3.2.4 Ценностно-смысловые аспекты
воспитания экологической
культуры учащихся при изучении литературы в
5 классе
С.К. Толстихина
Тема «Человек и
природа» плотно легла в основу программы школьного литературного образования. С
мыслями о природе русская литература связывала представления об естественности
человеческого сосуществования и истоках нравственности. Гармония социального и
природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства. Такой подход
к прочтению произведений, предложенных программой, позволяет говорить о системе
в работе учителя-словесника. Актуализация темы «Человек и природа» при изучении
литературы в 5 классе нами рассматривается как одно из средств развития
экологической культуры учащихся.
Таблица 7. Система
изучения литературы в 5 классе
(по программе Т.Ф.
Курдюмовой)
Произведения по
программе
|
Тема, идея,
указанные в программе
|
Акцент, сделанный
учителем при изучении
|
1
|
2
|
3
|
1 группа
произведений.
Произведения, посвящённые любви к «братьям нашим меньшим». Идея:
превосходство над природой невозможно; превосходство человека над природой
приводит к очерствению души и дисгармонии.
|
Г.Х. Андерсен
Сказка «Соловей»
|
Призыв любить
живую природу.
|
Отход человека от
единства с миром природы грозит нравственной и физической гибелью.
Природа
беззащитна, доверчива, не помнит зла.
|
И.С. Тургенев
Рассказ «Муму»
|
Любовь Герасима
ко всему живому.
Возвращение в
деревню как нравственная победа героя.
|
Характеристика
образа Герасима: могучий, сильный, но немой. Герасим красив в чувствах и поступках,
в чувстве свободного единения с миром.
|
К.Г. Паустовский.
Сказка «Тёплый
хлеб»
|
Победа добра над
эгоистическими чувствами мальчика.
|
Призыв быть
добрыми, совестливыми, не обидеть безответное животное, уметь повиниться,
осознав свою вину.
|
А.П. Платонов
Сказка «Волшебное
кольцо»
|
Доброта как
лучшее человеческое качество.
|
Утверждение
доброты как лучшего человеческого качества. Бескорыстие как основа доброты.
|
1
|
2
|
3
|
Д.С. Мережковский
«Природа»,
«Мать», «Что шепчет парк»
|
Любовь к природе
в век техники.
Утверждение силы
и красоты материнского чувства.
|
Утверждение силы
и красоты материнского чувства у всего живого.
Гибель природы –
гибель человечества.
Призыв сохранить,
пожалеть, защитить.
|
И. Северянин
«В парке плакала
девочка...»
|
«Незатейливое»
стихотворение с простым сюжетом ставит проблему экологии.
|
Призыв быть
сострадательным, добрым.
|
В.И. Белов
«Скворцы»
|
Идея доброты и
любви к «братьям нашим меньшим» как основа нравственности, закладываемой с детства.
|
Тема дома как
составная часть темы «Человек и природа».
Идея: забота друг
о друге – показатель доброты и любви. (Семья Павлуни – семья скворцов).
|
|
|
|
|
|
Итак, в 1 группе
произведений названы вечные темы русской литературы: тема любви, совести, сострадания
и милосердия, тема дома. Определён нравственный выбор: человек и природа –
единое целое.
2 группа
произведений
– произведения, раскрывающие мир родной природы, её поэтические картины, любовь
к ней.
Идея: природа – это
категория прекрасного, учись видеть прекрасное в обыденном, понимать и любить.
И.А. Бунин.
Психологическая лирика: «Детство», «Сказка». Поэт рисует мир природы, светлый и
добрый, в гармонии с душевным состоянием лирического героя.
С.А. Есенин.
«Берёза», «Нивы сжаты», «Топи и болота...». Тема любви и нежности как к замечательным
по красоте, так и к обыденным, невзрачным картинам природы. Идея – чувство
искреннего, невзыскательного отношения к природе.
М.М. Пришвин.
«Времена года». Тема любви к родной природе. Идея – защити!
И.С. Шмелёв.
«Мартовская капель». Гармония света и жизни, дома и детства. Идея – постижение
своего внутреннего «Я», самооткрытие.
Итак, во 2 группе
предложены разные по жанру произведения, рисующие картины родной природы и мира
детства. Они помогают пятиклассникам в создании образа родной земли, рождении
чувства единения, неразрывной связи человека с миром, чувства эмоциональной
близости.
