3.3.8 Из опыта работы
школьного экологического
лагеря «Солнышко»
Е.А. Исаева
В
летнее время продолжается работа по экологическому образованию учащихся на базе
школьного экологического лагеря «Солнышко». Деятельность лагеря организуется в
соответствии с Положением о школьном экологическом лагере «Солнышко», которое
было разработано и утверждено на педсовете школы (март 2000 г.).
В
соответствии с этим положением содержательной основой экологического лагеря
является живое общение детей с природой, практическая творческая деятельность
в области экологии, включающая ознакомление с реальными методами исследования
социоприродного окружения школы. Нами летний школьный экологический лагерь
рассматривается как эффективная форма экологического образования.
Педагогический
процесс в летнем лагере обуславливается специфическими условиями взаимодействия
учителя со школьниками: принцип добровольности, длительное совместное время
провождения (по сравнению с уроками), программа деятельности лагеря
составляется непосредственно педагогами, работающими в лагере. Такие условия
выдвигают повышенные требования к организации педагогического процесса,
профессионализму и личным качествам учителя-воспитателя.
В
экологическом лагере представляется уникальная возможность использовать все
педагогические средства экологического образования комплексно. Педагогами
организуются лекторий с участием старшеклассников, полевой практикум,
индивидуальная исследовательская деятельность учащихся, прогулки, экскурсии,
походы в мир естественной природы, экологические игры и праздники,
природоохранная деятельность. Участие в организуемых мероприятиях в лагере
воспринимается школьниками не как навязанное обязательное обучение, а как их
свободный выбор. В
условиях экологического лагеря ребёнок много времени находится в природной среде
и лучший воспитатель экологической культуры личности это, конечно, сам мир
природы. Созданные педагогические условия в лагере
обуславливают высокую степень активности учащихся.
Комплексность
педагогического процесса требует чёткого планирования деятельности детей. Подготовка работы летнего экологического лагеря включает в
себя методический и организационный моменты. Перспективный план работы в
пришкольном лагере определяет основные темы экологических занятий, их формы;
намечаются праздники, экскурсии, акции, походы, встречи и т.п.
Методический
аспект подготовки к работе лагеря включает отбор методической литературы для учителей,
создание экологической библиотеки, разработку запланированных в перспективном
плане мероприятий. В течение учебного года педагогами, ответственными за работу
в лагере, подбираются различные методические материалы. Экологическая
библиотека, включающая научно-популярные книги о природе, справочники, определители,
произведения писателей о природе необходима как для учителя, так и для
участников экологического лагеря. Учителя сосредотачивают своё внимание на
специфике работы в летнем лагере, в процессе методических занятий у них
актуализируются умения оказывать неотложную первую помощь, спасать детей в
различных нестандартных ситуациях (при пожаре, террористическом акте и др.).
В
пришкольном лагере проводятся эксперименты и наблюдения, связанные с
возможностью изучать результаты, значительно отсроченные во времени от начала
данной деятельности. Также в лагере учащиеся исследуют природные объекты,
изучение характеристик которых требует много времени. Рекогнистировочное
(первичное) обследование местности позволяет получить чёткие представления о
природных условиях – водоёме, рельефе, природных объектах. Например, за время
работы школьного экологического лагеря сезона 2004 года учащимися начальных
классов были проведены практические работы по изучению планировки школьной территории,
определению видового состава растительности и животного мира пришкольной
территории, знакомству с водными растениями озера Кенон, изучению степени
запылённости воздуха.
Отчёты
обо всех проводимых исследованиях представлены в дневниках по экологической
работе школьного лагеря, которые мы ежегодно оформляем по окончании смены.
Например, учащиеся, выполняя практическую работу по теме: «Изучение
зелёной защитной полосы пришкольного участка», заполняют ниже следующую
таблицу.
Таблица. 9. Характеристика зелёной защитной полосы
пришкольного
участка
Измерения
|
Полученные
результаты (м)
|
Санитарно-гигиенические
нормы
(не менее м)
|
Ширина защитной полосы из
деревьев и кустарников:
- на границе территории
- со стороны автомагистрали
|
2
2
|
1,5
6
|
Площадь деревьев и
кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая
близлежайшие парки, скверы и т.д.)
|
4,5
|
50
|
Расстояние от школы до
деревьев
|
10
|
10
|
Расстояние от школы до
кустарников
|
5
|
5
|
Расстояние между деревьями
(широколистными)
|
2м30см
|
8-10
|
Количество деревьев на га
(100х100 м)
|
|
90-150
|
Учащимися
был сделан вывод о несоответствии зелёной защитной полосы возле школы
санитарно-гигиеническим нормам.
Большой
интерес у школьников вызвала практическая работа по изучению упаковочного
материала. Для проведения занятия «Свалка по имени Земля» учащиеся должны были
принести различные упаковки, которые у них встречались на различных продуктах и
других товарах за последнюю неделю дома. Педагог ставил следующие задачи:
обобщение у учащихся знаний о свалках и причинах их появления в окрестностях
города; развитие умения применять знания на практике и работать коллективно;
воспитание бережного отношения к окружающей среде и людям. На занятии учащиеся
заполняли таблицу 10.
