнению, возникают у озера. Мы считаем, что значимым в используемом методе для подростков является процесс самораскрытия через озвучивание и осмысление своих чувств, а для педагога – познание их внутреннего мира.

Мы подошли к выводу, что через творческие работы учащихся можно опосредованно познакомиться с проблемами подростков и наметить коррекционную работу в психолого-педагогическом блоке программы курса, например, по выработке у подростков уверенности в себе. Можно предложить школьникам участвовать в индивидуальном или групповом природоохранном проекте с учётом их интересов, чтобы они могли самоутвердиться в среде сверстников и почувствовать себя уверенными и неодинокими.

В целом анализ сочинений показал, что подростками было употреблено много эпитетов, сравнений, некоторые использовали метафоры и олицетворения, благодаря этим литературным средствам они озвучивали собственные чувства и мысли. Мы уверены, что созданию образа и наиболее полному его проживанию помогает подключение всех каналов восприятия информации и последующее их обобщение, например, в форме сочинения.

По создавшейся обстановке доброжелательности, открытости, безоценочного принятия, искренности, креативности, которая возникла в процессе совместной работы в классе, мы сделали вывод о положительном эффекте проведения занятия в такой форме. Это подтверждает, что развитие чувственного опыта общения с природой приводит к лучшему пониманию окружающего мира и себя в нём, самораскрытию, возможности самореализации путём творчества.

Написание сочинений-размышлений, дающих возможность выразить себя, мы использовали и при изучении других тем. В процессе размышления подростки учились доверительному отношению к своему опыту, у них развивалась способность его осмысливать. Темы сочинений-размышлений могут быть различными, но направленными к личному опыту учащихся, чтобы происходило выражение их индивидуальности, например, «Озеро в моей жизни», «Я предчувствую весну», «Что даёт мне общение с природой?» и др. Мы учитывали развивающую функцию самораскрытия, которое способствует личностному росту, потому что высказывание собственных мыслей и чувств влияет на самопознание и самоосознание человека.

 

При изучении темы «Озеро Кенон и его роль в жизни города» можно использовать задания 7-8:

Задание 7. Подумай и напиши, каково, по твоему мнению, значение озера для жизни микрорайона и для тебя лично.

Задание 8. Придумай, какие правила ты бы посоветовал выполнять своим младшим друзьям при купании в озере. Запиши их в тетради: «Как можно купаться?» Напомни их летом своим друзьям.

 

Большой интерес у учащихся вызвало упражнение «Жалобная книга» Кенона.

Задание 9. Побывав на экскурсии, создай «Жалобную книгу» Кенона, записав в тетрадь «жалобы» растений и животных, обитающих в озере или на его берегах. Подумай и обсуди с одноклассниками, чем ты можешь помочь обитателям Кенона.

 

На занятии по теме «Живая история» предлагаем следующее задание.

Задание 10. Озеро КЕНОН. Почему оно так названо?

Читинский краевед В. Балабанов писал о происхождении названия озера следующее. «Об этом озере одним из первых рассказал И.Г. Гмелин, путешествовавший по Забайкалью в 1724 г. Он писал: «Озеро Кинонское большими и жирными карасями изобильное». С тех пор во многих писаниях, в том числе и у декабристов, оно обязательно упоминается как изобильное карасями, а те, кто этих карасей едал, добавлял ещё и «вкусными».

Сегодня Кенон полностью окружают районы города Читы. А в далёкие времена, когда давалось ему название, оно было диким и прекрасным. С Яблонового хребта и с гор, расположенных за рекой Ингодой, посреди широкой долины, получившей название «Степь», на фоне занесённых сопок плескалось глубокое озеро. «Кё» – «красиво», восклицали аборигены края, видя голубой бассейн. «Кё нор», – говорили они, – «красивое озеро». Это слово впоследствии и превратилось в название «Кенон» [6].

Может быть, ты узнаешь другие сведения о происхождении названия озера у кого-нибудь у старожилов или прочитаешь об этом в книгах о Забайкалье.

Возможно, учащиеся не найдут какого-либо материала о происхождении озера, истории его названия. Поэтому, как один из вариантов домашнего задания рекомендуем следующее: найти сказку, легенду или миф, связанные с водой, её удивительными свойствами. Эмоциональный заряд, который несут в себе источники народной мудрости, подводит к осознанию важности сохранения воды на планете Земля.

