2.1 Проектирование
программы опытно-экспериментальной работы
Е.А.
Игумнова
Анализ результатов деятельности
педагогического коллектива школы № 15 г. Читы за три года в режиме областной и
городской педагогической опытно-экспериментальной площадки (2001-2004 гг.)
показал, что эксперимент успешно завершён, в целом достигнута его цель и решены
задачи. Рефлексия деятельности научного руководителя по сотрудничеству с коллективом
школы с 1995 года позволила сделать вывод, что предлагаемые синергетикой
методологические подходы к моделированию развития сложных социальных систем
могут быть успешно применены при организации опытно-экспериментальной работы
(ОЭР).
Во-первых, при
разработке темы эксперимента необходимо рассматривать школу как открытую саморазвивающуюся
систему, решающую задачи по воспитанию молодого поколения с учётом проблем современности
всех уровней: глобального, регионального и локального. В то же время тема
эксперимента должна отражать конкретные проблемы образовательного учреждения,
учитывая тенденции современного образования (гуманизацию, гуманитаризацию,
дифференциацию (в том числе и профилизацию), интеграцию, информатизацию,
регионализацию, экологизацию).
Во-вторых, при определении объекта
исследования должен учитываться целостный образовательный процесс, так как
происходит влияние общих тенденций развития учреждения на содержание всех структурных
единиц и влияние частных изменений зачастую сказывается на всю деятельность.
Идеи ОЭР должны пронизывать все звенья образовательного процесса, модернизируя
имеющиеся и создавая новые структурные единицы.
В-третьих, при
осуществлении ОЭР в школе в процессе взаимодействия учителей в проблемных творческих
группах начинают срабатывать принципы эмерджентности и незавершённости,
открытые С.В. Алексеевым в процессе повышения квалификации учителей [3].
В-четвёртых, при
прогнозировании путей ОЭР должно учитываться, что школа в режиме ОЭР зачастую
переживает кризис, который можно рассматривать как этап развития
самоорганизующейся системы, дающий наряду с явлениями дезорганизации новые
возможности для самоорганизации системы.
В-пятых,
необходимым условием успешности и устойчивости ОЭР является постоянное
обновление элементов работы (например, создание Совета ОЭР, детско-юношеского
сообщества, переход к решению новой проблемы, разработка различных проектов и
т.п.).
Мы
посчитали целесообразным поместить в предлагаемом Вам издании программу ОЭР,
которая была утверждена при присвоении школе статуса областной и городской
опытно-экспериментальной площадки и успешно реализована на практике.
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
муниципального
образовательного учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа № 15 города Читы»
Инновационный
статус:
областная и городская опытно-экспери-ментальная педагогическая площадка.
Тема эксперимента: «Пути реализации
Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательной
школы, способствующие успешной адаптации школьников к социоприродным условиям
Читинской области и воспитанию у них экологической культуры».
Руководители
эксперимента:
С.К. Толстихина – директор средней школы № 15 г. Читы; Е.А. Игумнова – канд.
пед. наук, научный сотрудник лаборатории экологического образования, доцент
кафедры экологии и экологического образования Забайкальского государственного
педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГПУ).
Научный
консультант: Т.К. Клименко – докт. пед. наук, профессор, председатель
Комитета общего, профессионального образования, науки и молодёжной политики
Читинской области (КОПОНиМП).
Состав и
функциональные обязанности экспериментальной группы:
В.И. Лихачёва – заместитель
директора по научно-методической работе. Планирует и организует экспериментальную
работу; осуществляет информационное и кадровое обеспечение экспериментальной
работы; проводит мониторинг эксперимента; осуществляет контроль за соблюдением
временных рамок эксперимента и подготовкой отчётных материалов; занимается
собственной исследовательской работой.
Н.А. Жеребцова – заместитель
директора по научно-методической работе. Занимается научно-методическим
обеспечением эксперимента и его мониторингом, проводит собственную
исследовательскую деятельность.
Г.М. Суханова –
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Отвечает за интегрирование
Регионального образовательного стандарта по экологии в Базисный учебный план
школы (БУП), рецензирование программ по экологии и экологизированным предметам;
разрабатывает рекомендации по организации мониторинга учебного процесса; занимается
собственной исследовательской деятельностью.
