Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


2.4 Педагогический мониторинг экспериментальной

деятельности в школе

 

В.И. Лихачёва

 

За годы эксперимента коллективом школы была проведена большая и содержательная работа: изучена литература по теме исследования, передовой опыт других школ, наработан свой, проведён анализ полученных результатов, разработаны методические рекомендации для педагогов региона. Учителя школы ведут самостоятельную исследовательскую работу, углубленно изучают вопросы теории педагогики и методики с ориентацией на исследовательский подход. Сложилась целостная, многоуровневая модель научно-методической работы в школе № 15, представляющая собой систему взаимосвязанных действий, которые способствуют повышению профессионального уровня учителя.

Общеизвестно, что важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности является мониторинг. В школе за годы эксперимента была создана система мониторинга, благодаря которой мы смогли грамотно отследить результаты экспериментальной деятельности.

Целью мониторинга опытно-экспериментальной работы школы является формирование целостного представления о количественных и качественных изменениях в системе экологического образования школы, обеспечение результативной опытно-экспериментальной работы.

Отсюда вытекают задачи:

-     выявление результатов экологического обучения и воспитания школьников;

-     разработка технологии организации и проведения ОЭР;

-     создание единой системы диагностики и контроля состояния экологического образования на всех уровнях школы;

-     выявление данных, обеспечивающих анализ состояния, в котором находится система экологического образования в школе, сравнение с предыдущим состоянием.

Объектами мониторинга при проведении ОЭР стали школьники, учителя, родители, жители социума.

В программе ОЭР были разработаны критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента, по которым и был организован мониторинг:

       уровень экологической культуры и ответственности учащихся;

       уровень знаний учащихся по региональной экологии;

       экологическое состояние школы и близлежащей территории, включая рекреационную зону озера Кенон возле школы;

       показатели здоровья учащихся;

       выбор учащимися профессий «человек-природа»;

       уровень квалификации педагогов, участвующих в ОЭР.

В ходе эксперимента проводилось отслеживание в группах учащихся, где вводились какие-либо инновации. Мы использовали методики
Т. И. Шамовой, Л.В. Байбородовой, С.М. Петровой; методики диагностики субъективного отношения к природе, такие как «Натурофил», «Доминанта», «ЭЗОП», разработанные С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным.

ОЭР по реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области проводилась в школе №15, начиная с начальной школы. Основную задачу – воспитание экологической культуры личности – мы реализовали через приобщение к экологическим знаниям, экологическим ценностям, к осознанному экологическому поведению, а также через воспитание эмоциональной отзывчивости.

При организации ОЭР мы опробовали теоретическое положение о необходимости сочетания традиционных и нетрадиционных форм и методов экологического образования школьников. В нетрадиционной форме были проведены занятия «Жизнь планеты в наших руках» во вторых классах, уроки ИЗО в седьмых классах, беседы о жизни птиц в начальных классах, подготовленные шестиклассниками. На экологизированных уроках и занятиях факультативов проводились практические работы, экологические игры, беседы, викторины, которые способствовали развитию экологических навыков, умений и самостоятельности школьников. С учащимися десятого класса была проведена практическая работа по определению токсичности почвы. Традиционно большая исследовательская работа проводится в школьном экологическом лагере «Солнышко». Педагогическое наблюдение показало, что школьники с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении выше перечисленных занятий, проявляя активность и заинтересованность.

Во все годы эксперимента мы проводили контрольные срезы по экологии в 5, 6 и 9 классах в начале и конце учебного года, анализируя их с помощью медианы знаний. При введении Регионального стандарта по экологии наметилась устойчивая тенденция повышения уровня знаний по экологии во всех классах.

Выявить ценностные ориентации школьников помогла методика М.Рокича. Большую значимость для анализа уровня экологической культуры учащихся представляют такие ценности, как красота природы, образованность, ответственность, чуткость, терпимость к взглядам и мнениям других. Для примера приведём динамику рейтинга ценностей (6 класс А, 2002-2003 учебный год):

      красота природы у учащихся в начале учебного года занимала в среднем 17 место, после проведения занятий курс а «Экология водоёма: озеро Кенон и я» – 11 место;

      ответственность – 9 и 7 место соответственно;

      чуткость – 14 и 8 место соответственно;

      образованность – 7 и 5 место соответственно;

      терпимость к взглядам и мнениям других – 11 и 9 место.

Таким образом, анализируемые ценностные установки учащихся, опосредованно характеризующие уровень экологической культуры, после изучения курса заняли в ответах учащихся более значимое место.

Для того, чтобы узнать доминирующие установки в отношении природы, была проведена методика С.В. Дерябо и В.А. Ясвина «ЭЗОП». После изучения курса в этом же классе получили следующие результаты: природа как объект красоты становится на первое место, второе место – природа как объект охраны, третье место – природа как объект изучения. Прагматическая установка – природа как объект пользы – занимает последнее место.

