2.3
Научно-методическое сопровождение программы развития
в
общеобразовательной школе
В.И. Лихачёва
Объективные потребности повышения
качества образования изменяют роль и значение методической работы в школе.
Обновление научно-методической работы в школе вызвано целым рядом факторов:
изменением социального заказа, потребностью общества в формировании высокого
качества образования, требованиями к профессиональным качествам учителя, задача
которого не столько быть источником информации, сколько научить учащегося
организации учебной деятельности. В современных условиях школы заинтересованы в
повышении качества образовательных услуг, что побуждает педагогические коллективы
обратить взгляд на науку, развернуть исследовательские проекты, разрабатывать
методическую работу на научном уровне. Отличие научно-методической работы школы
от традиционной учебно-методической заключается не в овладении уже существующими
в науке знаниями и не в применении чужого опыта, а в самостоятельном отыскании
новых знаний. Главная цель научно-методической работы в школе – это повышение
профессиональной квалификации и научно-методического уровня педагогических кадров
и обеспечение учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами
обучения. Уровень постановки научно-методической работы в школе является одним
из важнейших критериев оценки её образовательной деятельности.
Деятельность школы
в режиме городской и областной опытно-экспериментальной площадки стимулировала
обновление научно-методической работы. Анализируя опыт организации
научно-методической работы школы, мы получили возможность выявить эффективные
стороны этого процесса и наметить пути включения отдельных элементов опыта в
педагогическую практику.
Проведённый в
начале организации эксперимента проблемно-ориентированный анализ позволил отразить
и выявить состояние научно-методической работы в школе, которая в целом
недостаточно влияла на качество учебно-воспитательного процесса, а значит, и на
конечные результаты деятельности. Действенность и результативность
научно-методической работы снижается из-за негативных явлений, имеющих место в
школе, таких как неконкретность постановки целей, однообразие форм и методов
работы, недостаточный учёт особенностей и возможностей конкретных учителей,
бессистемность.
Анализ
показал необходимость совершенствования структуры научно-методической работы,
так как обнаружил противоречие между существующей структурой
учебно-методического управления школой и возникшими новыми научно-методическими
структурами. Актуальной стала проблема совершенствования структуры управления
на основе учёта новых управленческих функций школы в области
научно-методической работы школы. Отсюда поставили цель – разработать новую
модель организации научно-методической работы. Цель определила следующие задачи
на уровне управления: активизировать методическую работу педагогов, превращая
её в научно-методическую; стимулировать экспериментальную деятельность
учителей.
На основе анализа
современной психолого-педагогической литературы определили эффективные подходы
к научно-методической работе. Это системность и целостность организации данной
работы; необходимость оценивания методической работы по критериям результатов
учебно-воспитательного процесса в школе; построение всей системы
научно-методической работы на основе диагностики затруднений учителя; понимание
методической работы как всестороннего повышения квалификации и мастерства
учителей, а не только частно-методическое направление.
За последние годы
создана модель научно-методической работы в школе № 15 как целостная многоуровневая,
многофункциональная система взаимосвязанных действий, которые способствуют
повышению профессионального уровня учителей. Научно-методическое управление
способствует также формированию нового типа педагога, в котором развиты диагностические,
аналитические и прогностические исследовательские умения. Профессиональному
совершенствованию учителя в школе способствуют научно-методическая и
психологическая службы.
Нами выделены такие
критерии результатов научно-методической работы школы, как результативность
научно-методической работы, проявляющаяся в росте результатов обученности и
воспитанности школьников, достигая для каждого ученика оптимального для него
уровня за отведённое время и без перегрузок, и рост удовлетворённости учителей
своим трудом.
По вышеназванным
критериям мы и отслеживаем обновление научно-методической работы. Согласно
программе развития школы № 15, в основу научно-методической работы положены
принципы научности, коллективности, учёта индивидуальных особенностей,
перспективности, конкретности и актуальности, системности и целостности.
Модель
методической работы, сформированная в концепции, привела к изменению управления
проектом развития школы. В основе этого управления – чёткое распределение
полномочий и ответственности между всеми участниками научно-методической
деятельности, обеспечивающих успешное осуществление опытно-экспериментальной
работы.
В программу
развития школы (методический аспект) мы включили планы по трём направлениям преобразований,
причём содержательная часть преобразований составлена с учётом потребностей и
интересов учителей. Чтобы реализовать обновление научно-методической работы в школе,
мы посчитали целесообразным выработать управление методом направленного
планирования, которое предполагает следующие действия:
- работа
педагогического коллектива по единой научно-методической теме (разделяем точку
зрения А.С. Макаренко о том, что «наличие единой темы является одним из условий
сплочения коллектива единомышленников»);
- научно-методическое
обеспечение и усовершенствование учебных планов, программ, реализация возможности
выбора новых технологий;
- организация
научно-методической работы с кадрами (организация теоретических и практических
семинаров, внутришкольной научно-практической конференции и др.);
- организация
творческих групп учителей с целью повышения педагогического мастерства,
вовлечения учителей в живой обмен мнениями, учёбы и распространения опыта
(например, творческие группы учителей по актуальным проблемам, по освоению
новых технологий и др.).
Для того, чтобы
достигнуть поставленной цели – разработать новую модель организации
научно-методической работы – мы проделали большую работу, включающую изучение
литературы по данной теме, обобщение опыта методической работы некоторых
учителей школы, разработку рекомендаций для учителей. Учителя школы ведут
самостоятельную исследовательскую работу, направленную на совершенствование
содержания образования и научно-методического обеспечения (корректировка учебных
планов, программ), углубленно изучают вопросы теории и методики предмета с
ориентацией на исследовательский подход.
Управление
программой развития происходило с применением традиционных и инновационных форм
работы. Традиционные – это методические объединения, педагогический совет,
школа молодого учителя, самообразование, школа передового опыта, творческие
группы, проблемные семинары. Инновационные – это совет по
опытно-экспериментальной работе школы, научно-практические конференции, организация
учёбы по повышению квалификации, регулирование контактов с ЗабГПУ, ЧИПКРО и
другими учреждениями. Организовали научно-исследовательскую работу школьников
(летний лагерь «Солнышко» и научное общество учащихся), предметные олимпиады.
Осуществление этих запланированных мер и позволило школе обновить
научно-методическую работу.
Итак, опыт работы
школы показал, что научно-методическое управление программой развития школы
идёт по пути совершенствования структуры управления на основе учёта новых
управленческих функций школы. В школе есть условия реализации проекта программы
её развития. Педагогический коллектив нацелен на результат и в связи с этим
ориентирован на дальнейшее развитие школы, имеются временные творческие группы
учителей. Установлена связь с ЗабГПУ, ЧИПКРО, лабораторией развития образования
г. Читы, которые оказывают информационную, научно-методическую, консультативную
помощь при проведении опытно-экспериментальной работы в школе. Решение
поставленных задач явилось залогом совершенствования и повышения уровня
научно-методической подготовки учителя, чёткого осознания им процесса своей
деятельности и перспективы её развития в соответствии с требованиями
модернизации образования. Всё это должно привести к повышению эффективности
обучения и совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.