Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.3.6 Интегрированная программа факультатива

«ПРИРОДА, ТВОРЧЕСТВО и МЫ»

и методические рекомендации по проведению занятий

 

Е.А. Игумнова, Т.А. Перетолчина

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне сделать самому – и я пойму.

 

Китайская пословица

 

Актуальность создания программы. Экологическая культура является частью общей культуры. И поэтому говорить о ней как об автономном явлении, а тем более воспитывать, не обращая внимания на общий культурный уровень ребёнка, невозможно.

Экологические проблемы являются актуальными для человечества, их изучению отводится не последняя роль в общеобразовательных школах. Знакомство с вопросами экологии осуществляют в основном учителя естественнонаучного цикла. Учителя же гуманитарных предметов пытаются повысить культурный уровень школьников в целом, зачастую упуская экологическое воспитание. Согласны с мнением В.В. Степанова и Л.В. Кузнецова о том, что «значение искусства в процессе преемственности культуры и экологической в том числе, трудно переоценить» [28, с. 11].

С целью развития экологической культуры школьников нами была разработана программа факультативного курса для учащихся 5-6 классов «Природа, творчество и мы». Название программы отражает единство человека и природы, важность развития его творческих способностей и стремления познавать окружающий мир.

 

Цель программы: развитие экологической культуры у младших подростков с помощью объектов искусства и природы через творчество самих учащихся.

 

Задачи программы:

1. Развивающие:

- расширять чувственный опыт младших подростков;

- развивать творческое воображение младших подростков;

- развивать потребность в творческом самовыражение школьников;

- расширять средства творческой самореализации учащихся.

2. Воспитательные:

- воспитывать умение видеть красоту природы;

- воспитывать доброе отношение к природе в целом;

-     воспитывать доброе отношение у подростков друг к другу и другим людям.

3. Образовательные:

- познакомить с некоторыми объектами природы, первоначальными понятиями экологии и экологическими закономерностями;

- познакомить с некоторыми произведениями искусства.

 

Возраст учащихся, продолжительность курса. Программа занятий рассчитана на учащихся 5-6 классов (младших подростков 11-12 лет). Продолжительность курса 1,5-2 месяца, примерно 22 часа, занятия проводятся два раза в неделю (по 90 минут).

 

Формы и методы осуществления программы. Данная программа может быть реализована на факультативных занятиях в общеобразовательной школе, на занятиях кружков в учреждениях дополнительного образования или летних экологических лагерях. На занятиях используются экскурсии в природу, музеи, зоопарк, разнообразные игры и игровые ситуации. Методы: наглядные, словесные, практические. Практические методы связаны преимущественно с творческой деятельностью учащихся.

 

Тематика занятий:

1.    Природа глазами художника.

2.    Умеем ли мы видеть?

3.    Мой любимый уголок природы.

4.    Сам себе Пушкин.

5.    Лесные ремёсла.

6.    Шишки, веточки, хвоинки.

7.    Знакомые и неизвестные.

8-9. Братья наши меньшие.

10. Охрана природы – дело рук человеческих.

11. Мир, созданный своими руками.

 

Идеи, положенные в основу разработки программы:

-        соединение мира природы и мира искусства;

-        опора на личностно-ориентированный подход в образовании;

-        самовыражение подростков в творчестве.

Личностно-ориентированный подход на занятиях предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Младший подростковый возраст характеризуется ростом творческих сил, поэтому воспитание экологической культуры эффективно не столько в знакомстве и изучении произведений искусства, сколько в непосредственной творческой деятельности младших подростков. В процессе творческой деятельности, наряду с материальными и духовными ценностями, человек создаёт и самого себя как личность.

Исходным пунктом программы является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого подростка, с учётом этого строятся занятия и выбирается творческая деятельность. На занятиях необходимо создавать положительную эмоциональную атмосферу, соответствующую выбранной теме, используя репродукции картин с видами природы и животных, цветочные композиции, негромкую классическую музыку и др. В работе с подростками следует соблюдать условия доверия и сотрудничества, что успешно влияет на повышение уровня их экологической культуры и нравственной воспитанности в целом.