Л.В. Кац – заместитель
директора школы по воспитательной работе. Занимается организацией экологического
воспитания учащихся в воспитательной системе школы; руководит советом
старшеклассников; педагог-исследователь.
О.В. Смирнова – психолог,
осуществляет психодиагностику уровня экологической культуры учащихся;
обрабатывает результаты исследований; занимается собственной исследовательской
работой.
Л.В. Шевелёва – учитель биологии
и экологии, руководитель временного творческого коллектива учителей по проблеме
эксперимента; руководит научно-исследовательской деятельностью учащихся по
биологии и экологии; занимается собственной исследовательской деятельностью.
И.Н. Парыгина – классный
руководитель профильного класса (туристического), автор программы «Экология,
туризм и мы».
С.В. Улькина – учитель русского
языка и литературы, занимается собственной исследовательской деятельностью.
Н.Н. Мицук – библиотекарь
школы. Отвечает за информационное обеспечение эксперимента.
База эксперимента.
Муниципальное
образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 города Читы».
Актуальность темы. Актуальность
заявленной темы диктуется обострением глобальных проблем современности, которые
проявляются не только на глобальном, но и на региональном и локальном уровнях.
Нарастают экологические проблемы в России, ухудшается здоровье населения, не
исключением являются Читинская область и г. Чита. Для преодоления
надвигающегося глобального кризиса необходимы изменения в культуре техногенной
потребительской цивилизации, которые будут стимулировать развитие человека с
созидательным отношением к миру природы, людей и самому себе, то есть человека
с высоким уровнем экологической культуры.
Для учёных всего
мира сегодня актуален поиск путей устойчивого развития общества, строящийся на
идеях коэволюции развития общества и природы, поиск модели развития образования
для устойчивого будущего (Н.Н. Моисеев, Г.П. Сикорская, Б.В. Сочава, А.И.
Субетто, А.Д. Урсул и др.). Устойчивое развитие, согласно концепции А.Д.
Урсула, требует новых качеств, новых моделей человека, социума, экоразвития,
научно-технического развития, системы управления и власти. Модель человека XXI века должна
включать, прежде всего, те качества человека, которые будут способствовать
переходу на новый путь развития, начиная с перехода к здоровому образу жизни,
завершая моральным и экологическим императивами. Модель образования XXI века, по мнению
этого учёного, – это «опережающее образование», которое предвидело бы и
удовлетворяло потребности не прошлого, а будущего общества [36].
Актуальность темы,
связанная с экологизацией образования, подтверждается стратегическими направлениями
развития образования в России. Среди основных целей и задач образования,
сформулированных в Национальной доктрине образования Российской Федерации,
обозначены те, которые прямо выходят на экологическое образование как составную
часть всего образования, а именно:
●
формирование
у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
●
воспитание
здорового образа жизни;
●
экологическое
воспитание, формирующее бережное отношение к природе.
Образование в школе
должно помочь интеграции подрастающего человека в мировую культуру, культуру
своей страны и своего региона. Всемирная декларация прав ребёнка, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН (1959), Конституция РФ (ст. 43, 44), Закон РФ «Об
образовании» (1992) выступают правовой основой достижения этой цели через
развитие единого образовательного пространства в России в сочетании с
регионализацией образования.
Несмотря на то,
что существует правовая основа, в школах области реализуется региональный Базисный
учебный план, однако зачастую школы сталкиваются с противоречием: каким образом
через содержание школьного образования, формы и методы адаптировать ребёнка к
социоприродным условиям региона, предоставить условия для реализации его
потенциальных возможностей, помочь сохранению его здоровья, включая
физиологическое, психическое, социальное и нравственное благополучие, то есть в
целом помочь гармонизации отношений детей и молодёжи с людьми, природой и самим
собой.
Тема является
актуальной на уровне региона ещё в связи с тем, что приказом Комитета общего,
профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области
утверждён Региональный образовательный стандарт по экологии для
общеобразовательных школ Читинской области (далее Стандарт) (2000, 2002), но
ещё не разработаны эффективные пути реализации его в школах [12; 13].
Необходима была апробация
настоящего Стандарта в школах разного типа г. Читы и Читинской области.