Для определения готовности учащихся помогать природе, заботиться о ней составлена карта экологической культуры по методике Шамовой. Экологические проблемы учащиеся поставили на первое место, многие хотели бы привести в порядок озеро Кенон, их волнует проблема свалок на берегу.

Для определения отношения учащихся к занятиям была использована оценка рейтинга отношения к факультативу «Экология водоёма: озеро Кенон и я». 87% школьников ответили, что предмет нравится, заниматься интересно.

Анализ уровня воспитанности учащихся во всех классах показал, что большая часть учащихся осознаёт свои учебные, трудовые и общественные обязанности. По сравнению с 2002-2003 учебным годом в два последующих года выявили тенденцию повышения интереса школьников как к изучению учебных предметов, так и их стремление к занятиям другими видами деятельности. Целеустремлённость, ответственность отличают 31% учащихся (по сравнению с 25%). В то же время у 51% учащихся проявляется ответственность лишь при наличии контроля со стороны учителей и родителей, 38% нередко не доводят начатое дело до конца. Самовоспитанием учащиеся систематически не занимаются, хотя 82% считают его необходимым.

Педагогическому коллективу совместно с родителями и школьным ученическим сообществом важно продолжить работу по развитию у учащихся самосознания, самоанализа и самовоспитания. Для этого необходимо активнее применять на уроках продуктивные методы обучения, привлекать учащихся к оценке своих знаний и умений; вовлекать их в разные виды деятельности; ставить школьников в ситуацию «выбора» и давать им возможность самим принимать решения; продолжить проведение учащимися школы дней самоуправления, участие их в работе педсоветов, Совета школы.

Одной из важнейших проблем нашей школы является сохранение здоровья учащихся. Немаловажную роль в процессе обучения и воспитания уделяется здоровью детей, т.к. только гармония между образованием и здоровьем может обеспечить эффективность всего образовательного процесса в школе.

С 2001-2002 учебного года в школе систематически велось наблюдение за состоянием здоровья школьников. Результаты наблюдений доводились до сведения педагогического коллектива, родителей, учащихся с рекомендациями по профилактике и улучшению состояния здоровья школьников. Данные по состоянию здоровья учащихся выявлялись на основе заключений врачей-специалистов детской поликлиники, выезжающих в школу, медицинских осмотров на базе поликлиники и медицинских карт учащихся.

На состояние здоровья учащихся влияют многие факторы. Условно их можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе мы относим факторы, вытекающие из организации самого учебно-воспитательного процесса: всё возрастающий уровень информации, несоответствие условий школы санитарно-гигиеническим нормам и правилам (тесные кабинеты, отсутствие в школе комнат отдыха, наличие только школьного буфета, где отсутствуют первые блюда и др.).

Субъективные факторы связаны с отношением к своему здоровью взрослых и детей. Для многих учащихся и ряда учителей забота о своём здоровье не является первостепенной задачей.

Анализируя состояние учащихся с 2001-2002 по 2003-2004 учебные годы, мы отмечаем устойчиво высокий процент больных детей. Хотя по сравнению с 2001-2002 учебным годом в 2003-2004 уменьшилось количество больных детей с 69%; до 60,3.

Однако вызывает беспокойство тот факт, что из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье. Так, в 2002 году в школу пришло 23 первоклассника, из них с различными заболеваниями 7 (30%), в 2003 году из 28 первоклассников 39% имеют различные отклонения в здоровье.

С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается: в первой ступени абсолютно здоровых детей 43,4%, во второй – 33,9%. На этом фоне мы отмечаем более высокий процент здоровых детей в третьей ступени – 49%, что связано с большой оздоровительной работой в этом звене, участием в военно-спортивных мероприятиях, занятиях парашютным спортом и осознанием необходимости ведения здорового образа жизни.

С 2001-2002 по 2003-2004 учебные годы по-прежнему самыми распространёнными заболеваниями остаются заболевания органов зрения (2001-2002 гг. – 32%; 2003-2004 гг. – 29,8%).

Проводимая медико-профилактическая работа, введение технологий, сберегающих здоровье, привели хотя и к незначительному, но уменьшению числа школьников, имеющих заболевания органов зрения. На втором месте среди самых распространённых заболеваний – сколиоз, на третьем – вегето-сосудистая дистония, далее идут заболевания желудочно-кишечного тракта, нервной системы, почек.

Процент относительно здоровых детей по сравнению с 2001-2002 учебным годом увеличился почти на 9% (8,7%). За прошедший период можно отметить повышение интереса в области сохранения здоровья как у учащихся, так и у родителей, и педагогов.

