Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.3.8 Из опыта работы школьного экологического

лагеря «Солнышко»

 

Е.А. Исаева

 

В летнее время продолжается работа по экологическому образованию учащихся на базе школьного экологического лагеря «Солнышко». Деятельность лагеря организуется в соответствии с Положением о школьном экологическом лагере «Солнышко», которое было разработано и утверждено на педсовете школы (март 2000 г.).

В соответствии с этим положением содержательной основой экологического лагеря является живое общение детей с природой, практическая творческая деятельность в области экологии, включающая ознакомление с реальными методами исследования социоприродного окружения школы. Нами летний школьный экологический лагерь рассматривается как эффективная форма экологического образования.

Педагогический процесс в летнем лагере обуславливается специфическими условиями взаимодействия учителя со школьниками: принцип добровольности, длительное совместное время провождения (по сравнению с уроками), программа деятельности лагеря составляется непосредственно педагогами, работающими в лагере. Такие условия выдвигают повышенные требования к организации педагогического процесса, профессионализму и личным качествам учителя-воспитателя.

В экологическом лагере представляется уникальная возможность использовать все педагогические средства экологического образования комплексно. Педагогами организуются лекторий с участием старшеклассников, полевой практикум, индивидуальная исследовательская деятельность учащихся, прогулки, экскурсии, походы в мир естественной природы, экологические игры и праздники, природоохранная деятельность. Участие в организуемых мероприятиях в лагере воспринимается школьниками не как навязанное обязательное обучение, а как их свободный выбор. В условиях экологического лагеря ребёнок много времени находится в природной среде и лучший воспитатель экологической культуры личности это, конечно, сам мир природы. Созданные педагогические условия в лагере обуславливают высокую степень активности учащихся.

Комплексность педагогического процесса требует чёткого планирования деятельности детей. Подготовка работы летнего экологического лагеря включает в себя методический и организационный моменты. Перспективный план работы в пришкольном лагере определяет основные темы экологических занятий, их формы; намечаются праздники, экскурсии, акции, походы, встречи и т.п.

Методический аспект подготовки к работе лагеря включает отбор методической литературы для учителей, создание экологической библиотеки, разработку запланированных в перспективном плане мероприятий. В течение учебного года педагогами, ответственными за работу в лагере, подбираются различные методические материалы. Экологическая библиотека, включающая научно-популярные книги о природе, справочники, определители, произведения писателей о природе необходима как для учителя, так и для участников экологического лагеря. Учителя сосредотачивают своё внимание на специфике работы в летнем лагере, в процессе методических занятий у них актуализируются умения оказывать неотложную первую помощь, спасать детей в различных нестандартных ситуациях (при пожаре, террористическом акте и др.).

В пришкольном лагере проводятся эксперименты и наблюдения, связанные с возможностью изучать результаты, значительно отсроченные во времени от начала данной деятельности. Также в лагере учащиеся исследуют природные объекты, изучение характеристик которых требует много времени. Рекогнистировочное (первичное) обследование местности позволяет получить чёткие представления о природных условиях – водоёме, рельефе, природных объектах. Например, за время работы школьного экологического лагеря сезона 2004 года учащимися начальных классов были проведены практические работы по изучению планировки школьной территории, определению видового состава растительности и животного мира пришкольной территории, знакомству с водными растениями озера Кенон, изучению степени запылённости воздуха.

Отчёты обо всех проводимых исследованиях представлены в дневниках по экологической работе школьного лагеря, которые мы ежегодно оформляем по окончании смены. Например, учащиеся, выполняя практическую работу по теме: «Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка», заполняют ниже следующую таблицу.

 

Таблица. 9. Характеристика зелёной защитной полосы

пришкольного участка

 

 

Измерения

 

 

Полученные результаты (м)

Санитарно-гигиенические нормы
(не менее м)

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

- на границе территории

- со стороны автомагистрали

 

 

2

2

 

 

1,5

6

Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая близлежайшие парки, скверы и т.д.)

4,5

 

50

Расстояние от школы до деревьев

10

10

Расстояние от школы до кустарников

5

5

Расстояние между деревьями (широколистными)

2м30см

8-10

Количество деревьев на га (100х100 м)

 

90-150

Учащимися был сделан вывод о несоответствии зелёной защитной полосы возле школы санитарно-гигиеническим нормам.

Большой интерес у школьников вызвала практическая работа по изучению упаковочного материала. Для проведения занятия «Свалка по имени Земля» учащиеся должны были принести различные упаковки, которые у них встречались на различных продуктах и других товарах за последнюю неделю дома. Педагог ставил следующие задачи: обобщение у учащихся знаний о свалках и причинах их появления в окрестностях города; развитие умения применять знания на практике и работать коллективно; воспитание бережного отношения к окружающей среде и людям. На занятии учащиеся заполняли таблицу 10.