Данный документ инициирует реализацию регионального содержания по экологии,
которое необходимо интегрировать в образовательный процесс школы.
В последние годы
российская школа теряет в уровне подготовки учащихся по ряду предметов, особенно
в интегративных областях. Именно интеграция даёт возможность формирования у
школьников целостного взгляда на мир, приобретения знаний о природе, обществе,
человеке и результатах их взаимодействия. Потенциальные возможности интеграции
экологических знаний заложены в содержании предметов не только естественнонаучного,
но и гуманитарного направления.
Для
нашей школы актуальность темы обусловлена тем, что педагогическим коллективом
выполнена часть задач, поставленных в процессе реализации
опытно-экспериментальной работы в 1998-2000 гг. по теме: «Экологизация обучения
и воспитания как действенное средство гуманизации образовательного процесса». В
ходе анализа результатов ОЭР были выявлены следующие проблемы, которые необходимо
решать:
а) выдвижение
объединяющей идеи, пронизывающей весь педагогический процесс школы, на основе
которой можно было бы осуществлять экологизацию программ инвариантной части
Базисного учебного плана, разрабатывать программы вариативной части, наполнять
содержание воспитательной работы школы;
б)
совершенствование мониторинга опытно-экспериментальной работы;
в) этапность
включения учителей в ОЭР в соответствии с их индивидуальными исследовательскими
проектами;
г) разработка
временными творческими коллективами учителей методических рекомендаций по теме
ОЭР.
Приоритет
экологического образования для школы обусловлен, с одной стороны,
социоприродным окружением школы, в которое входит природная экосистема – озеро
Кенон. В отношении озера Кенон учёными-гидробиологами сделан вывод, что в
результате использования его как водоёма-охладителя ТЭЦ-1 и возрастающей
антропогенной нагрузки сформировалась неустойчивая экологическая система с нарушенными
структурными и функциональными параметрами, экологическая ситуация на водоёме
продолжает ухудшаться. Кроме того, школа находится близко от автодороги, шум
автомобилей и выбросы выхлопных газов также отрицательно влияют на
экологическую обстановку и здоровье учащихся. Статистика, отражающая состояние
здоровья детей в школе, тревожная. Озеро же Кенон является рекреационным ресурсом,
который может служить для организации отдыха и улучшения здоровья учащихся в
образовательном процессе школы.
С другой стороны,
в педагогическом коллективе созданы условия, способствующие осуществлению
экологического образования школьников, педагогами накоплен опыт по реализации
отдельных фрагментов системы экологического образования.
Объект
исследования. Образовательный процесс школы.
Предмет
исследования. Процесс воспитания экологической культуры учащихся
через интеграцию Регионального образовательного стандарта по экологии в
образовательный процесс школы.
Цель эксперимента: обоснование путей
и средств реализации Регионального образовательного стандарта по экологии,
способствующих успешной адаптации школьников к социоприродным условиям Читинской
области и воспитанию у них экологической культуры.
Задачи
эксперимента:
1. Определить
место содержательных линий и тем Регионального образовательного стандарта по экологии
для общеобразовательных школ Читинской области в содержании предметов
инвариантной части БУПа.
2. Разработать
программы, реализующие Стандарт в вариативной части БУПа.
3. Выявить методы
интеграции региональных экологических знаний в учебный процесс (вариативную и
инвариантную части БУПа) и воспитательную работу школы, способствующие успешной
адаптации школьников к социоприродным условиям Читинской области.
4. Создать
условия в образовательном процессе школы для сохранения здоровья учащихся и утверждения
у них здорового образа жизни как важнейшей части экологической культуры
человека.
5. Расширить
возможности в образовательном процессе школы для развития творческих способностей
учащихся и ответственности как базового качества экологически культурного
человека.
6. Разработать
механизмы управления, методические материалы по реализации Стандарта в общеобразовательных
школах Читинской области.
В качестве
гипотезы эксперимента были выдвинуты следующие положения. Экологическая
культура является частью общей культуры и рассматривается нами как важнейшее
качество личности, которое выступает внутренним регулятором в отношениях
человека с природой, людьми и самим собой как частью природы, способствует их
гармонизации и взаимной адаптации, проявляется в природо- и человекосберегающей
деятельности [15].
