Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.3 Ценностно-смысловые аспекты воспитания экологической
культуры при интеграции Стандарта в уроки географии

 

Н.А. Жеребцова

 

В Региональном образовательном стандарте по экологии представлена «Модель выпускника средней школы с высоким уровнем экологической культуры». В практике нашей школы эта модель стала идеологическим ориентиром в организации экологического образования. На уроках географии особое внимание нами было уделено воспитанию ценностно-смысловой составляющей экологической культуры выпускника, была пересмотрена программа инвариантной части (для учащихся 6 классов) и внесены коррективы. На практике мы старались достичь следующей цели: развитие личности с активной жизненной позицией, грамотной в вопросах, касающихся состояния окружающей среды, как на глобальном, так и на региональном уровнях, готовой к экологически целесообразной деятельности. В таблице 6 отражены формы и методы организации деятельности учащихся 6 класса при интеграции Стандарта в уроки географии.

 

 

 

 

Таблица 6. Реализация Стандарта на уроках географии в 6 классе

Тема

урока

Содержание

Организация деятельности учащихся

Федеральный компонент

Региональный
компонент

1

2

3

4

1. План местности

Ориентация на местности, съёмка местности.

Ориентирование на местности, определение направлений и азимутов на географические объекты, относительная высота склона берега озера Кенон.

Практические работы на местности № 1, № 2, № 3:

№ 1 – ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам, определение своего местоположения относительно озера Кенон, хребтов Яблоневый и Черского, определение азимутов на отдельно стоящие объекты;

№ 2 – описание характера берегов озера Кенон, органического мира, горных пород, опре-

деление относительной высоты и крутизны склона берега озера Кенон вблизи школы;

№ 3 – составление плана участка берега озера Кенон (глазомерная съёмка).

2. Географическая карта.

Географические координаты, изображение высот на физической карте.

Географические координаты г. Читы, преобладающая максимальная и минимальная высоты территории области.

Знакомство с Атласом Читинской области и АБАО. Определение по физической карте России географических координат г. Читы, нанесение города на контурную карту; определение с помощью физической карты Читинской области преобладающей максимальной и минимальной высот, определение высоты г. Читы, общего направления понижения территории области.

3. Земная кора.

Породы, слагающие земную кору, движения земной коры, вулканы.

Основные виды топливных и рудных полезных ископаемых, понятия «открытая» и «подземная» добыча, отрицательное воздействие горных работ на окружающую среду, сейсмичность территории, потухшие вулканы области.

Высказывание своей позиции по вопросу: Почему область, обладающая богатой базой полезных ископаемых, относится к слаборазвитому региону по качеству жизни?

Нанесение на контурную карту области Удоканского месторождения меди, Харанорского буроугольного бассейна и Балейского месторождения золота.

Практическая работа: рассмотрение и описание горных пород из предложенной

1

2

3

4

 

 

 

коллекции (выполняется всеми учащимися).

Выполнение заданий:

1) Подумать, как изменяется облик земной поверхности после добычи полезных ископаемых. Привести примеры;

2) Можно ли уменьшить количество используемых человеком полезных ископаемых? Каким образом?

3) Придумать сказку о дальнейшей судьбе одного из полезных ископаемых, извлечённого из земных недр территории нашей области.

4. Подготовка сообщений, определение по карте атласа «Неотектоническое районирование» сейсмичности районов области, объяснение последствий землетрясений и действий человека в этих условиях.

4. Рельеф земной поверхности.

Горы и равнины суши, их высота, изменение рельефа.

Горы области, сопки, высота гор, размещение гор и равнин по территории области, изменение рельефа в результате деятельности природных факторов и человека, антропогенные ландшафты.

Подготовка сообщений, выполнение заданий.

Кто назовет больше хребтов Читинской области, а затем, пользуясь физической картой в атласе Читинской области, расположит их в порядке увеличения высоты; определение по карте высочайшей точки области, нанесение её и хребта Кодар на контурную карту; приведение примеров изменения рельефа области в результате хозяйственной деятельности человека.

5. Мировой океан.

Мировой океан и его части.

Положение области относительно океанов.

Определение положения области относительно океанов. Фантастический проект: «Читинская область – часть морского побережья». Как такое положение отразилось бы на природе, жизни и деятельности населения? Подведение итогов по вопросу: «Что же мы имеем?»

6. Воды суши.

Подземные воды, реки, озера, ледники, искусственные водоёмы.

Подземные воды, реки, озёра, ледники, искусственные водоёмы Читинской области, наводнения,

Подготовка сообщений, нанесение на контурную карту рек Ингоды, Амура, Витима, Онона, озёр Арахлея, Кенона. Вычерчивание схемы «Источники загряз-

1

2

3

4

 

 

охрана вод в Восточном Забайкалье.

нения поверхностных и подземных вод», разработка проекта: «Озеро Кенон – в наследство будущей России».

7.Атмосфера.

Атмосферное давление, температура воздуха, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Температура воздуха и её изменение на территории области, область высокого атмосферного давления, местные ветры, распределение осадков на территории, погода и климат Читинской области.

Практические работы по результатам заполнения календаря погоды; вычерчивание суточного и месячного хода температуры воздуха, розы ветров, диаграммы «Типы погоды за месяц», описание погоды в г. Чите за один из дней месяца, климата нашей области, выявление факторов, определяющих его резкую континентальность.

8. Природные

 

Распространение организмов, их воздействие

Природные комплексы области, воздействие человека на

Подготовка учащимися сообщений, экскурсия на берег озера Кенон, описание его природного

комплексы области

на земные оболочки, природные комплексы, влияние на них человека.

живую природу.

комплекса, выявление воздействия на него человека, предложение своих мер борьбы с негативными последствиями этого воздействия.

9. Население земли.

Численность, расовый состав, населённые пункты.

Численность, расовый состав населения области и г. Читы.

Описание по собственным наблюдениям внешних признаков европеоидной и монголоидной рас, высказывание своих точек зрения относительно учения «О неполноценности рас». Характеристика народов Читинской области и причин их мирного существования, заполнение учащимися и родителями анкет «Мой город», их обсуждение, выявление главных проблем нашего города и предложение своих путей решения.

 

Практика показала, что введение Регионального образовательного стандарта по экологии в уроки географии, помогает воспитывать у учащихся чувство любви к своей «малой» родине.

 

 

 

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011