Таблица 10.
Характеристика бытовых упаковок
№
п/н
|
Название
продукта или товара
|
Производитель
|
Упаковочный
материал
|
Плас
тик
|
Бума
га
|
Кар
тон
|
Стек
ло
|
Фоль-
га
|
1
|
Зубная
паста «Новый жемчуг»
|
Россия
|
*
|
|
|
|
|
Работая
в группах, учащиеся составили несколько таблиц, которые затем обсудили. Было
выяснено, что преобладающий вид упаковочного материала – пластик и бумага. Эти
отходы имеют очень большой срок «сохранности»: пластиковая бутылка или банка
пролежит без изменений 100 лет, а бумагу «съедят» невидимки-микробы за 1-2
года. Учащиеся сделали вывод, что они как потребители, небезопасны для окружающей
среды; необходимо изменить наши привычки и покупать либо нерасфасованные
продукты (хотя и здесь есть свои минусы) либо те продукты, которые расфасованы
в более безопасную упаковку.
Накопление фактического материала по экологическому состоянию школы
и близлежащей территории может послужить основой для выработки предложений по
оптимизации социоприродных условий школы и плана проведения экологического
мониторинга в течение учебного года. Анализ отношения учащихся к занятиям в
школьном экологическом лагере и в целом ко всем мероприятиям показал
заинтересованность к проводимым делам, желание участвовать в лагере в следующем
году и в школьных экологических акциях.
Литература
1. Аверинцев
С.С. Вода. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1987
г. – 671 С. 240.
2. Аверьянов
Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. – М.: Московский рабочий,
1987. – 223 с.
3.
Алексеев С.В. Образовательная технология
эколого-педагогической подготовки школьных команд учителей // Экологическое
образование. 2000. – № 2. – С. 59.
4.
Арутюнян М.П. Мировоззренческие проблемы гуманизации школы.
Учитель-ученик: приглашение к размышлению. – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 1998. – С.
23.
5.
Атватер И. Я Вас слушаю. (Советы руководителю, как
правильно слушать собеседника). – М.: Экономика, 1988. – 110 с.
6.
Балабанов В. Озеро Кенон? Почему так названо.
Забайкальский рабочий. № 210. 6 сентября 1975 г.
7. Бондаревская Е.В.
Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика.
1995. – № 4. – С. 29-35.
8. Вернадский В.И.
Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.:
Наука, 1977. – 193 с.
9. Винокурова Н.Ф.
Реализация принципа интеграции в экологическом образовании // «Экологическое образование
в России: теоретические аспекты. Сборник трудов к 25-летию Научного совета по
экологическому образованию Президиума РАО». – М.: 1997. – С.
93-97.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
– М.: Педагогика, 1991.
– 480 с.
11. Газман О.С. От авторитарного
образования к педагогике свободы.
// Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.
1995. – № 2. – С. 16-45.
12. Горлачёв В.П., Игумнова Е.А.,
Корсун О.В. Региональный образовательный стандарт по экологии для средней
(полной) общеобразовательной школы Читинской области. – Чита:
Издательство ЗабГПУ, 2000.
– 25 с.
21. Концептуальные основы содержания
деятельности классного руководителя (классного воспитателя) / О.С. Газман //
Вестник образования, 1991. – № 8. – С. 2-40.
22. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002. – № 4.
– С. 254-269.
23. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.
– М.: Молодая гвардия, 1990.
– 352 с.
24. Поташник М.М. Качество образования:
проблемы и технология управления. – М.: Педагогическое общество России,
2002. – 352 с.
25. Сидоркин А.М. Диалог в воспитании:
к постановке проблемы // Гуманизация образования, 1995. – № 2. – С.
9-16.
26. Сикорская Г.П. Экополис-3.
Образовательный проект. Часть 1. Концептуальные основы, структура и содержание
экологической деятельности в школе и социуме. – Екатеринбург: Урал. гос.
пед. университет, Региональный научно-методический центр экологического
образования. 1996. – 44 с.
27. Сочава Б.В. Введение в учение о
геосистемах. – Н.: Наука, 1978.
– 320 с.
28. Степанов В.В., Кузнецов Л.В.
Проблемы экологии языком искусства.
–Чебоксары, 1993. – 63 с.
29. Стуль М.П. Театральная культура и
творческое мышление школьника.
// Советская
педагогика, 1989. – № 4. – С.24-28.
30. Субетто А.И. Вернадскианская
революция, неклассическая экология и экологическое образование в России //
Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование. –
СПб: Крисмас+, 1997. – С. 9-10.
31. Сухомлинский В.А. Разговор с
молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1973. – 204 с.
32. Урсул
А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологи-ческий ракурс //
Философия экологического образования. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С.
49-71.
33. Хаверкамп
Я. Идеи и советы по планированию семинара. – Киев: информационное агентство
«Эхо-Восток», 1995.
34. Щуркова
Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
35. Ясвин
В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной
экологической политики. // Развитие региональных систем экологического
образования: Материалы Всероссийской конференции. Пермский государственный
педагогический университет. – Пермь, 2000. – С. 3-26.
36. Cornell
J. Listening to Nature How to Deepen Your Awareness of Nature. NC:
1987. – 95 p.