Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.2 Реализация Стандарта на уроках химии

 

Г.М. Суханова

 

В школе организована система работы по экологизации химии, несколько лет ведётся факультатив по авторской программе «Экология и химия», проводятся исследовательские работы по изучению экологического состояния озера Кенон и его окрестностей.

В таблице 3 приведены примеры, характеризующие формы и методы организации деятельности учащихся при интеграции Стандарта в уроки химии в 10 классе.

 

Таблица 3. Реализация Стандарта на уроках химии в 10 классе

 

п/п

Содержание

Организация

деятельности учащихся

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

1

2

3

4

1

Природные источники углеводородов

Запасы угля, коксохимическое производство.

Сжигание угля, газа. Загрязнение атмосферы при сжигании топлива, образование смога, кислотные дожди.

Автомобильный транспорт как загрязнитель окружающей среды. Предотвращение загрязнений атмосферы, воды и почвы.

Проект нефтепровода: плюсы и минусы.

Понятие о ПДК

Добыча угля карьерным способом.

Подготовка статей, рефератов, докладов к школьной конференции.

Урок-конференция «Автомобильный транспорт как загрязнитель окружающей среды».

Практическая работа «Исследование почвы на определение свинцового загрязнения».

Практическая работа «Имитация кислотных дождей» (Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова «Практикум по химии для классов гуманитарного профиля»: 10 кл. С. 15-16).

Социальный опрос жителей по теме: «Ваше отношение к прокладке нефтепровода».

Подбор статей в периодической печати о прокладке нефтепровода по Читинской области.

 

1

2

3

4

 

 

 

Разработка предложений учащимися по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2

Углеводороды. Их источники в окружающей среде. Изменение климата, разрушение озонового слоя. Антропогенное загрязнение атмосферы (промышленные предприятия, электростанции, автотранспорт). Понятие о канцерогенах и ПДК.

Загрязнение почв пестицидами.

Проблема утилизации радиоактивных, химических, бытовых отходов.

Экологически обоснованные технологии.

Замкнутые производственные циклы. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии.

Роль экологического образования, экологизация науки

Основные факторы загрязнения водной и воздушной среды. Загрязняющие вещества: бенз(а)пирен. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами. Использование ядохимикатов как причина изменения численности животных Читинской области; вред здоровью человека. Свалки в окрестностях населённых пунктов, загрязнение территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Фреоны, полиэтилен и их воздействие на окружающую среду. Альтернативная энергетика в Забайкалье. Система очистки. Методы мониторинга. Общественное мнение как фактор формирования экологической политики. Роль образования в развитии экологической культуры населения Читинской области.

Подготовка рефератов о факторах загрязнения окружающей среды: об использовании ядохимикатов, фреонов, проблема утилизации ТБО и др.

Сочинение-эссе «Если бы я был главным экологом...»

Практические работы по

получению и изучению свойств углеводородов. Практическая работа «Продукты горения органических веществ», «Сравнение теплового эффекта сгорания веществ».

3

Кислородосодержащие соединения.

Получение спиртов, их использование, алкоголь – социальное зло.

Многоатомные спирты – антифризы – в пищевой и космической промышленности. Фенол, формальдегид, их влияние на окружающую среду. Карбоновые кислоты, гербициды и их воздействие на экосистемы. СМС (синтетические моющие вещества), их воз-

Пути предотвращения загрязнения окружающей среды в Читинской области. Мутагены в окружающей среде.

 

 

 

Лабораторная работа по изучению свойств спиртов, выяснение их энергетической ценности как топлива. Подборка материалов из периодической печати по теме: алкоголь – социальное зло.

Воздействие альдегидов на живые клетки; формальдегид как загрязнитель.

Доклады о гербицидах, о СМС, воздействие их на окружающую среду. Экскурсия на станцию защиты растений.

Растворители, их применение и техника безопасности. Составление генеалогического дерева с целью выяснения наследственных заболеваний. Вредные привычки – алкоголь, курение. Сообщения учащихся

1

2

3

4

 

действие на водный режим и организм человека.

