3.3.5 Рекомендации по применению на
занятиях по экологии
метода интервьюирования
Е.А. Игумнова
На занятиях по разработанной нами
программе «Экология водоёма: озеро Кенон и я» использовалась методика
интервьюирования местных жителей (родителей, старожилов, рыбаков и др.) для
составления летописи социоприродного окружения школы. По нашему мнению, общение
с людьми, проживающими рядом, выступает источником знаний об историческом
развитии местности. Школьники учатся сравнивать современное состояние
окружающей обстановки с рассказами, воспоминаниями старожилов, анализировать
причины такого изменения.
Интервьюирование
местного населения выполняется учащимися самостоятельно: индивидуально или
вдвоём-втроём (большему количеству человек брать интервью у одного не рекомендуем,
с той целью, чтобы собеседнику чувствовалось уютно). Использование техники
(фотоаппаратов, магнитофонов и др.) повышает интерес к выполнению заданий.
Перед
интервьюированием в программе необходимо предусмотреть проведение
занятий-тренингов по методике организации беседы при взятии интервью, включающих
наряду с теорией упражнения и игры, развивающие умение слушать, начинать и
заканчивать разговор, задавать вопросы и др.
На первом занятии
по подготовке проведения интервьюирования педагог беседует с учащимися по
следующим вопросам:
- Могут
ли учащиеся заинтересовать собеседника, расположить его к себе?
- Умеют ли задавать
вопросы?
- Могут ли построить
беседу так, чтобы отвечающий чувствовал себя уютно?
- Умеют ли слушать
собеседника?
Примерный
материал для беседы. Важно уметь войти в беседу, то есть в её начале
вызвать приятное впечатление у собеседника, желание поработать вместе над
решением какой-либо проблемы. Приветствие, знакомство, объяснение цели
проведения интервьюирования, первые предлагаемые вопросы должны заинтересовать
собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.
Объясните, кто Вы
и почему интересуетесь данной проблемой и как в дальнейшем рассказ Вашего
собеседника поможет в составлении летописи озера. Пусть человек почувствует,
что Вы заинтересованы в нём, что Вам важно его мнение. Первые вопросы обычно
называют контактными. Прежде чем подойти к основной теме разговора, некоторое
время почти всегда уделяется какой-либо общей теме, которая интересна
собеседнику. Это процесс взаимного расположения, настроя на беседу. В
зависимости от того, как пройдёт этот первый подготовительный этап, во многом
зависит и основная часть разговора. Если пробуждено внимание собеседника, он
заинтересован и взволнован проблемой, которая близка ему, то беседа будет идти
в доверительной форме.
Итак, необходимо
уметь вступить в разговор и говорить с людьми о том, что их интересует. Интервью
получается только тогда, когда есть контакт с собеседником.
В беседе важно
уметь задавать вопросы. Для подготовки занятий можно использовать книгу Л.Я.
Аверьянова «Искусство задавать вопросы». Автор даёт разъяснение, что такое
вопрос. «Это некоторая система знаний. Для того, чтобы задавать вопрос, мы уже
должны иметь какое-то представление о предмете вопроса, о том, о чём мы хотим
спросить, и это, в свою очередь подразумевает и некоторый набор ответов,
который полностью описывает уровень нашего знания предмета вопроса и область
искомого знания, то есть то, о чём мы спрашиваем и на что направлен вопрос» [2,
с. 82].
Приведём
некоторые советы Л.Я. Аверьянова по формированию умения задавать вопросы.
Вопросы можно формулировать в следующих формах:
а) нейтральной
форме по отношению к той позиции, какую занимаете Вы или которая является общепринятой.
Например, Вы спрашиваете: «Скажите, пожалуйста, Вам нравится передача «В мире
животных»?» Этот вопрос несёт мнение спрашивающего. Нейтральный же вопрос может
звучать так: «Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к телепередаче «В мире
животных»?»
б) альтернативной
форме, например: «Некоторые люди считают, что от них ничего не зависит в решении
судьбы озера, другие говорят, что могут повлиять на улучшение экологической
обстановки. А как думаете Вы?»
