3.1 ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ШКОЛЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.В. Кац
Основной
задачей Регионального образовательного стандарта по экологии является
воспитание экологической культуры учащихся. Жизнь требует не ограничиваться
отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь
взаимосвязанных природосберегающих действий. Исходя из темы ОЭР школы, была
разработана программа исследовательской деятельности заместителя директора по
воспитательной работе по теме: «Моделирование и построение воспитательной системы
школы, ориентированной на воспитание экологической культуры».
В
последние годы в педагогической среде возрос интерес к использованию системного
подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью
образовательного учреждения. Сегодня практически общепризнанным является тезис
о том, что целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным и
продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной
системы. С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система –
это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей,
субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды),
взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у школы или её
структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать
развитию личности ребёнка.
Зарождение и
развитие воспитательной системы нашей школы представляет собой естественный, закономерный
процесс, который развивался в определённых условиях. Условия, побуждающие
строить воспитательную систему школы, были следующие:
─
благоприятный
психологический настрой в учительской среде, гуманные отношения внутри
коллектива, воспитательный потенциал педагогов, творческий почерк директора,
социальный заказ родителей;
─
неудовлетворённость
педагогов результатами своего труда, осознание коллективом необходимости внесения
существенных изменений в практику обучения и воспитания учащихся, их стремление
повысить влияние образовательного процесса на развитие личности ребёнка;
─
осознание
педагогами необходимости системного подхода;
─
участие
педагогов в экспериментальной работе.
Путь к созданию
воспитательной системы школы лежал через следующие действия:
─
формирование
инициативных групп учителей по моделированию воспитательной системы;
─
ознакомление
педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими
и методическими основами проектирования образа выпускника;
─
выход
с идеями создания воспитательной системы на коллективы педагогов, родителей,
шефов, общественных организаций;
─
включение
учащихся в разработку модели воспитательной системы, образа школы и
выпускника;
─
диагностику
состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий
развития личности ребёнка, определение воспитательного потенциала окружающей
среды и способов его реализации.
Инициативная группа
из числа учителей и учащихся систематизировала и обобщила информацию и
предложения коллектива, определила этапы, которые воспитательная система школы
пройдёт в своём развитии. Всякое деление на этапы условно, потому что на каждом
этапе развития системы можно увидеть черты её завтрашнего дня и, наоборот,
отдельные явления прошлого. Знание основных характеристик этапов развития системы
позволяет прогнозировать саморазвитие.
Учитывая
сказанное выше, на этапе становления мы уделяли особое внимание следующему.
Во-первых, определили главные ценностные ориентиры в организации воспитательного
процесса. Выявить ценностные ориентации
школьников помогла методика М. Рокича. Большую значимость для нас представляли
такие ценности как красота, природа, образованность, ответственность, чуткость,
терпимость к взглядам и мнениям других. Воспитательная система нашей
школы опирается на такие общечеловеческие ценностные ориентиры, как Земля, отечество,
семья, труд, знания, культура.
Во-вторых, выделили
системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и
детей, и взрослых, была бы значима и престижна в их глазах, естественна для
нашей школы, предусматривала бы связи с другими видами деятельности и с внешней
средой. С учётом возможностей и особенностей школы экологическая созидательная
деятельность в социоприродном окружении школы была выделена как
системообразующая.
В-третьих,
проектирование концепции воспитательной системы школы как совокупности основных
педагогических идей. На этом этапе нами моделировался образ выпускника с
высоким уровнем экологической культуры. Это человек с экологическим
мировоззрением, обладающим развитым эмоционально-ценностным и деятельностным
отношением к миру природы и людей, самому себе как части природы.
Созданная
воспитательная система школы способствовала тому, что у детей и учителей представление
о школе не разделяются на две части – сфера учебная и внеучебная, а учение,
досуг, труд и общение складываются в гармоничное единство. Это позволяет
прогностически конструировать педагогический процесс, искать оптимальные
варианты педагогического взаимодействия с воспитанниками и коллегами. Учебный
план школы, учитывая системообразующую экологическую деятельность, включает
экологизированную инвариантную и вариативную части БУПа школы.