 

Ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки

 

Ожидаемым результатом реализации программы является развитие экологической культуры и творческих способностей подростков.

Программа не предусматривает контрольно-оценочной деятельности со стороны преподавателя. Учёт творческих работ подростков осуществляется в виде самоконтроля и взаимоконтроля. В качестве оценки результатов в программе предусмотрено проведение выставок творческих работ подростков для учащихся школы и родителей.

 

Методические рекомендации по проведению занятий

 

Занятие 1

Тема: Природа глазами художника

Цель: познакомить школьников с произведениями художников Забайкалья, с работами учащихся школы изобразительного искусства г. Читы (или другого населённого пункта).

Задачи:

1.     Развивающие:

- развитие интереса к изобразительному искусству;

- развитие эстетических чувств.

 

 

2. Воспитательные:

- помощь в осознании идеи: природа должна радовать нас и наших потомков своим естеством, а не только запечатлённая на холстах.

3. Образовательные:

- познакомить с творчеством художников Забайкалья.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач.

2.  Экскурсия в художественный музей.

3.  Беседа со школьниками о творчестве художников, обмен впечатлениями от увиденного.

 

Занятия 2

Тема: Умеем ли мы видеть?

Цель: вырабатывать у учащихся наблюдательность, вызвать чувство единения с природой.

Задачи:

1.  Развивающие:

- развивать внимание;

- развивать умение воспринимать многообразие красок в природе.

2. Воспитывающие:

- воспитывать умение видеть красоту природы;

- воспитывать стремление не причинять вреда природе.

3. Образовательные:

- познакомить с объектами природы;

- познакомить с многообразием красок в природе.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач, объяснение содержания работы.

2.       Знакомство с правилами поведения в лесу (заповедями друзей

леса).

3. Самостоятельная трактовка заповедей друзей леса учащимися.

4. Игра «Видимые подсказки».

5. Экскурсия в лес.

А) Краткое знакомство с многообразием растительного мира.

Б) Работа в группах по наблюдению и описанию какого-нибудь одного дерева.

В) Игра «Фотоаппарат».

Г) Рефлексия игры школьниками.

Д) Игра «Цветовые наблюдения».

Е) Заключительная беседа.

 

Заповеди друзей леса

1.     Сохраняйте леса такими, чтобы они всегда могли радовать нас и наших потомков.

2.     Уважайте жизнь в лесу, даже ту, которая не видна нам.

3.     Не мешайте животным в лесу жить своей жизнью.

4.     Учитесь слушать таинственную музыку леса.

5.     Не нарушайте сказочное песнопение леса своими громкими голосами.

6.     Помните, что в лесу можно брать только то, что лес позволяет взять.

7.     Кроме даров леса (ягод, грибов и др.) уносите из него только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

 

Заповедей должно быть немного, максимум – 10, так как их будет трудно запомнить. Кроме того, заповеди должны быть просты и понятны своей формулировкой школьникам.

 

 

Игра «Видимые подсказки»

Цель: развитие внимания.

Правила игры: участники делятся на пары и становятся друг напротив друга. Внимательно смотрят друг на друга. Затем поворачиваются спиной к своему партнёру и быстро что-нибудь меняют в своём внешнем виде (например, можно расстегнуть пуговицу, засучить рукав, снять значок и т.п.). По команде ведущего участники игры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти изменения в своём партнере.

Можно усложнить задачу: изменить несколько элементов во внешнем облике.

 

Примерные вопросы для работы в группах по наблюдению и описанию дерева:

-        Выберите любое дерево для описания.

-        Рассмотрите его физические особенности, т.е. цвет, высоту, форму и т.п.;

-        Живое ли оно? Как Вы это определили?

-        Посмотрите, спит дерево или нет. Как Вы это определили?

-        Послушайте, издаёт ли это дерево какие-либо звуки.

-        Понюхайте, есть ли у него запах? А одинаково ли пахнут разные части дерева (кора, ветки, почки).

-        Как Вы думаете, кто живёт на этом дереве?

-        Как сюда попало дерево?

-        Окружено ли оно другими деревьями? Какими?

-        Подумайте, что нужно этому дереву, чтобы жить?