Предполагается, что
интеграция Регионального стандарта по экологии в образовательный процесс школы
будет содействовать воспитанию экологической культуры школьников, повышению
качества экологического образования в регионе, разработке современных
научно-методических подходов к изучению регионального компонента по экологии и
созданию базы для разработки учебно-методических материалов.
ЕСЛИ в
педагогическом процессе школы будет:
- организована работа
временных творческих коллективов учителей по разработке методического
обеспечения Стандарта;
- проведена
интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, их региональных аспектов
в процессе экологизации инвариантной и вариативной части БУПа школы;
- осуществляться ценностный
подход как системообразующий при выборе форм и методов реализации Стандарта
(опора на общечеловеческие ценности: жизнь, природа, человек, здоровье, семья и
др.);
- опора на личный
созидательный опыт учащихся в социоприродном окружении школы в реализации
подпрограмм: «Учение»; «Здоровье»; «Общение»; «Творчество»; «Досуг»;
- организована
работа научного общества учащихся как действенного средства саморазвития,
самовоспитания и самореализации детей и творческого их развития;
ТО эти условия
благоприятно повлияют на развитие экологической культуры учащихся и будут способствовать
их успешной адаптации к социоприродным условиям Читинской области.
Условия, созданные
в школе и способствующие осуществлению опытно-экспериментальной работы:
Экологизация
образовательной среды. В школе создана благоприятная экологическая
обстановка: школа чистая, кабинеты и коридоры озеленены, в школьном коридоре
находятся аквариумы, картинная галерея, близлежащая территория озеленена;
традицией стала высадка деревьев выпускниками – «Аллеи выпускников»; в
социоприродное окружение школы входит естественное озеро – Кенон.
Методическая
работа. Экологизация инвариантной и вариативной части Базисного учебного
плана.. Разработана
образовательная программа школы, которая заняла призовое место в конкурсе
образовательных программ Читинской области в 1999 году.
С 1998-1999
учебного года в начальной школе в первом классе ведётся интегрированный курс «Зелёный
мир» (автор А.А. Плешаков), с 1999-2000 учебного года – природоведение во 2; 3;
5 классах по экологизированному курсу А.А. Плешакова. Учителями наработан
материал экскурсий, содержащий наблюдения в природе в разное время года, в том
числе и за озером Кенон; разработаны практические работы по природоведению.
С учётом
экологизации скорректированы некоторые программы предметов инвариантной части
БУПа: литературы и русского языка, истории, биологии, химии, физики, географии,
технологии.
В школе прошли
апробацию и введены с 1997-1998 учебного года в вариативную часть БУПа в качестве
школьного компонента для 5-х классов курс «Культура общения с природой» (автор
В.Н. Рацина), для 6 классов программа «Экология водоёма: озеро Кенон и я», к
которой разработано учебное пособие для учащихся – рабочая тетрадь (авторы Е.А.
Игумнова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова) [18].
Организация
научно-исследовательской работы учащихся. Под руководством учителей
организуется научно-исследовательская деятельность учащихся, с результатами
которой они выступали на городских и областных конференциях по экологическим
проблемам в 1998-2000 гг.
Учебно-организационная
работа по экологии.
Подготовка и участие в районных, городских, областных олимпиадах по экологии. В
1999-2000 гг. учащиеся школы стали призёрами областной олимпиады. Подготовка и
ежегодное участие в городских, областных слётах экологов и любителей природы
(в 1997, 1998 гг. занимали 2-е место).
Организация
воспитательной работы по экологическому направлению. Традицией стало
проведение осеннего и весеннего общешкольных экологических десантов на берегу
озера Кенон, Дней здоровья, спортивного праздника «Мама, папа и я – спортивная
семья», общешкольных и классных коллективных творческих дел (КТД) экологической
тематики. На протяжении нескольких лет работает летний экологический лагерь «Солнышко».
Кадровое
обеспечение. Повышение
квалификации педагогов по экологическому образованию: учитель экологии В.Н.
Рацина имеет высшую квалификационную категорию; учитель биологии Л.В. Шевелёва
– первую квалификационную категорию, ей присвоено звание «Заслуженный работник
образования Читинской области»; директор школы, учитель русского языка и
литературы С.К. Толстихина – первую квалификационную категорию; учитель
географии Н.А. Жеребцова – первую квалификационную категорию.
