3.3.7 Интегрированная программа факультатива
«ЭКОЛОГИЯ, ТУРИЗМ и МЫ»
и методические рекомендации по проведению
занятий
И.Н. Парыгина
Актуальность
создания программы.
Малоподвижность человека в сочетании с ухудшающейся экологической обстановкой
ведёт к быстрому ослаблению организма, и как результат, человека начинают
преследовать различные болезни. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих
здоровье, является рациональная и разнообразная двигательная деятельность.
С целью улучшения
здоровья подростков была разработана интегрированная программа факультативного
курса «Экология, туризм и мы» для учащихся 5-7 классов. Название программы
отражает единство человека и природы, стремление познавать окружающий мир,
важность улучшения здоровья детей через туристическую деятельность.
Цель программы: воспитание
дружного коллектива, умеющего преодолевать препятствия, трудности, помогая друг
другу, члены которого обладают экологической культурой и крепким здоровьем.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать
физические способности подростков;
- развивать средства
экологической самореализации учащихся;
Воспитательные:
- воспитать у
учащихся умение видеть красоту природы;
- воспитать у
учащихся доброе отношение к природе в целом;
- воспитывать доброе
отношение у подростков дуг к другу и к другим людям;
- воспитывать дружный
коллектив, умеющий преодолевать препятствия, трудности, помогая друг другу.
Образовательные:
- познакомить
учащихся с факторами выживания в природной среде;
- познакомить
подростков с природой окрестностей г. Читы;
- познакомить
учащихся с детскими спортивными учреждениями г.Читы (бассейнами, спортивными
залами, лыжными базами, туристическими фирмами и др.).
Возраст учащихся,
продолжительность курса. Программа занятий рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Продолжительность курса – 72 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю (40 мин)
или 1 раз в месяц (3-4 часа).
Формы и методы
осуществления программы.
Данная программа
может быть реализована на факультативных занятиях в общеобразовательных школах,
в городских и областных туристических центрах, в домах творчества, летних
экологических лагерях. На занятиях проводятся экскурсии в детские спортивные
учреждения г. Читы, туристические походы, соревнования по туризму,
разнообразные игры и игровые ситуации. Практические методы, применяемые на
занятиях, преимущественно связаны с туристической деятельностью учащихся.
Тематика занятий:
- Экскурсия
«Достопримечательности родного города».
- Командное
соревнование: «Преодоление полосы препятствий».
- Экстремальные
факторы и факторы выживания в природной среде.
- Туристические
походы в окрестности г. Читы (5 км, 10 км, 15 км, 25 км).
- Экскурсия на озеро
Кенон.
- Экскурсия на
Карповские озёра.
- Экскурсия на озеро
Арахлей.
- Экскурсия на озеро
Арей.
- Экскурсии в детские
спортивные учреждения г. Читы.
- Итоговая
конференция учащихся: «Моё здоровье в моих руках».
Идеи,
положенные в основу разработки программы:
1. Идея интеграции: в
туристическую деятельность интегрированы основы экологических знаний и умений.
2. Опора на
личностно-ориентированный подход в образовании.
3. Самовыражение подростков
в туристических походах и соревнованиях.
Личностно-ориентированный
подход предоставляет возможность каждому учащемуся проверить свои физические
способности в преодолении различных маршрутов, реализовать себя в
познавательной деятельности, также в соревнованиях, играх. Занятия строятся
таким образом, чтобы предоставить учащимся условия для раскрытия индивидуальных
особенностей и возможностей каждого подростка. В процессе туристических походов
человек создаёт самого себя как личность.
На практике мы убедились,
что воспитание экологической культуры эффективно не столько в знакомстве и
изучении учебных пособий, статей, сколько в непосредственном путешествии по тем
местам, которые изучаются. На занятиях используется туристическое снаряжение
(палатки, рюкзаки, личное и групповое снаряжение, компасы, географические
карты, аптечка).
Ожидаемые
педагогические результаты и методы их оценки.
Ожидаемым
результатом реализации программы является улучшение здоровья детей, развитие у
них экологической культуры.
Программа не
предусматривает контрольно-оценочной деятельности со стороны преподавателя. Итогом
служит проведение туристических соревнований. Опосредованно о результатах
программы можно судить по медицинскому осмотру учащихся и анкетированию
родителей о здоровье их детей.