 

Игра «Фотоаппарат»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, образного мышления, творческого воображения, умения работать в парах.

Правила игры: участники игры делятся на пары. Один выполняет роль «фотографа», другой – «фотоаппарата». Фотограф закрывает «объектив» – глаза напарника – и ведёт его с закрытыми глазами, останавливаясь у понравившегося объекта. Он на несколько секунд открывает «объектив фотоаппарата» – глаза. «Фотоаппарат» должен запомнить предмет как можно лучше. Можно сделать несколько снимков. Затем оба участника меняются ролями. После окончания «фотосъёмки» они возвращаются, и каждый из участников делает рисунок или составляет рассказ. Эта работа может быть и совместной. Подводя итоги игры, можно провести конкурс на лучший «фотоаппарат» и лучшего «фотографа». В ходе игры дети могут сами подобрать названия к своим снимкам, вспомнить или придумать стихи на данную тему [36].

Игра «Цветовые наблюдения»

Цель: развитие у учащихся внимания, выработка умений работать с цветовой гаммой.

Правила игры: участники получают несколько листочков бумаги с разными оттенками цветов. Цель: найти в окружающей среде те объекты, которые полностью бы сливались по цвету с оттенком каждого листа бумаги; записать найденный объект на обратной стороне соответствующего по цветовой гамме листочка.

 

Занятие 3

Тема: Мой любимый уголок природы

Цель: развитие творческих способностей учащихся и воспитание бережного отношения к природе в процессе создания рисунка.

Задачи:

1. Развивающие:

- развивать у учащихся творческое воображение;

- развивать у подростков потребность к самовыражению в творчестве.

2. Воспитательные:

- воспитывать у подростков умение не только видеть, но и передавать в рисунке красоту природы.

3. Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «экосистема» на примере экосистемы леса.

 

Оборудование: альбомные листы, краски или карандаши, тетрадь.

 

Ход занятия:

1. Вспомнить описание дерева, за которым наблюдали на прошлом занятии. Учащиеся формулируют предложения, используя эпитеты, метафоры, характеризующие дерево, которые записывают в тетрадях и на доске.

2. Беседа с учениками об уголке живой природы, который они посетили во время экскурсии в лес. Знакомство с понятием «экосистема» на примере леса.

3. Творческая работа учащихся по созданию рисунка на тему: «Лес» или «Мой любимый уголок природы».

4. В конце занятия проводится выставка рисунков. Авторы по желанию рассказывают о своей работе.

 

Записанные высказывания о деревьях будут использованы на следующем занятии. (Примеры высказываний школьников из нашего опыта проведения занятий: дерево – это живое существо; дерево имеет много частей, как человек: есть ствол (главная часть), кора (кожа), ветки (руки), листья и иголки (волосы). У деревьев есть имена. Деревья, как и люди, живут вместе и др.).

Когда школьники вспоминают место, где были во время экскурсии, можно делать это молча, с закрытыми глазами, под специально подобранную классическую музыку. Учитель своей плавной, спокойной речью помогает восстановить в памяти уголок живой природы. Кроме того, учитель может в рассказе плавно переходить от одного времени года к другому, что позволило бы развивать у школьников творческое воображение и расширить поле деятельности при создании рисунка. В этом случае удачно было бы использовать в виде музыкального фона цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года».

Привлечь подростков к творческой работе учителю помогут игры, использованные на прошлом занятии. Вспомнив, что все были «фотографами» и «фотоаппаратами», можно попросить их «проявить плёнку» – нарисовать простым карандашом, а чтобы «снимки» получились цветными, раскрасить красками и цветными карандашами.

 

Занятие 4

Тема: Сам себе Пушкин

Цель: научить учащихся способам создания стихотворения.

Задачи:

1. Развивающие:

- развивать у школьников умение мыслить абстрактно;

- развивать у подростков умение красиво излагать свои мысли.

2. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся эстетические чувства;

- воспитывать у подростков умение слушать и уважать мнение других.

3. Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «художественная поэзия».

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач, объяснение содержания работы.

2. Заслушать несколько стихотворений о природе, природных явлениях, деревьях, которые вспомнят школьники.