Материально-техническое
обеспечение.
Создание библиотечного фонда по экологии и экологическому образованию.
Концептуальные
идеи ОЭР
Гуманизация,
экологизация и валеологизация образовательного процесса школы. Ориентиром в
организации ОЭР стала концепция экологизации образования, разработанная М.П.
Арутюнян, ключевые позиции которой составляют понятия: «экология тела»
(здоровье), «экология духа» (экологизация духовного мира человека,
нравственность), «экология действия» (подлинная гуманизация отношений учитель –
ученик, введение «экологически чистых технологий» обучения). Импонирует её
точка зрения, что в «экологизированном» образовании изменяется не только его содержание,
но происходит переориентация самих педагогических технологий, методов, приёмов,
коренное изменение управления образованием и отношения к человеку в системе
образования, а через неё – человека к миру) [4].
В экологизации
образовательного процесса содержательным ядром выступает Региональный
образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской
области. Особая роль, по-нашему мнению, должна отводиться социальной экологии,
которая занимается поиском закономерностей гармонизации отношений человека с
природой, выступает основой устойчивого развития системы «общество – природа».
Знание региональных экологических проблем, понимание сущности региональных
процессов в природе и обществе способствует развитию у школьников адаптационных
возможностей.
Интегративные
процессы в экологическом образовании. Все сферы человеческой деятельности пронизаны
интегративными процессами. Интеграция рассматривается как важнейшее
средство достижения единства знания во всех формах и типах его выражения:
содержательном, структурном, логико-гносеологическом, организационном, обще- и
частнометодологическом. Интеграция – важнейший принцип развития современных образовательных
систем, чётко взаимодействующий с принципом дифференциации [9].
В значительной
степени принцип интеграции реализуется в экологическом образовании, проявляясь
в целях, содержании, методической системе. Цель экологического образования –
развитие экологической культуры человека рассматривается как интегративное
качество личности. Содержание экологического образования тоже носит
интегративный характер, так как современная экология – комплексная дисциплина,
экологические проблемы носят глобальный междисциплинарный характер, культура
общения с природой требует разносторонних подходов и знаний. Особое внимание в
экологическом образовании должно уделяться усилению роли гуманитарных
аспектов.
Интеграция в
экологическом образовании отражена не только в комплексном содержании, но и в методике
обучения путём включения учащихся в различные виды деятельности (например,
мониторинг, социологические исследования, практическую деятельность и др.), во
взаимодействии педагогов.
Господство в
современной школе познавательного подхода к освоению экологического содержания
не позволило достигнуть ожидаемого результата – воспитания экологической
культуры школьников. Значимыми в моделировании и структурировании содержания
являются ценностные ориентиры и учёт нормативно-правовых аспектов. Также
необходимо учитывать деятельностный компонент содержания экологического образования.
Содержание
экологического образования важно реализовывать через познание закономерностей в
социоприродном окружении школы как части региона, через развитие разнообразных
связей ребёнка с ним (территориальных, эстетических, рекреационных, правовых,
коммуникативных, нравственных, трудовых).
Одним из
направлений интеграции может стать разработка содержания, форм и методов
реализации валеологического компонента Стандарта.
Наполнение программ
предметов экологическим конкретным содержанием осуществляют педагоги школы,
участвующие в ОЭР, исходя из содержания предметной области, своих интересов,
владения педагогическими технологиями.
В повышении
квалификации учителей при интеграции региональных экологических знаний в образовательный
процесс школы
начинают срабатывать принципы эмерджентности и незавершённости, разработанные
С.В. Алексеевым. Принцип эмерджентности (эффект «непредсказуемости») заключается
в том, что гетерогенность группы учителей различных предметных областей
позволяет выйти на более высокий уровень осмысления изучаемых проблем
интегративного характера при использовании различных форм взаимодействия
(совместное проведение интегрированных уроков, проектная деятельность,
моделирование содержания и т.п.); происходит взаимное обогащение творческого
потенциала всей группы учителей в процессе обмена индивидуальным опытом.
Принцип
«незавершённости» (эффект «приоткрытой двери», «сериала») трактуется как
условие создания определённого «вакуума», который должен стать стимулятором
возникновения интереса, желания, потребности учителя в дальнейшем
самосовершенствовании, профессиональном росте, саморазвитии [3].