Сложные эфиры как растворители.

Белки – как высокомолекулярные вещества, денатурация. Витамины, гормоны, лекарства. Вред самолечения.

Наркотические вещества.

 

о мутагенах в окружающей среде, болезнях, связанных с гормональными нарушениями, антибиотиках и их роли, вреде наркотиков.

 

На уроках химии в 10 и 11 классах с целью выявления отношения учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды было проведено сочинение-эссе «Если бы я был главным экологом?» (сентябрь, май 2003 и 2004 гг.). Сочинение учащиеся писали на уроке без предварительной подготовки. Совместно с психологом был проведён количественный и качественный сравнительный анализ полученных результатов. Были отобраны наиболее характерные предложения учащихся, частота встречаемости этих предложений была выражена в процентном отношении.

Предложенные учащимися меры по улучшению экологического состояния города были разделены на категории: повторяющиеся (в 2003 и 2004 годах) и новые предложения. Результаты отражены в таблицах 4 и 5.

 

Таблица 4. Предложения учащихся по улучшению экологического

состояния города

 

Повторяющиеся предложения

% учащихся

2003 год

2004 год

1.  Установка фильтров на предприятиях.

46

77

2.  Создание очистных сооружений

23

69

3.  Посадка леса, создание парков

38

65

4.  Запрет вырубки лесов.

31

62

5.  Создание общественных экологических организаций, привлечение СМИ, экологическая пропаганда.

15

46

6.  Создание и внедрение безотходных технологий.

23

38

7.  Уменьшение выброса СО2 в атмосферу с целью снижения количества «парниковых газов» в атмосфере.

7

38

8.  Установка фильтров на выхлопные трубы автомобилей.

1

38

9.  Запрет на ввоз ядерных отходов.

7

23

10.    Рациональное использование природных ресурсов

7

15

После проведения занятий по химии, в которые были интегрированы региональные экологические знания, при повторном написании сочинения процент учащихся, выдвинувших более компетентные решения экологических проблем, стал намного больше. В своих ответах школьники показали более высокий уровень осведомлённости по химии, чаще использовали химическую терминологию, в 11 классе есть более продуманные предложения. Таким образом, увеличилось количество учащихся, показавших знание локальных экологических проблем, умение предложить пути их решения с учётом конкретном обстановки и осознающих необходимость проведения таких мероприятий в г. Чите.

 

Таблица 5. Предложения учащихся по улучшению экологического

состояния города

 

Новые предложения

% уч-хся

2004 г.

1.  Улучшение качества бензина.

38

2.  Создание большего количества заповедников, национальных парков.

38

3.  Введение контроля за загрязнением окружающей среды.

30

4.  Создание заводов по переработке мусора.

23

5.  Проведение экологической реформы.

23

6.  Запрет использования аэрозолей, содержащих фреоны и другие вещества, разрушающие озоновый слой

23

7.  Обязать заводы, предприятия вносить взносы за охрану окружающей среды.

23

8.  Более широкое применение в быту и на производстве химических, синтезированных материалов взамен древесины.

23

9.  Проведение благотворительных акций, субботников, обязательных для каждого предприятия (не реже 3-х раз в год).

23

10.       Закрытие целлюлозно-бумажного комбината в окрестностях озера Байкал.

23

11.       Организация и проведение международных конференций по охране окружающей среды, учёт опыта зарубежных стран.

15

12.       Увеличение налогов с транспортников.

15

13.       Запретить содержание животных в зоопарках.

15

 

Анализ новых предложений показал, что в них содержатся более обоснованные меры по охране природы, при их формулировке учащиеся привлекли знания из других дисциплин и областей (экономики, права, политики). Каждый высказал своё личное мнение, изучаемая проблема стала более близкой учащимся

Считаем, что уроки химии, решение экологических проблемных ситуаций сыграли важную роль в выборе профессии некоторых учащихся. Также уроки химии внесли свой вклад в повышении уровня экологической культуры учащихся, что было подтверждено педагогическим мониторингом, организованным в школе в период эксперимента.

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011