Воспитательный
потенциал присущ не только содержанию образования, «извлечение» которого на
уроке делает мастер-учитель, но и всем методам обучения и формам учебной
работы. Так, методы проблемного обучения, направленные на развитие творческой
личности, воспитывают одновременно эмоционально-ценностную сферу школьника.
Например, в школьной действительности, кроме коллективной и индивидуальной форм
работы нередко используются групповые формы с разделёнными обязанностями и переменным
составом учащихся. При посещении урока-практикума по биологии увидела такие
группы, которые включали «теоретиков» и «экспериментаторов». При организации
работы в таких группах реализуются в единстве и обучающие, развивающие и
воспитательные функции урока. Школьники учатся друг у друга, происходит деловое
общение. На уроке математики в 10 классе была организована самостоятельная работа
в группах: одни ученики играли роль учителя, остальные – ученика. Шло
изменение социальной позиции (а школа – это жизнь) того или иного ученика, что
приводит к желанию эту роль оправдывать, при этом воспитывается
ответственность. На уроке истории использовалась игра, которая проходила в виде
предвыборной кампании. Каждый участник игры баллотировался в депутаты и
компетентно защищал программу своих действий. Необходимо было кратко и чётко
аргументировать свою позицию, и это получалось у ребят очень хорошо.
Приведённые выше
воспитательные возможности содержания форм учебной деятельности ни в коем
случае не исчерпывают воспитательного потенциала учебного процесса. Главное
здесь – творчество учителя. Процесс обучения является реальным условием
развития воспитательной системы школы. Он выступает как жизнедеятельность
учащихся, вмещая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы;
источник приобретения жизненного опыта. Очевидно, что только при этом условии
можно говорить о субъектной роли ребёнка в учебном процессе, о возникновении
атмосферы поиска, о самопознании и самореализации личности в учении, то есть о
тех свойствах деятельности, которые позволяют ей стать системообразующей.
Основополагающей
идеей воспитательной системы школы является идея интеграции всех видов деятельности:
учебной, трудовой и созидательной экологической в социоприродном окружении
школы. В центр всей системы школы поставлен ребёнок – подросток – юноша с его
возрастными особенностями, познавательными интересами и способностями. Ребёнок – подросток – юноша –
ценность, цель, субъект, объект и результат воспитательной системы школы.
Администрацией и
педагогами школы был признан актуальным поиск способов насыщения среды развития
ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирование на
этой основе духовно богатой и нравственно чистой личности. Экологическая
культура рассматривается нами как важный компонент культуры в целом.
Воспитательная система нашей школы опирается на такие общечеловеческие
ценностные ориентиры, как Земля, отечество, семья, труд, знания, культура.
Основную задачу – воспитание
экологической культуры личности – мы осуществляли через приобщение к экологическим
знаниям, экологическим ценностям, к осознанному экологическому поведению,
воспитание эмоциональной отзывчивости в урочной деятельности, кружках,
факультативах и в работе детско-юношеского сообщества «Исток» (приложение 5,6).
Организуя воспитательную работу, скорректировали
разработанные ориентиры для поэтапного развития личной ответственности как
базового качества экологически культурного человека XXI века. Подпрограмму
«Здоровье» дополнили спортивными мероприятиями. Отдельно выдели подпрограмму
«Природа и мы», которая в проекте ОЭР была интегрирована во все подпрограммы.
Также посчитали необходимым разработать подпрограмму «Гражданин и патриот», так
как воспитание у учащихся ответственности неотделимо от воспитания гражданственности
и экологического патриотизма.
Система мероприятий
по заявленным направлениям рассматривалась нами как путь развития личной
ответственности учащихся. В приложе-
нии 3 представлены ориентиры для развития личной ответственности. В этом же
разделе приведём примеры мероприятий и содержание подпрограмм, которые были дополнительно
разработаны в ходе реализации ОЭР.
Подпрограмма
«Гражданин и патриот» была направлена на решение следующих задач: воспитание
гражданина России, ответственного и гордящегося своим краем, формирование
специальных знаний: юридических, психологических, экономических.