Предполагается валеологизация
среды жизнедеятельности школы, отвечающая экологическим нормам и правилам,
что будет способствовать здоровому образу жизни учащихся (освещённость
помещения, уровень шумового загрязнения, качество питьевой воды, цветовая гамма
кабинетов и коридоров, фитодизайн и др.). Важная роль принадлежит следующей
идее: сделать школу комфортной для обучения, воспитания и развития учащихся;
сделать школу красивой.
Воспитание у
школьников личной ответственности в созидательной деятельности перед самим
собой, то есть своей совестью, за себя, природу и людей, живущих рядом. В нашем
представлении человек с высоким уровнем развития экологической культуры видится
личностью, ответственной перед собой, своими современниками и потомками за своё
здоровье, мысли, устремления, поступки. Развивая себя и свои отношения с людьми
и природой, он и в повседневной жизни, и в хозяйственной деятельности исходит
из принципов ценности любой жизни на Земле и учёта законов развития природы и
общества. На современном этапе развития человечества необходимо, чтобы человек
осознал важность воспитания экологической ответственности у всех людей планеты,
как одно из важных условий выживания цивилизации. С позиции целостности и
неделимости биосферы, принадлежности её человечеству в целом, настоящим и будущим
поколениям, ещё более усиливается ответственность человека за её сохранение, за
осознанное участие человека в эволюции природы и общества (В.И. Вернадский,
Н.Н. Моисеев, В.Б. Сочава, А.Д. Урсул, А.И. Субетто и др.).
В демократическом
обществе на первое место среди всех механизмов регуляции поведения должна
выступать, с одной стороны, культура самого человека как внутренний механизм,
ограничивающий его свободу; с другой – законы природы и общества как внешний
детерминирующий механизм. Экологически культурный человек, совершая тот или
иной выбор, осознаёт необходимость соблюдения законов природы в своей бытовой и
хозяйственной деятельности.
Становление
ответственного отношения к людям и природе является многоаспектным явлением и
связано с развитием эмоционально-ценностной, интеллектуальной и волевой сфер
психики человека. Нами в 2000 году были определены ориентиры для поэтапного
развития личной ответственности как базового качества личности для
учащихся средней школы (см. приложение 3). В основу разработки программы,
направленной на развитие ответственности у школьников, нами были положены современные
концепции воспитания, предложенные О.С. Газманом, Е.В. Бондаревской, В.А.
Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой.
Стержневой идеей
этих концептуальных подходов является воспитание у школьников личной ответственности
перед самим собой, то есть своей совестью, за себя, природу и людей, живущих
рядом. С возрастом необходимо осмысливать свою роль на Земле, расширяя круг
ответственности за будущее своих детей и последующих поколений, за природу
родного края, страны и планеты, в целом, и даже за космос. В ходе реализации
программы эксперимента необходимо запланировать и проводить мероприятия, способствующие
воспитанию личной ответственности. Ориентиры для развития личной
ответственности как базового качества экологически культурного человека XXI век (для учащихся
средней школы) даны в приложении 3.
Организация
научного общества учащихся (НОУ) как действенного средства саморазвития,
самовоспитания и самореализации учащихся, как одного из средств
интеграции в экологическом образовании.
НОУ
даёт возможность для интересующихся и способных учащихся успешно развивать свой
потенциал. В детском объединении может осуществляться межпоколенная трансляция
экологических умений и знаний о социоприродном окружении школы. Это происходит,
например, в работе научно-практических конференций, в создании «Летописи озера
Кенон», в осуществлении практических проектов разновозрастными группами, причём
каждый из участников может вносить посильный вклад в процесс решения поставленной
проблемы с позиции научного знания, эмпирических наблюдений, искусства и др.
Одной
из секций НОУ является экологическая, цель которой – приобщение учащихся к
научно-исследовательской работе в социоприродном окружении школы, воспитание
экологической культуры.
Задачи
НОУ: показать учащимся способы самостоятельного добывания знаний путём работы с
научной литературой, проведения наблюдений и экспериментов в социоприродном
окружении школы; учить решать проблемы оптимизации жизни в социоприродном
окружении школы; вырабатывать умения экологического характера; приобщать к
здоровому образу жизни и повышению экологической безопасности в быту.