Уважение к
собеседнику проявляется в манере задавать вопросы, в использовании тех или иных
слов и предложений. Не бойтесь лишний раз говорить «пожалуйста». Вежливое
обращение выражается в стиле вопроса, его формулировке, форме обращения к
собеседнику. Варианты вежливого обращения могут быть разнообразными: «Как, по
Вашему мнению, ...», «Как Вы считаете...», «Не можете ли Вы ответить на такой
вопрос...», «Попытайтесь, пожалуйста, вспомнить ...», «Считаете ли Вы
возможным...», «Какие возможности имеются, на Ваш взгляд...», «Постарайтесь
представить себе ...» и т.д.
Поддержать
собеседника помогают такие формулировки: «Как Вы точно определили...», «Мне это
очень интересно...», «Это точно подмечено...» и т.д.
Помните
народную мудрость: «Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
Правда, не советуем злоупотреблять какой-либо одной формой вежливого обращения.
Если, например, часто использовать в речи слово «пожалуйста», это может
надоесть собеседнику, помните, что ни в чём нельзя переходить меры.
В разговоре важно
не только войти в беседу, но и правильно закончить разговор. Предугадать, какое
впечатление остаётся у собеседника после ответа на последний вопрос. Даже
случайную беседу мы никогда не прерываем сразу. Это воспринялось бы как дурной
тон, как неумение разговаривать. Уважающий себя и других человек так не
поступит, с кем бы он не разговаривал. И прежде чем закончить беседу, мы
готовим её концовку, словами или интонацией сообщая, что беседа заканчивается.
Концовка является логическим завершением беседы. Возможно, У Вас появится
необходимость и желание пообщаться с этим человеком ещё. Обязательно поблагодарите
собеседника за информацию и интересную беседу, попрощайтесь, используя добрые
пожелания.
В беседе важно не
только уметь её начать, поддержать, задавая вопросы, завершить разговор, но и
слушать и слышать собеседника. Так, многие психологи считают, что из всех
умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым. Умению
слушать, как и остальным социальным умениям человек учится в процессе жизни.
Для проведения
занятий рекомендуем использовать материал из книги американского психолога И.
Атватера «Я Вас слушаю» [5]. Приведём из неё некоторые тезисы, раскрывающие
сущность процесса слушания:
«Слушание – активный процесс, он требует
внимания к тому, о чём идёт речь.
Слушание
предполагает желание услышать, внимание к собеседнику.
Слушание – тяжёлый
труд, вот почему мы и не можем слушать долго.
Умение слушать –
ценнейший дар, которым можно одарить другого.
Умение слушать –
умение общаться».
Следует обратить
внимание на рекомендуемую автором последовательность в работе по приобретению
коммуникативных навыков. Почти всегда даётся совет начинать работу с наблюдения
особенностей общения других. И это не случайно. Если в памяти есть какой-либо
опыт, как общаются другие, то только при этом условии, овладев приёмами,
человек непроизвольно включает их в свой стиль общения. То есть получается,
что приобретённые знания и навыки используется в жизни – в процессе общения.
Автор
подчёркивает, что одним из важных правил является следующее: быть внимательным
во время общения. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать
речь благодаря тому, что вызывает в мозгу «волны ожидания», которые и повышают
готовность услышать, что скажет собеседник [5].
Приведём
некоторые приёмы, упражнения и игры по обучению навыкам эффективного слушания.
Игра «Давайте
послушаем»
Закройте глаза, в
течение одной минуты послушайте все звуки. Открыв глаза, постарайтесь
вспомнить услышанные звуки и перечислите их.
Обсудите, есть ли
такие звуки, которые услышали не все.
Как Вы думаете,
от чего это зависит: от остроты слуха, внимания, большей сосредоточенности или
избирательности?
Показать, что наше
внимание постоянно отвлекается, поможет упражнение, предложенное Дж.
Корнеллом в книге «Слушая природу».
Итак, предложите
смотреть на любое дерево в течение того времени, сколько можете. Попросите
поднять руки, как только внимание учащихся отвлечётся от дерева и перейдёт к
другим мыслям и предметам.
Автор
подчёркивает, что, находясь на природе, мы часто не проживаем данный момент и
не замечаем красоту природы. А именно общение с природой даёт очень многое для
развития чувств и гармонии в себе [36, с.4].
Эти упражнения
показывают, что внимание является необходимым условием слушания; также то, что
мы можем не замечать звуков, пока сознательно не обратим на них внимания.
Основные требования
к проводящему интервью:
- осведомлённость по
содержанию изучаемой темы;
- внимательность,
наблюдательность;
- умение говорить;
- умение слушать;
- терпение и
сдержанность;
- общительность;
- располагающая
внешность.