1.3 Особенности организации мониторинга
экологического
образования при интеграции Стандарта в образовательный процесс
Е.А. Игумнова
Целью педагогического мониторинга школы при
интеграции Регионального образовательного стандарта является формирование
целостного представления о количественных и качественных изменениях в системе
школы, характеризующих качество экологического образования.
Задачи:
−
выявление
измерителей результатов экологического обучения и воспитания школьников;
−
выявление
критериев организационно-педагогических условий функционирования системы
экологического образования школы;
−
разработка
технологии организации и проведения мониторинга экологического образования
школы (планирование, подбор инструментария и т. п.);
−
создание
единой системы диагностики и контроля состояния экологического образования на
всех уровнях школы;
−
анализ
состояния системы экологического образования школы и прогноз тенденций её
развития;
−
выработка
предложений и рекомендаций о принятии управленческих решений по оптимизации функционирования
и развития системы экологического образования.
Существуют разные группы критериев (показателей или
параметров), на основе которых судят о достижениях, характеризующих влияние инноваций
на личностный рост учащихся, педагогов, развитие методической системы школы и
др.
Введение Регионального стандарта по
экологии требует соответствующих дополнений в систему контроля знаний, умений и
навыков, существующую в образовательных учреждениях. Проверка достижения каждым
школьником требований Стандарта проводится с помощью специально разработанной
системы заданий-измерителей. С целью обеспечения наибольшей объективности
проверки в программу контроля включаются задания-измерители разнообразного характера:
различного вида тесты, задания со свободно конструируемым ответом, практические
задания. Это позволит проверить не только уровень усвоения учащимися основного
объёма знаний по экологии, но и практических умений, выявить характер владения
ими. Итоговый контроль в начальной школе проводится учителем в конце 3 или 4
класса (в соответствии с программой начальной школы). Итоговый контроль в основной
и старшей школе организует учитель экологии или методическое объединение учителей
естественнонаучного цикла. В тексте Стандарта приведены примерные тестовые
задания для проверки знаний учащихся по экологии, разработанные авторами. Используя
базовое содержание Регионального стандарта по экологии, учитель может
составлять подобные тестовые и другие типы заданий, выявляющие уровень усвоения
знаний учащимися.
При интеграции
Стандарта наряду с проверкой знаний, умений, навыков по экологии у учащихся значимой
становится проблема выявления их личностных качеств, связанных с уровнем
экологической культуры.
В структуре экологической культуры личности мы выделяем четыре взаимосвязанных
и взаимопроникающих компонента: когнитивный; эмоционально-эстетический; ценностно-смысловой;
коммуникативно-деятельностный, в соответствии с которыми разработана Модель выпускника
с высоким уровнем экологической культуры. Эти четыре компонента и могут послужить
содержательной основой при разработке мониторинга, выявляющего уровень экологической
культуры.
Для того чтобы
мониторинг достижений учащихся стал реальным фактором управления, он должен
строиться на оптимальном сочетании разнообразных форм, видов и способов
мониторинга. Представляется важным, что выводы о происходящих тенденциях в
развитии экологической культуры учащихся можно делать, используя комплекс
следующих методов: анкетирование, тестирование; наблюдение за отношениями детей
к природе, друг к другу, к выполнению экологической созидательной деятельности;
самоанализ отношения учащихся к природе; анализ продуктов творческой
деятельности (сочинений-размышлений о природе, поделок и т.п.) и др. В ходе
эксперимента нами был подобран удобный инструментарий мониторинга экологической
культуры учащихся, который представлен в таблице «Организация мониторинга
экологической культуры учащихся» (приложение 2).
Наиболее полную
характеристику уровня отношения школьников к природе даёт показатель интенсивности
субъективного отношения к природе, определяемый по методике «Натурафил», который
включает основные компоненты отношения – когнитивный, эмоционально-ценностный и
деятельностный [14].
Становление
экологической культуры учащегося – важный процесс в обучении экологии, наблюдение
за которым должно происходить в динамике. Мониторинг экологической культуры
учащихся даёт оценку не только системы обучения экологии и подготовки учащихся
на данном этапе учебно-воспитательного процесса. Он способствует созданию
условий для коррекции и совершенствования программы воспитательной работы и
учебных программ по экологическим дисциплинам и экологизации предметов, что
необходимо педагогическому коллективу для управления процессом качества
обучения
Итак, мониторинг
экологического образования должен носить системный и комплексный характер, его формы и методы,
а также инструментарий должны соответствовать целям, содержанию и учитывать конкретную
педагогическую ситуацию.
В ходе мониторинга создаётся информационный банк исследования, на основе которого педагогическим
коллективом принимаются конкретные управленческие решения.