Процесс
интеграции в НОУ затрагивает:
-
содержание процесса познания социоприродного окружения школы;
-
способы деятельности учащихся;
-
состав участников НОУ.
Методы
опытно-экспериментальной работы. Изучение литературы по интеграции и
экологизации образовательного процесса, нормативных, инструктивно-методических
документов по исследуемой проблеме; анализ и корректировка программ предметов;
педагогическое наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование
учащихся, учителей, родителей; анализ работ учащихся; изучение и обобщение
передового педагогического опыта.
Сроки эксперимента: начало
эксперимента – май 2001 года, продолжительность эксперимента – 3 года.
Этапы
эксперимента.
I этап.
Подготовительный
(май – август 2001 года).
Диагностическая
функция. Выявление
конкретных затруднений в деятельности педагогов, потребностей педагогического
коллектива, родителей в организации педагогических условий для решения насущных
проблем, связанных с развитием у учащихся ответственности как базового качества
экологически культурного человека, сохранением здоровья учащихся и утверждением
у них здорового образа жизни.
Прогностическая
функция. Обсуждение
идеи эксперимента, разработка общей программы эксперимента и индивидуальных
программ педагогов-исследователей. Определение параметров для отслеживания ОЭР.
Организационная
функция. Обеспечение
условий для реализации программы эксперимента: определение участников
эксперимента, распределение функциональных обязанностей, консультирование по разработке
индивидуальных программ педагогов-исследователей.
Подбор
диагностического инструментария, определение классов и других коллективов
учащихся, участвующих в ОЭР и её мониторинге. Составление программы
мониторинга.
Утверждение на
Совете по ОЭР программ педагогов-экспери-ментаторов, программы мониторинга ОЭР.
Рецензирование
программы ОЭР специалистами образования и утверждение на Областном совете по
опытно-экспериментальной работе.
II этап. Практический (сентябрь 2001 –
апрель 2004 года).
Проведение констатирующего
эксперимента, выявляющего уровень экологической культуры учащихся.
Формирующий
эксперимент. Введение инноваций и их отслеживание в соответствии с программой
мониторинга, корректировка программ творческих объединений.
Для
педагогов-исследователей запланировано проведение практических семинаров по
диагностике ОЭР; по проблемам интеграции, экологизации, регионализации и
валеологизации педагогического процесса школы; создание ВТК по разработке
мероприятий для осуществления программ: «Учение», «Здоровье»; «Общение»;
«Досуг»; «Творчество».
III этап . Обобщающий (май-июнь 2004).
Аналитическая
функция. Анализ
результатов эксперимента и соотнесение их с программой ОЭР.
Оформление и
описание результатов эксперимента.
IV этап. Внедренческий
(июль 2004 – август 2004 года).
Функция социализации полученного результата. Оформление
пакета программно-методических материалов по результатам эксперимента, рецензирование
и издание.
Критерии оценки
ожидаемых результатов эксперимента:
▪
повышение
уровня экологической культуры и ответственности учащихся;
▪
повышение
уровня знаний учащихся по региональной экологии;
▪
улучшение
экологической обстановки вокруг школы, включая рекреационную зону озера Кенон
возле школы;
▪
сохранение
здоровья учащихся в процессе обучения в школе;
▪
ориентация
учащихся на выбор профессии «человек-природа»;
▪
повышение
уровня квалификации педагогов, участвующих в ОЭР;
▪
разработка
пакета научно-методических материалов по реализации Регионального
образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской
области.
Прогнозирование при
подготовке эксперимента.
Экологическое
образование является одним из ключевых направлений стратегии устойчивого развития
человечества, смыслообразующим фактором образования в целом, поэтому
перспективным является продолжение исследования, связанного с проблемой
экологизации образования, воспитания экологической культуры как части
общечеловеческой культуры
Дальнейшее
продолжение работы школы в направлении экологизации, интеграции, регионализации
и валеологизации будет актуальным с позиции постепенного включения всех
педагогов в данный процесс. Возможен переход школы в статус нового
образовательного учреждения – экологический лицей, выполняющий функцию
оздоровительного центра для детей.