3.2.3 Ценностно-смысловые аспекты
воспитания экологической
культуры при интеграции Стандарта в уроки географии
Н.А. Жеребцова
В Региональном
образовательном стандарте по экологии представлена «Модель выпускника средней
школы с высоким уровнем экологической культуры». В практике нашей школы эта
модель стала идеологическим ориентиром в организации экологического
образования. На уроках географии особое внимание нами было уделено воспитанию
ценностно-смысловой составляющей экологической культуры выпускника, была пересмотрена
программа инвариантной части (для учащихся 6 классов) и внесены коррективы. На
практике мы старались достичь следующей цели: развитие личности с активной
жизненной позицией, грамотной в вопросах, касающихся состояния окружающей
среды, как на глобальном, так и на региональном уровнях, готовой к экологически
целесообразной деятельности. В таблице 6 отражены формы и методы организации
деятельности учащихся 6 класса при интеграции Стандарта в уроки географии.
Таблица 6. Реализация Стандарта на уроках географии в 6 классе
Тема
урока
|
Содержание
|
Организация
деятельности учащихся
|
Федеральный
компонент
|
Региональный
компонент
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. План местности
|
Ориентация на
местности, съёмка местности.
|
Ориентирование на
местности, определение направлений и азимутов на географические объекты,
относительная высота склона берега озера Кенон.
|
Практические
работы на местности № 1, № 2, № 3:
№ 1 –
ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам, определение
своего местоположения относительно озера Кенон, хребтов Яблоневый и Черского,
определение азимутов на отдельно стоящие объекты;
№ 2 – описание
характера берегов озера Кенон, органического мира, горных пород, опре-
деление относительной высоты и крутизны
склона берега озера Кенон вблизи школы;
№ 3 – составление
плана участка берега озера Кенон (глазомерная съёмка).
|
2. Географическая карта.
|
Географические
координаты, изображение высот на физической карте.
|
Географические координаты
г. Читы, преобладающая максимальная и минимальная высоты территории области.
|
Знакомство с
Атласом Читинской области и АБАО. Определение по физической карте России
географических координат г. Читы, нанесение города на контурную карту;
определение с помощью физической карты Читинской области преобладающей
максимальной и минимальной высот, определение высоты г. Читы, общего направления
понижения территории области.
|
3. Земная кора.
|
Породы, слагающие
земную кору, движения земной коры, вулканы.
|
Основные виды
топливных и рудных полезных ископаемых, понятия «открытая» и «подземная»
добыча, отрицательное воздействие горных работ на окружающую среду, сейсмичность
территории, потухшие вулканы области.
|
Высказывание
своей позиции по вопросу: Почему область, обладающая богатой базой полезных
ископаемых, относится к слаборазвитому региону по качеству жизни?
Нанесение
на контурную карту области Удоканского месторождения меди, Харанорского
буроугольного бассейна и Балейского месторождения золота.
Практическая
работа: рассмотрение и описание горных пород из предложенной
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
коллекции
(выполняется всеми учащимися).
Выполнение
заданий:
1) Подумать, как
изменяется облик земной поверхности после добычи полезных ископаемых.
Привести примеры;
2) Можно ли
уменьшить количество используемых человеком полезных ископаемых? Каким
образом?
3) Придумать
сказку о дальнейшей судьбе одного из полезных ископаемых, извлечённого из
земных недр территории нашей области.
4. Подготовка
сообщений, определение по карте атласа «Неотектоническое районирование»
сейсмичности районов области, объяснение последствий землетрясений и действий
человека в этих условиях.
|
4.
Рельеф земной поверхности.
|
Горы и равнины
суши, их высота, изменение рельефа.
|
Горы области,
сопки, высота гор, размещение гор и равнин по территории области, изменение
рельефа в результате деятельности природных факторов и человека,
антропогенные ландшафты.
|
Подготовка
сообщений, выполнение заданий.
Кто назовет
больше хребтов Читинской области, а затем, пользуясь физической картой в
атласе Читинской области, расположит их в порядке увеличения высоты;
определение по карте высочайшей точки области, нанесение её и хребта Кодар на
контурную карту; приведение примеров изменения рельефа области в результате
хозяйственной деятельности человека.
|
5.
Мировой океан.
|
Мировой океан и
его части.
|
Положение области
относительно океанов.
|
Определение
положения области относительно океанов. Фантастический проект: «Читинская
область – часть морского побережья». Как такое положение отразилось бы на
природе, жизни и деятельности населения? Подведение итогов по вопросу: «Что
же мы имеем?»
|
6. Воды суши.
|
Подземные воды,
реки, озера, ледники, искусственные водоёмы.
|
Подземные воды,
реки, озёра, ледники, искусственные водоёмы Читинской области, наводнения,
|
Подготовка
сообщений, нанесение на контурную карту рек Ингоды, Амура, Витима, Онона,
озёр Арахлея, Кенона. Вычерчивание схемы «Источники загряз-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
охрана вод в Восточном
Забайкалье.
|
нения поверхностных и подземных вод»,
разработка проекта: «Озеро Кенон – в наследство будущей России».
|
7.Атмосфера.
|
Атмосферное
давление, температура воздуха, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.
|
Температура воздуха
и её изменение на территории области, область высокого атмосферного давления,
местные ветры, распределение осадков на территории, погода и климат Читинской
области.
|
Практические
работы по результатам заполнения календаря погоды; вычерчивание суточного и
месячного хода температуры воздуха, розы ветров, диаграммы «Типы погоды за месяц»,
описание погоды в г. Чите за один из дней месяца, климата нашей области, выявление
факторов, определяющих его резкую континентальность.
|
8. Природные
|
Распространение
организмов, их воздействие
|
Природные комплексы
области, воздействие человека на
|
Подготовка
учащимися сообщений, экскурсия на берег озера Кенон, описание его природного
|
комплексы
области
|
на земные оболочки, природные комплексы,
влияние на них человека.
|
живую природу.
|
комплекса, выявление воздействия на него
человека, предложение своих мер борьбы с негативными последствиями этого воздействия.
|
9.
Население земли.
|
Численность,
расовый состав, населённые пункты.
|
Численность, расовый
состав населения области и г. Читы.
|
Описание по
собственным наблюдениям внешних признаков европеоидной и монголоидной рас,
высказывание своих точек зрения относительно учения «О неполноценности рас».
Характеристика народов Читинской области и причин их мирного существования,
заполнение учащимися и родителями анкет «Мой город», их обсуждение, выявление
главных проблем нашего города и предложение своих путей решения.
|
Практика
показала, что введение Регионального образовательного стандарта по экологии в
уроки географии, помогает воспитывать у учащихся чувство любви к своей «малой»
родине.
|