2.2
Управление экспериментом как создание условий
для
инновационной деятельности школы
С.К. Толстихина
«В современных
условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом развития»,
– так Концепция модернизации определила специфику деятельности педагогических
коллективов [22].
В нашей школе с
2001 года действует стратегия системных преобразований, так как была составлена
программа развития школы по общей проблематике на несколько лет как областной и
городской опытно-экспериментальной площадки. Это не исключало систему модульных
преобразований (эколого-туристический класс в основной школе, в старшей –
военно-технический) и локальных преобразований (индивидуальная работа
педагогов-исследователей).
Система управления
экспериментом имеет две составляющие: управляющую и управляемую часть системы,
взаимосвязь которых отражена в схеме (приложение 4). В структуру управления
входят индивидуальные и коллективные субъекты управления, функции которых в
эксперименте должны быть чётко определены.
Важным звеном
управления образовательной системой в организации эксперимента является Совет
по опытно-экспериментальной работе, который в нашей школе заседает один раз в
месяц. В его компетенции разработка конкретных шагов по реализации плана ОЭР,
организация обучения педагогов по теме эксперимента, проведение мониторинга
инноваций, корректировка программы эксперимента, помощь в составлении и принятие
индивидуальных программ педагогов-исследователей, обобщение опыта педагогов и
подготовка методических материалов для трансляции опыта.
Система обучения –
важная составляющая в работе не только Совета по ОЭР, но и руководителя экспериментом.
Он должен быть обеспокоен тем, как помочь учителю реализовывать поставленные
задачи эксперимента. «Когда известна цель – есть возможность действовать в
опережающем ключе», – утверждает М.М. Поташник [24]. Научиться самому – научить
других – увлечь идеей – искренне желать успеха коллеге – необходимые качества
руководителя. Поэтому составляющими звенья ОЭР стали плановые семинары, индивидуальные
консультации. В качестве консультантов педагогов-исследователей выступают
научный руководитель, директор, заместители директора по научной,
воспитательной и учебной работе. Оперативная информация по эксперименту
доводится до сведения коллектива через плановые административные совещания.
Для того, чтобы
обеспечить всех членов коллектива пониманием целей, задач, структуры, содержания
инноваций, были проведены теоретические семинары. Так, учителя поняли и приняли
ключевые идеи эксперимента: гуманизацию, экологизацию, интеграцию,
валеологизацию. Семинары помогли выявить пути реализации Регионального
образовательного стандарта по экологии на уроках: через вкрапление региональных
знаний в урок; рассредоточение дозами по темам; завершение темы уроками с региональным
содержанием. Экология была интегрирована не только в предметы
естественнонаучного цикла, произошло вхождение в открытые двери эксперимента и
учителей разных предметов гуманитарно-эстети-ческого цикла.
На одном из
заседаний Совета по ОЭР мы определили алгоритм работы по теме: от
проектируемого результата ОЭР (модели выпускника с высоким уровнем экологической
культуры) – к анализу содержания и методов, их оценке и коррекции. Мы
передали педагогам выработанный в совместном обсуждении алгоритм деятельности.
Управляющий субъект
создаёт условия для включения педагогов в эксперимент, их успешной самореализации
как профессионалов. В школе за три года эксперимента были созданы следующие
условия:
- предоставление
педагогам творческих отпусков в каникулы;
- повышение
квалификационных категорий (повысили разряды и категории 15 человек);
- обучение на
различных курсах повышения квалификации, кроме внутришкольной системы обучения
(самое массовое – в Интернет центре –12 педагогов);
- моральное поощрение
как стимул активизации творческой деятельности педагогов (например, в 2003-2004
учебном году трое учителей были награждены Грамотой Министерства образования и
науки Российской Федерации, двое учителей получили звание Почётный работник
образования РФ, один – Заслуженный учитель Читинской области);
- обеспечение научной
организации труда учителя благодаря оптимальному количеству заседаний и их
оперативному проведению;
- побуждение
педагогов к выступлениям на различных конференциях.
В развивающейся школе администрация
в конце года изучает и анализирует материалы педагогической диагностики и
определяет основные проблемы в работе педагогического коллектива. Результаты мониторинга
эксперимента обсуждаются на педсоветах в ноябре и мае, что позволяет
корректировать ход эксперимента. Способность администрации и педагогического
коллектива к рефлексии собственной деятельности даёт возможность развиваться
образовательной системе. М.М. Поташник в книге «Управление качеством
образования» особо подчёркивает, что управленцы-исследователи «...обязаны
стремиться установить управляемость результирующих параметров. Иначе говоря:
установить корреляцию между предпринятыми действиями и полученными
результатами,... необходимо стараться устанавливать корреляцию результирующих
параметров и предпринятых управленческих, инновационных или педагогических
действий. За счёт каких конкретно новшеств произошло улучшение результатов, а
за счёт каких – ухудшение результатов, или эффект нововведения оказался
нулевым» [24]. Поэтому в ходе эксперимента ведется значительная работа по
совершенствованию мониторинга и оценке критериев результативности.
Управлять
экспериментом помогает взаимосвязь школы с Комитетом образования администрации
г. Читы, который обеспечил материальную поддержку инновационной деятельности.
Научное обеспечение эксперимента, повышение квалификации педагогов
осуществляется в тесном сотрудничестве с лабораторией развития образования г.
Читы, лабораторией экологического образования ЗабГПУ и Читинским институтом
повышения квалификации работников образования. Непременным условием экспериментальной
деятельности является совершенствование материально-технической базы школы,
включая наполнение библиотеки по теме исследования.
Итак, практика
убедительно доказала, что управлять экспериментом трудно. Чтобы качество инновационного
процесса как системы было высокого уровня целостности, необходимо обеспечить
теснейшие взаимосвязи между компонентами системы, то есть между целями,
запланированными результатами, условиями, обеспечивающими получение прогнозируемых
результатов. В установлении связей и состоит содержание внутришкольного
управления качеством инновационного процесса. По нашему мнению, главная задача
руководителя – это акцентирование внимания на компоненте создания условий.
Актуальным является умение видеть возможности для инновационной деятельности в
коллективе и научном сообществе:
- наличие
положительного микроклимата;
- возможность
создания команды, надёжной и высоко профессиональной, умеющей руководить и подчиняться,
сотрудничать;
- добровольность
включения членов педагогического коллектива в инновационную деятельность;
- сотрудничество с
научными и другими образовательными учреждениями.
В школе сложился
демократический стиль управления экспериментом, хотя он не исключает волевых
решений руководителя. Также нами сделан вывод, что культура управления
экспериментом деятельностная. Эксперимент стал деятельностью, органично
взаимосвязанной с работающей образовательной программой, он выполняет
системообразующую функцию.