Необходимо продолжить работу по сохранению физического и духовного здоровья детей, начатую в предыдущие годы. Эффективно строить учебно-воспитательный процесс на основе педагогических технологий сотрудничества, проводить валеологически обоснованные уроки, осваивать новые технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье детей. Продолжить воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Проводить ознакомление родителей с направлениями работы школы и путями их реализации. Необходима организация медико-профилактической деятельности:

-     соблюдение санитарно-гигиенических норм (тепловой и световой режимы, сочетание труда и отдыха, соблюдение гигиены помещений и норм питания, расписание уроков);

-     организация регулярных, углубленных медицинских осмотров, анализ их результатов и планирование дальнейшей деятельности;

-     фитовитаминизация, прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия;

-     организация горячего питания учащихся.

Так как основными видами заболеваний среди учащихся школы являются снижение остроты зрения и нарушение осанки, необходимо проводить профилактику и коррекцию этих заболеваний через следующие мероприятия:

-     освоение методик точечного массажа для глаз, гимнастики Аветисова и других методик снятия утомления с глаз;

-     освоение комплекса гимнастических упражнений тела с целью снятия утомления с мышц.

Все эти упражнения необходимо систематически применять во время физкультминуток и уроков физической культуры.

Учителям-предметникам рекомендуется обратить особое внимание на посадку учащихся во время урока, разнообразить виды учебной деятельности, следить за объёмом задаваемого на дом учебного материала.

Таким образом, проведённые исследования указывают на результативность опытно-экспериментальной работы в школе и значимость мониторинга в контексте проводимого эксперимента.

В школе также отслеживаются критерии, демонстрирующие повышение престижа школы на уровне городской образовательной среды:

1. Результат на уровне роста методической работы:

а) рост образованности педагогов: повышение разрядов, прохождение курсов, проведение методических семинаров;

б) создание научно-методических разработок: рефераты, программы (концепция школы в режиме развития, вариативные программы по экологии), социальные проекты, публикации педагогов в сборниках научных трудов;

в) проведение школоведческих практик и семинаров для директоров г. Читы;

г) участие педагогов в ежегодных научно-практических конференциях, в конкурсах творческих инициатив.

2. Критерий удовлетворённости работой

2.1 Для учителей:

а) повышение качества обученности учащихся, успешные выступления их на городском уровне;

б) рост достижений учителей (награды и категории, награждения, благодарности, поощрения);

2.2 Для учеников:

а) заинтересованность в учебно-воспитательном процессе, участие школьников в работе педагогических советов, увлечённость научно-исследовательской деятельностью;

б) единство коллектива «учителя - ученики»;

2.3 Для родителей:

активные выступления родителей в работе совета школы, участие в педагогических советах, в школьных мероприятиях, в принятии важных решений.

3. Критерий углубления развития всех школьных подсистем: создание Совета по ОЭР, детско-юношеского сообщества «Исток», инновации в работе научно-методического совета и методических объединений, в работе совета старшеклассников, создание творческих групп по проблеме эксперимента.

4. Критерий достижений школы в целом:

а) опытно-экспериментальная работа (получение статуса областной и городской опытно-экспериментальной площадки, инновационного образовательного учреждения г. Читы);

б) рост количества учащихся-призёров городских и областных олимпиад и других мероприятий.

5. Критерий единства школы и Комитета образования администрации
г. Читы:
(соответствие тенденциям развития образования города и согласованность в действиях):

а) участие педагогов в семинарах, проводимых Комитетом образования;

б) связь с научной лабораторией развития образованием.

6. Критерий материального развития школы: приобретены телевизор, видеомагнитофон, компьютер, ксерокс, произведено обновление кабинетов, пополнен библиотечный фонд.

Таким образом, если растут образовательные результаты, отмечается рост удовлетворённости всех участников учебно-воспитательного процесса, рост личностных достижений учащихся и педагогов, гарантирован рост научно-методического обеспечения, имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем, улучшается материально-техническое оснащение, то можно констатировать, что наша школа вносит свой вклад в повышение престижа образования в городе.

Апробация результатов исследования проходила в ходе научных обсуждений, связанных с выступлениями руководителей ОЭР и педагогов школы на международных, региональных, городских и школьных научно-практических конференциях, семинарах по проблемам образования: Первом и Втором международном симпозиуме «Экологическая культура современного общества» (Чита, 2000, 2004); Первой Забайкальской межрегиональной школе молодых учёных «Психосинергетика и образование» (Чита, 2001); Первой и Второй региональной научно-методической конференции «Практика преподавания экологии в школах, ссузах и вузах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (Чита, 2002, 2003); городской научно-практической конференции «Программно-целевой подход в управлении образовательными учреждениями» (Чита, 2003).

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011