1.2
Пути реализации Стандарта в общеобразовательных школах
Е.А. Игумнова
Образовательные
учреждения области, организуя учебно-воспита-тельный процесс, могут включать
материал, обозначенный в региональном стандарте по экологии, в содержание
предметов инвариантной части Базисного учебного плана школы, или вводить курсы
по экологии за счёт часов регионального и школьного компонентов БУПа.
Наполнение программ
предметов конкретным содержанием по региональным аспектам экологии осуществляют
педагоги школ, исходя из содержания предметной области, владения
педагогическими технологиями. Приемлемы различные способы реализации
регионального компонента по экологии: через предметы инвариантной части БУПа
школы, такие как специально выделенные уроки в конце каждой темы; материал
может быть рассредоточен небольшими «добавками» по всему курсу; интегрированные
уроки по двум или нескольким предметам и др.
Региональный
образовательный стандарт по экологии инициирует интеграцию региональных знаний
по экологии в педагогический процесс школы. Интеграция даёт возможность
формирования у школьников целостного взгляда на мир, приобретения знаний о
природе, обществе, человеке и результатах их взаимодействия. Потенциальные
возможности интеграции региональных экологических знаний заложены в содержании
любого из предметов.
Особое внимание в
экологическом образовании должно уделяться усилению роли гуманитарных аспектов
(культурно-исторических, религиозных, психологических, искусствоведческих)
наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной
методологии. Можно включать экологическую тематику в уроки литературы, русского
языка, истории, мировой художественной культуры и другие художественно-эстетические
предметы. Это будет способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы
психики учащихся: развитию эмпатии, эстетических чувств, бережного отношения к
природе, нравственности, сопричастности к миру, ответственности.
В процессе
экспериментальной деятельности весь педагогический коллектив школы принимал
участие в реализации Регионального образовательного стандарта по экологии. Нами
разработана таблица, в которой возможно отражать связь между развиваемыми качествами
выпускника и формами работы по реализации Стандарта (приложение 1).
Опытно-экспериментальная работа подтвердила подходы отбора содержания предметов
инвариантной и вариативной частей БУПа, выдвигаемые авторами Стандарта, как
приоритетные – ценностный, нормативно-правовой, деятельностный.
А) Ценностный
подход: наряду с глубокими научными знаниями по экологии важную роль в
воспитании экологической культуры школьников играет развитие у них отношения к
природе как ценности, желания сохранять любую жизнь; развитие умений оценивать
экологическую ситуацию и делать нравственный выбор в своих поступках. Высшими
ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость
природы, ответственность человека за судьбу планеты. Очень важен показ уникальной
ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину. Согласны
с мнением В.А. Ясвина, что именно гуманное, этическое отношение к природе
является основным регулятором экологичного поведения людей. Экологический императив
предполагает императив нравственный, гуманизацию общества, выдвижение на первый
план моральных, а не потребительских ценностей, что требует объединение естественнонаучного,
гуманитарного и эстетического образования [35, с. 10].
Б) Нормативно-правовой
подход: учёт правил поведения в природе и их соблюдение,
организация экологически безопасной жизнедеятельности в быту, изучение и соблюдение
существующих экологических законов.
В) Деятельностный
подход: организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения
закономерностей в социоприродном окружении школы как части региона, развитие
разнообразных связей учащихся с социоприродным окружением школы
(территориальных, эстетических, рекреационных, правовых, коммуникативных, нравственных,
трудовых); введение элементов научно-исследовательской работы в учебный
процесс; участие школьников в природоохранных акциях и реальной работе по улучшению
социоприродного окружения школы.