3. Беседа о том, что необходимо поэту для творческого вдохновения, какие чувства и эмоции зачастую испытывает автор, создавая своё творение. Что испытываем мы, знакомясь с творчеством поэтов, особенно со стихотворениями о природе.

4. Знакомство с художественной поэзией.

5. «Проба пера».

6. Творческое оформление работ.

7. Защита творческой работы.

 

Художественная поэзия – это такой способ сочинения стихотворения, при котором не обязательна рифма. Например, можно познакомить школьников со стихотворением, написанным способом пятистрочья (синквейн).

 

Предмет стиха.

1 слово

Дорога

Прилагательное.

2 слова

Длинная, весёлая.

Действие предмета.

3 слова

Бежит мимо меня.

Моё отношение к

предмету.

4 слова

Очень мне она

понравилась.

Ассоциация.

1 слово

Путешествие.

 

Очень хорошим объектом для написания таких стихов являются деревья. При этом можно использовать высказывания о дереве, записанные на прошлом занятии.

 

Занятие 5

Тема: Лесные ремёсла

Цель: познакомить учащихся с творческими работами мастеров-умельцев.

 

 

Задачи:

1. Развивающие:

- развитие у подростков эстетических чувств;

- развитие у школьников познавательной активности.

2. Воспитательные:

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе.

3. Образовательные:

- знакомство учащихся со способами создания поделок из природного материала.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Беседа на тему: «Лесные ремёсла».

3. Выяснить у учащихся, какие виды человеческой деятельности, связанные с лесными ремёслами, они знают.

4. Экскурсия в художественный салон.

5. Беседа, обмен впечатлениями об увиденных поделках, о материале из которого они изготовлены, о способах их создания.

 

Занятие 6

Тема: Шишки, веточки, хвоинки

Цель: собрать природный материал для изготовления поделок, не причиняя вреда живым объектам природы.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе;

- воспитание у подростков эстетических чувств.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели, задач, объяснение содержания работы.

2. Повторение «Заповедей друзей леса».

3. Выход в лес, где проводится:

а) игра «Удваивание»;

б) сбор природного материала (для следующего занятия).

 

Игра «Удваивание»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Правила игры: учитель показывает 10 предметов, заранее собранных им в лесу. Участники игры смотрят на них в течение 30 секунд. Затем предметы убираются, а детям даётся 10 минут, чтобы они собрали и принесли то, что показал им учитель.

На занятии в лесу могут быть использованы и другие игры.

 

Занятие 7

Тема: Знакомые и неизвестные

Цель: наблюдение за поведением животных в зоопарке.

Задачи:

1. Развивающие:

- развивать у школьников интерес к изучению животного мира;

- развивать у подростков внимание, наблюдательность.

2. Воспитательные:

- воспитывать у школьников бережное и уважительное отношение к животным;

- воспитывать у учащихся чувство гуманности.

3. Образовательные:

- знакомство учащихся с видовым разнообразием животного мира.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели, задач, объяснение содержания работы.

2. Беседа о домашних животных.

3. Экскурсия в зоопарк.

4. В классе: обмен впечатлениями и полученными на экскурсии знаниями.

 

Занятие 8

Тема: Братья наши меньшие

Цель: индивидуальная творческая работа по созданию поделки животного из пластилина и природного материала.

Задачи:

1. Развивающие:

- развитие у подростков памяти и воображения;

- развитие у учащихся творческих способностей и самовыражения.

2. Воспитательные:

- воспитание у подростков эстетических чувств;

- воспитание у учащихся уважения друг к другу.

3. Образовательные:

- знакомство учащихся с разными способами изготовления поделок животных из природного материала, используя пластилин.

 

Оборудование: пластилин, природный материал, цветная бумага.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели, задач, объяснение учащимся содержания работы.

2. Игра «Кем мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

3. Индивидуальная творческая работа по созданию поделки животного из природного материала и пластилина.

 

 

 

 

Игра «Кем мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: развитие творческого воображения, умения «раскрепоститься», «войти в роль».