Методические рекомендации по проведению
занятий
Занятие по теме: «Преодоление
полосы препятствий»
Цель: содействовать
развитию у учащихся взаимопомощи и взаимоподдержки, умений жить в коллективе.
Задачи:
Развивающие:
- развить у учащихся
силовые качества, выносливость, вестибулярную устойчивость, равновесие;
- развить у
подростков чувство ответственности за команду.
Воспитательные:
- воспитывать у
учащихся смелость, решительность.
Ход
занятия:
1. Постановка цели и
задачи.
2. Преодоление полосы
препятствий.
3. Подведение итогов,
заполнение альбома впечатлений о соревнованиях.
В соревнованиях
участвуют две команды (по 7-8 человек), каждая предварительно готовит девиз,
речёвку, флаг, эмблему. В командах выбирается командир, редколлегия, санитарный
инструктор. Соревнование начинается с построения команд, сдачи рапорта.
Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, проходы в лабиринте,
передвижение по узкой опоре, метание гранаты, сборка и разборка автомата,
оказание первой медицинской помощи при переломах, обморожениях, перенос «больного»
на носилках – такие этапы можно включить в соревнования. Побеждает команда,
которая в полном составе быстрее дойдёт до финиша.
Занятие по теме: «Экстремальные
факторы и выживание в природных условиях»
Цель: познакомить
учащихся с экстремальными факторами и путями выживания в природных условиях.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у
учащихся творческое мышление, дисциплинированность;
- развивать у
подростков способность анализировать и учитывать свои ошибки.
Воспитательные:
- воспитывать
дружеское отношение друг к другу.
Образовательные:
- познакомить
учащихся с экстремальными факторами;
- рассказать об
ответных реакциях организма на неблагоприятное воздействие различных факторов;
- изучить факторы
выживания и правила поведения в природных условиях.
На практическом
занятии перед походом учащиеся узнали, что к экстремальным факторам относятся:
реакция тревоги, боль, холод, жара, голод, жажда, одиночество и главное –
паника – одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порождённых страхом.
Шансы на выживание зависят от таких факторов, как желание выжить, умение
применять имеющиеся знания, уверенность, рассудительность, дисциплинированность.
Практически это
было закреплено следующим образом: в походе группа попала в «экстремальную»
ситуацию – заблудились. Дети очень быстро решили, что первое, что нужно сделать
– это подать сигнал бедствия (разжечь костер, включить фонари, если темно и
т.д.); если есть пострадавшие – оказать помощь, взять на учёт запасы еды, воды,
провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания. Выжить –
это значит подавить страх, с чем подростки быстро справились.
Рекомендуемая
литература
1.
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные
лекции. –
М.: КРУК, 1994. – 256 с.
2.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов / Под
ред. С.В. Белова, А.В. Ильницкой и др. – М.: Высшая школа, 1999.
– 448
с.
3.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, ч. 2. / Под
ред. Э.А. Арусманова. –
М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1999. – 304
с.
4.
Гурова А.С. Ваш дом. – Киев: Будивэльник. 1988. – 254
с.
5. Захлебный
А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе Пособие
для учителя. –
М.: Просвещение. 1984.
– 160 с.
6. Конвенция
об экологической безопасности // Зеленый мир . 1999. – № 3. – С. 49.
7. Коротенко
М. Основы здорового образа жизни // ОБЖ. 1998.
– № 10. – С. 46-48.
8. Кузнецов
В. Экологическая безопасность человека // ОБЖ. 2000. – №1. – С.41-44.
9. Кузнецов
В. Экология дома // ОБЖ. 1998. – № 4. – С. 13-16.
10. Кузнецов
В. Экология дома // ОБЖ. 1998. – № 5. – С. 19-21.
11. Лаптева
И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе.
1997. –
№ 3. – С.26-29.
12. Никитин
Э. Охрана здоровья учащихся – важная задача образования // ОБЖ. 1998. – № 5. – С.45-47.
13.
Реймерс. Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: словарь-справочник.
– М.: Просвещение. 1992. – 295
с.
14.
Рихванов Е. Токсические вещества в быту // Волна. 1998.
– № 3. – С.3-7.
15.
Сапронов В. Безопасность жизнедеятельности и будущее человечества
// ОБЖ. 1999. – № 11. – С. 4-7.
16.
Симкина П. Главная ценность жизни – здоровье человека.
// ОБЖ. 1998. –
№ 8. – С. 52-54.