В энциклопедии «Мифы народов мира» в статье «Вода» С.С. Аверинцев пишет: «Вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных мифологиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Но зачатие требует как женского, так и мужского начала; отсюда два аспекта мифологемы воды. В роли женского начала вода выступает как аналог материнского лона и чрева, а также оплодотворяемого яйца мирового. Книга Бытия, описывая сотворение мира, использует очень древний образ – оживляющее проникание «духа божьего» к мировым водам, изображаемое (в иудейском оригинале) через метафору птицы, которая высиживает яйцо. Вода может отождествляться с землёй как другим воплощением женского начала. Брачный союз неба как мужского начала с землёй или водой является широко распространённым у индоевропейцев мифологическим мотивом. Китайская категория «инь» объединяет в себе значения воды как оппозиции огню и как женское начало. Богини любви (Иштар, Афродита и т.п.) непременно связаны с водой.

Ритуальное омовение – как бы второе рождение, новый выход из материнской утробы (в христианкой символике крещения).

Соединение в мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающемся во многих мифологиях различении живой и мёртвой, животворящей небесной и нижней, земной солёной воды, непригодной ни для питья, ни для орошения.

Наконец, являя собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив потопа» [1, с. 240].

 

Задание 11. Побеседуй с родственниками, знакомыми, соседями, проживающими в окрестностях озера Кенон. Для интервью ты можешь использовать такие вопросы:

-     Сколько лет Вы проживаете на данной территории?

-     Ваш возраст, род занятий.

-     Как влияет на Вашу жизнь соседство с озером?

-     Часто ли Вы бываете на озере и с какой целью?

-     Произошли ли какие-то изменения с озером за время Вашей жизни здесь?

-     С чем связаны, по-Вашему, произошедшие изменения?

-     Что Вы думаете о будущем озера?

 

Задание 12. Придумай пять собственных вопросов для проведения интервьюирования с жителями, запиши их в тетрадь и задай твоим собеседникам. Запиши в тетрадь новые сведения, которые ты узнал из интервью.

По теме «Приспособление растений и животных к жизни в водной среде и их роль в экосистеме озера» рекомендуем:

 

Задание 13. Опиши, какие изменения произойдут в экосистеме озера, если погибнут по какой-либо причине водоросли.

 

Задание 14. Проведи опыт-наблюдение: в одинаковую посуду отдельно набери равное количество воды из-под водопроводного крана и из озера. Посуду оставь в одних и тех же условиях, пока не испарится вода. Сравни, что останется на дне стакана и сделай вывод.

 

Задание 15. Впиши звенья «цепи отравления»: человек моет машину на берегу озера – ... – ... – ... – рыболов.

 

При изучении темы «Жизнь подо льдом»:

Задание 16. Сочини сказку на тему: «Приключения в подлёдном царстве», нарисуй к ней иллюстрации.

 

Задание 17. Погибают ли зимой подводные растения, как протекает жизнь растений и животных подо льдом?

 

На занятиях по теме «Мир обитателей озера Кенон» нами проводились следующие задания:

Задание 18. Какое из растений, обитающих в озере, запомнилось тебе больше всего и почему? Зарисуй это растение.

 

Задание 19. Рассмотри растение стрелолист на гербарном образце. Почему оно так названо?

 

При изучении темы «Сохраним озеро»:

Задание 20. Подсчитано, что среднее количество воды, которое расходует один человек при централизованном водоснабжении равно 300 литрам. Придумай и изобрази рисунок, показывающий расход воды в сутки одним человеком.

 

Задание 21. Как ты понимаешь смысл выражения «Беречь воду – значит беречь жизнь»?

 

Задание 22. Придумай и нарисуй плакат: «Озеро в опасности!» или «Берегите воду!»

 

Задание 23. Представь и опиши или нарисуй, каким бы ты хотел видеть наше озеро Кенон через 50 лет?

Также на занятиях нами были использованы элементы эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми» [16]. Проблема человеческих взаимоотношений рассматривается нами как фактор экологии, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой, включая и отношения в системе: «человек – природа – общество». На занятиях развитию рефлексивного отношения у учеников к природе и людям было уделено особое внимание. В тренинг входили анализ собственного отношения к природе, упражнения на развитие навыков общения, эмпатии, решение дилемм, экологические игры, которые направлены на стимулирование самовоспитания и самосовершенствования подростков.

В развитии диалогического общения, по нашему мнению, важную роль сыграл тренинг межличностного общения, включающий упражнения и задания, развивающие творческий подход к разрешению конфликтов, способствующие приобретению опыта у подростков по их конструктивному решению. Как показало анкетирование, подросткам особенно понравилось участвовать в упражнениях-инсценировках, презентациях от имени кукол, пантомимах. Мы отметили, что ситуация творческого преодоления себя на неформализованных уроках возникает чаще, чем на традиционных; на них наблюдается атмосфера взаимного принятия и интереса.

Мы пришли к выводу, что важно создавать условия на занятиях для творческого мышления подростков, импровизации; в процессе выполнения творческих заданий, учащиеся часто демонстрируют собственное видение и понимание проблем, происходит их самовыражение.

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011