Правила игры: среди участников выбирается ведущий, который будет отгадывать, какое животное изображает каждый участник игры. Остальные дети договариваются, кто кого будет изображать. После подготовки, не произнося ни слова, дети выполняют действия, характеризующие задуманных ими животных; ведущий угадывает.

 

В процессе творческой работы в качестве музыкального фона может быть использована классическая музыка. Кроме того, на занятии могут зачитываться стихотворения и небольшие произведения о жизни животных.

 

Занятие 9

Тема: Братья наши меньшие

Цель: изготовление учащимися поделок животных из бумаги.

Задачи:

1. Развивающие:

- развитие у учащихся эстетических чувств;

- развитие у подростков творческих способностей.

2. Воспитательные:

- воспитание у подростков терпения и аккуратности в работе;

- воспитание у учащихся бережного отношения к бумаге;

- воспитание у подростков уважения друг к другу.

3. Образовательные:

- знакомство учащихся с искусством оригами.

 

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка.

 

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач, объяснение содержания работы.

2. Знакомство с искусством оригами (японским искусством складывания фигурок из бумаги).

3. Изучение основных приёмов складывания поделок из бумаги.

4. Работа в группах по изготовлению поделок.

5. Выставка работ.

 

Занятие 10

Тема: Охрана природы – дело рук человеческих

Цель: изготовить знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Задачи:

1. Развивающие:

- развитие у учащихся воображения и творческого мышления;

- развитие у подростков познавательного интереса.

2. Воспитательные:

- воспитание у учащихся чуткого и бережного отношения к природе;

- воспитание у подростков этических норм.

3. Образовательные:

- повторение правил поведения в природе.

 

Оборудование: бумага, ручка, карандаши.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач, объяснение учащимся содержания работы.

2. Беседа о том, какие знаки, напоминающие о правилах поведения в том или ином месте, знают учащиеся (дорожные знаки и природоохранные щиты).

3. Беседа на тему: «Какие меры по охране окружающей среды должен использовать человек». Выяснить, какие пути сохранения природы известны подросткам, а какие они хотели бы предложить сами.

4. Работа по созданию природоохранного знака.

5. Защита своего природоохранного знака.

Проводя беседу, следует заметить, что знаки типа «Береги лес от пожаров» или «Охота запрещена» необходимы, однако они очень масштабны по своему содержанию. Уходя из леса, люди помнят, что костёр надо тушить, однако зачастую они забывают убрать за собой мусор. Многие, наслаждаясь красотой природы, включают на всю громкость радиоприёмник; не задумываясь, рвут цветы в букеты и др.

Перед учащимися ставится цель: создать новый природоохранный знак и сочинить оригинальную надпись к нему.

 

Занятие 11

Тема. Мир, созданный своими руками

Цель: организовать коллективную творческую работу по изготовлению настенного панно, в процессе которой совместить все виды творческой деятельности, применявшиеся на предыдущих занятиях.

По окончании факультативных занятий провести выставку всех творческих работ подростков для других учащихся, педагогов и родителей.

 

Литература для учителя

 

1.       Богатеев З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992, – 208с.

2.       Волков И.Г. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993, – 96 с.

3.       Гачев Г.Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы науки. – М.: Педагогика, 1991, – 300 с.

4.       Гирусов Э.В. Экология и культура. – М.: Просвещение, 1989.
– 115 с.

5.       Глазачев С.Н. Экология образования: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. – № 3 – С. 5-10.

6.       Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.

7.       Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия
// Биология в школе. 1995. – № 3. – С. 20-25.

8.       Красный Ю.Е., Курдюкова М.И. Мультфильм руками детей.
– М.: Просвещение, 1990. – 409 с.

9.       Культура и природа. – М.: Знание, 1989. – 148 с.

10.     Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания.
// Педагогика. 1995. – № 1. – С. 40-44.

11.     Несколько способов сочинения стихов // Листья в ладонях. Владивосток: МК – Дизайн. 1998. – № 4. – С. 27-28.

12.     Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.

13.     У края пропасти: введение в современную экологию, изложенное словами поэтов, художников, музыкантов. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1980. – 50 с.

14.     Cornell J. Sharing the joy of nature: nature activities for all ages. – NC: Dawn Publications, 1989. – 173 p.

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011