 

Таблица 10. Характеристика бытовых упаковок

 


п/н

Название продукта или товара

 

Производитель

Упаковочный материал

Плас

тик

Бума

га

Кар

тон

Стек

ло

Фоль-

га

1

 

Зубная паста «Новый жемчуг»

Россия

 

*

 

 

 

 

 

 

Работая в группах, учащиеся составили несколько таблиц, которые затем обсудили. Было выяснено, что преобладающий вид упаковочного материала – пластик и бумага. Эти отходы имеют очень большой срок «сохранности»: пластиковая бутылка или банка пролежит без изменений 100 лет, а бумагу «съедят» невидимки-микробы за 1-2 года. Учащиеся сделали вывод, что они как потребители, небезопасны для окружающей среды; необходимо изменить наши привычки и покупать либо нерасфасованные продукты (хотя и здесь есть свои минусы) либо те продукты, которые расфасованы в более безопасную упаковку.

Накопление фактического материала по экологическому состоянию школы и близлежащей территории может послужить основой для выработки предложений по оптимизации социоприродных условий школы и плана проведения экологического мониторинга в течение учебного года. Анализ отношения учащихся к занятиям в школьном экологическом лагере и в целом ко всем мероприятиям показал заинтересованность к проводимым делам, желание участвовать в лагере в следующем году и в школьных экологических акциях.

 

Литература

 

1.    Аверинцев С.С. Вода. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1987 г. – 671 С. 240.

2.    Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. – М.: Московский рабочий, 1987. – 223 с.

3.    Алексеев С.В. Образовательная технология эколого-педагогической подготовки школьных команд учителей // Экологическое образование. 2000. – № 2. – С. 59.

4.    Арутюнян М.П. Мировоззренческие проблемы гуманизации школы. Учитель-ученик: приглашение к размышлению. – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 1998. – С. 23.

5.    Атватер И. Я Вас слушаю. (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). – М.: Экономика, 1988. – 110 с.

6.    Балабанов В. Озеро Кенон? Почему так названо. Забайкальский рабочий. № 210. 6 сентября 1975 г.

7.    Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-35.

8.    Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. 193 с.

9.    Винокурова Н.Ф. Реализация принципа интеграции в экологическом образовании // «Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сборник трудов к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО». М.: 1997. С. 93-97.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
480 с.

11. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.
// Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. 1995. № 2. С. 16-45.

12. Горлачёв В.П., Игумнова Е.А., Корсун О.В. Региональный образовательный стандарт по экологии для средней (полной) общеобразовательной школы Читинской области. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2000.
25 с.

13. Горлачёв В.П., Игумнова Е.А., Корсун О.В., Никифорова Е.И. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. Чита, 2002. 33 с.

14. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.  М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

15. Игумнова Е.А. Воспитание экологической культуры младших подростков: дисс. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 234 с.

16. Игумнова Е.А., Леснянская Ж.А. Эколого-психологический тренинг «В согласии с природой и людьми». Методические рекомендации по экологическому образованию для студентов и педагогов. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. 61 с.

17. Игумнова Е.А. Социоприродное окружение школы – многофункциональный источник экологического образования школьников // Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды. Материалы международной конференции. 16-18 сентября 1999 г. СПб, 1999. С. 13-15.

18. Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Рабочая тетрадь по экологии «Экология водоёма: озеро Кенон и я». Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.

19. Кайгородов Д. На разные темы. Преимущественно педагогические.
СПб, изд-во А. С. Суворина, 1907. 149 с.

20. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 160 с.

21. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) / О.С. Газман // Вестник образования, 1991. № 8. С. 2-40.

22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002. № 4. С. 254-269.

23. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.
352 с.

24. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с.

25. Сидоркин А.М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Гуманизация образования, 1995. № 2. С. 9-16.

26. Сикорская Г.П. Экополис-3. Образовательный проект. Часть 1. Концептуальные основы, структура и содержание экологической деятельности в школе и социуме. Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, Региональный научно-методический центр экологического образования. 1996. 44 с.

27. Сочава Б.В. Введение в учение о геосистемах. Н.: Наука, 1978.
320 с.

28. Степанов В.В., Кузнецов Л.В. Проблемы экологии языком искусства.
Чебоксары, 1993. 63 с.

29. Стуль М.П. Театральная культура и творческое мышление школьника.
// Советская педагогика, 1989. № 4. С.24-28.

30. Субетто А.И. Вернадскианская революция, неклассическая экология и экологическое образование в России // Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование. СПб: Крисмас+, 1997. С. 9-10.

31. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. 204 с.

32. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологи-ческий ракурс // Философия экологического образования. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 49-71.

33. Хаверкамп Я. Идеи и советы по планированию семинара. – Киев: информационное агентство «Эхо-Восток», 1995.

34. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

35. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики. // Развитие региональных систем экологического образования: Материалы Всероссийской конференции. Пермский государственный педагогический университет. – Пермь, 2000. – С. 3-26.

36. Cornell J. Listening to Nature How to Deepen Your Awareness of Nature. NC: 1987. – 95 p.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011