Ориентирами (за
что быть ответственным?) для воспитания личной ответственности стали:
Для учащихся
начальной школы:
- за соблюдение
элементарных норм поведения;
- за содействие благу
окружающих людей в виде простых добрых дел;
- за умение сопереживать
событиям в стране;
- за проявление
заботы о мемориальном комплексе, находящемся рядом со школой;
- за толерантное и
правдивое поведение.
Для средних
классов:
- за выполнение
социальных норм;
- за умение
отстаивать свою позицию в коллективе;
- за умение
сопереживать событиям в стране, в мире;
- за активное участие
в труде на благо своей школе и своего микрорайона;
- за знание истории
родного края, его культуры и быта;
- за бережное
отношение к традициям народа и общечеловеческим ценностям.
Для старших классов:
- за умение
выстраивать перспективы своей жизни в тесной связи с жизнью и делами Отечества;
- за знание истории
Родины;
- за умение
осмысливать происходящее в стране, за осознание исторических процессов;
- за развитие
гражданско-правовых ценностей;
- за умение отстаивать
свои права, участвовать в создании и деятельности общественных организаций;
- за развитие
толерантности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- за знание
основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой
системы государства;
- за способность
анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации.
В рамках этой
подпрограммы были проведены следующие мероприятия:
–
встречи
с участниками войны и боевых действий в Афганистане, Чечне;
–
встреча
с представителями районной, городской Администрации и депутатами Городской
думы;
–
встреча
с представителями правоохранительных органов;
–
митинг
«Никто не забыт и ничто не забыто»;
–
час
общения «Мой фамильный герб»;
–
праздник
«Я – Гражданин России»;
–
месячник
по военно-патриотическому воспитанию;
–
месячник
правовых знаний.
Подпрограмма
«Здоровье и спорт»
ставила следующие задачи: формирование здорового образа жизни, рациональной
организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения
к вредным привычкам, обеспечение гармоничного физического и духовного развития.
Решению выдвинутых задач способствовали следующие мероприятия:
–
цикл
бесед «Если хочешь быть здоров»;
–
лекции
и беседы студентов-валеологов ЗабГПУ;
–
лекции
и беседы врачей «Центра СПИД»;
–
уроки
«Правильного питания»;
–
тематические
классные часы;
–
конкурсы
рисунков, пропагандирующие здоровый образ жизни;
–
общешкольный
День здоровья;
–
научно-практические
конференции;
–
тематические
родительские собрания;
–
анкетирование
учащихся и родителей;
–
работа
группы закаливания;
–
спортивные
соревнования;
–
зимние
семейные олимпийские игры «Папа, мама и я – спортивная семья»;
–
экскурсии
и походы;
–
подвижные
игры на воздухе.
Реализация подпрограммы
«Учение» была направлена на развитие у учащихся
интеллектуального потенциала и познавательного интереса к миру. Традиционными в
воспитательной системе стали:
–
праздник
в начальной школе «Прощание с азбукой»;
–
День
самоуправления;
–
праздник
«Сто дней до выпуска»;
–
предметные
недели;
–
участие
в школьных, городских и областных олимпиадах и конкурсах.
Реализация подпрограмм «Досуг» и
«Творчество» содействовали развитию у учащихся нравственности и творческих
способностей в разнообразной творческой деятельности через организацию следующих
мероприятий:
–
тематические
выставки рисунков и плакатов;
–
выставки
детского технического творчества;
–
выступления
хора и вокальной группы «Росинка»;
–
КВНы;
–
уроки
мировой художественной культуры;
–
праздник
песни и строя;
–
посещения
драматического и кукольного театров, кинотеатров;
–
тематические
вечера и дискотеки;
–
фестиваль
детского творчества «Дом, в котором мы живём».
Подпрограмма
«Общение» ставила
целью воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и культа семьи как одной
из этих ценностей и включала следующие мероприятия:
– социально-психологические,
психолого-экологические тренинги;
– игры и практикумы
«Умей себя вести», «Человек среди людей», «Кто я? Знаю ли я себя?»;
– месячник
«Милосердие»;
– разведка полезных
дел;
– конкурс сочинений
«Если бы я был волшебником»;
– общешкольные
операции «Забота», «Уют».
Задачи
подпрограммы «Природа и мы»: воспитание гуманной, социально-активной
личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно
относиться к ним.
За что быть
ответственным?
Для учащихся
младших классов:
- за усвоение и
выполнение элементарных норм поведения в природе;
- за заботу к
животным и растениям;
- за бережное
отношение к природе;
- за умение
воспринимать красоту природы;
- за умение наблюдать
явления природы.
Для учащихся
средних классов:
- за развитие
познавательного интереса к природе;
- за выработку умений
и навыков по исследованию экологической обстановки школы и микрорайона;
- за овладение
экологичным поведением в быту и природе;
- за осмысление
проблем социоприродного окружения школы;
- за
самостоятельность в организации чистоты и порядка в социоприродном окружении
школы.
Для учащихся
старших классов:
- за осмысление
глобальных экологических проблем и своей роли в их разрешении;
- за организацию
созидательной экологической деятельности в детско-юношеском Сообществе «Исток»;
- за умение воспринимать,
беречь, создавать красоту природы.
Мероприятия,
направленные на развитие личной ответственности учащихся:
- лекции, беседы по
правилам поведения в лесу;
- изготовление
кормушек;
- праздник птиц;
- экологический
лагерь «Солнышко»;
- постановка опытов
на пришкольном участке;
- озеленение школы;
- экологический
марафон;
- экологический
десант «Сохраним жизнь Кенона»;
- экскурсия на
«Алханай».
Основной смысл
экологических воспитательных дел – конкретная природоохранная деятельность.
Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека
– земля, вода, воздух, животные, растения.
Одной из форм
деятельности, в которой реализуется экологическое воспитание, стал
экологический марафон. План этого мероприятия разработал и реализовывал Совет
друзей природы. Этот Совет – одно из звеньев структуры детско-юношеского
Сообщества «Исток» (приложение 7). В экологическом марафоне каждое дело
предполагает освоение учащимися определённого «маршрута», имеющего старт в
начале учебного года и финал – в его конце. Экологический марафон представляет
собой комплекс практических дел, направленных на улучшение экологической
ситуации в социоприродном окружении школы.
Одним из
традиционных дел в воспитательной системе школы стало проведение осеннего и
весеннего экологического десанта «Сохраним жизнь Кенона». Дети, их родители и
учителя являются союзниками и активными участниками десанта, число которых не
уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Они все вместе приводят в порядок,
подобно Маленькому Принцу, свой кусочек Земли. И для детей это не просто уборка
мусора, а творческие уроки общения с природой, не лишённые элементов игры,
таких как деление участников трудового десанта на команды, подготовка девизов и
рисунков и т.п.
Традиционно в
школе проводится День птиц, время которого приурочено к началу прилёта птиц. На
празднике подводится итог природоохранной работы за год (пропаганда
экологических знаний, изготовление кормушек и подкормка птиц учащимися
начальной школы, конкурсы природоохранных рисунков и др.). Популярными для
школьников стали экологические игры «Знатоки природы», «Тропинки Берендея»,
«Робинзонада». Эти мероприятия основаны на развёртывании игровой деятельности
учеников, которая стимулируют высокий уровень мотивации, интереса и
эмоциональной включённости. День земли – это ещё один традиционный общешкольный
праздник в честь нашей планеты. И самым лучшим подарком для земли может быть
только забота о ней.
В системе работы
по экологическому воспитанию особое место занимают экскурсии: посещение
краеведческого и других музеев г. Читы, поездки в национальный парк «Алханай»,
путешествие по Ивано-Арахлейской системе озёр и др. Во время проведения
экскурсий в мир природы часто организуются конкурсы.
В школе работает
пресс-центр, который выпускает газету «Вот так и живём», где есть рубрика «Экологический
вестник». Наш Министр по связям с общественностью (это должность в детском
детско-юношеском Сообществе «Исток») Андрей Латынцев – ученик 10 класса, очень
часто печатает статьи на экологическую тематику в нашей школьной газете и в городской
газете «Эффект», также является ведущим детской передачи на Читинском радио.
Таким образом,
анализ ОЭР показал, что для воспитания экологической культуры учащихся необходимо
организовывать целенаправленную работу в воспитательной системе школы.