3 группа
произведений
– произведения, раскрывающие конкретные отношения человека с природой. Тема –
борьба за жизнь человека, оставшегося наедине с природой. Идея: надо изучать и
знать законы природы, уметь быть самостоятельным в поступках, физически
выносливым, уметь выживать в экстремальных условиях. Человек не должен бояться
природы, а должен знать её законы.
Список литературы
для внеклассного чтения
1 группа
произведений: Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
2 группа произведений:
К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»
3 группа
произведений: Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Методические разработки уроков
1. И. Северянин «В
парке плакала девочка...»
Тема урока: Что значит
быть сострадательным?
Задачи: формировать
навыки выразительного чтения стихотворения и навыки анализа художественного
образа; развивать культуру речи; воспитывать чувство милосердия и доброты.
1. Лексическая
работа
Сострадание –
понять страдания другого.
Милосердие –
проявить сердечность, прийти на помощь.
Потрясение – состояние
глубокого волнения, переживания.
Проблема –
трудноразрешимый вопрос.
2. Чтение наизусть
стихотворения.
3. Беседа.
- Почему девочка
плакала?
- Она жалела
ласточку, у которой была переломана лапочка. Ей были понятны страдания птицы.
- Девочка сочувствует
ласточке. Это выражено не только в поступке, но и в речи. Докажите.
- Эпитет «бедную»
(птицу) свидетельствует о жалости девочки. Она хочет помочь ей: «В платочек
(уменьшительно-ласкательный суффикс) укутаю». Она обращается за поддержкой в
сочувствии к старшему: «Посмотрите-ка, папочка!» (обращение).
- Почему отец был
потрясён этим поступком дочери?
- Он знал её
беззаботной, шаловливой и капризной. В дочери в эту минуту он открыл новое –
доброту, умение прийти на помощь другому.
- Почему отец
простил «все грядущее и капризы и шалости» своей дочке?
- Девочка очень
добрая, сострадательная. Это главное человеческое качество.
4. Рассказы детей о
пережитых, увиденных и прочитанных случаях сострадательного отношения к
животным.
5. Устное
рассуждение на тему: что значит быть милосердным, сострадательным?
6. Выразительное
чтение стихотворения учителем.
7. Домашнее
задание: выучить наизусть стихотворение.
II. Д.С. Мережковский
«Что шепчет парк».
Тема урока: Трагедия парка.
Задачи урока: формировать понятие
о художественном образе, об образе лирического героя; умение определять тему и
идею произведения; развивать навыки выразительного чтения и навыки устного
рисования.
1. Лексическая
работа.
- Трагедия (найти
слово из краткого словаря литературоведческих терминов, с. 222). В основе трагедии
лежат непримиримые жизненные конфликты, которые могут повлечь катастрофические
последствия, даже гибель героя.
- Повторение: тема,
идея, художественный образ (картины жизни, нарисованные писателем, поэтом,
проникнутые его чувствами). Образ лирического героя в стихотворении.
2. Выразительное
чтение стихотворения наизусть и выяснение впечатлений учащихся.
3. Устное
рисование.
1) Нарисуйте образ
парка.
Парк внешне редкий,
пни старые и свежие, обломанные ветви. Нет былого шума, нет былой силы. Лишь
шепчет: «Вскоре я не буду... Но я ведь жил – была пора... » Парк страдает от
жёстокости тех, кто раньше его посадил. «Исполин» был, теперь умирает,
погибает. Виновник его гибели – человек. Парк «внимает гул убийцы-топора».
2) Нарисуйте образ
лирического героя.
Лирический герой
умеет понимать природу, он слышит голос – шёпот деревьев. Сострадательный, добрый,
«тоскует душой смертельно», ему плохо от того, что бесцельно уничтожается парк.
Ему трагично больно, значит, он может погибнуть в результате беды – гибели
парка.
4. Пунктуационный
анализ. Объясните многоточие в речи парка.
За первым
многоточием (Вскоре я не буду...) – недосказанность: смерть. За вторым
многоточием (Но я ведь жил – была пора...) – недосказанность: память о своём
величии. Эти многоточия – как тяжёлые вздохи.
5. Беседа. Какова
идея стихотворения?
Сохрани жизнь
(дерева, парка, птички) – сохрани природу, сохрани прекрасное. Пожалей, защити
(дерево, парк, птичку) – защити и себя, своё душевное равновесие, свою жизнь.
Если человек
вступает в конфликт с природой (топор – человек уничтожает парк), наступает
трагедия.
III. И.А. Бунин
«Детство».
Идея стихотворения
– человек счастлив в общении с природой. Стихотворение пронизано светлым
чувством радости: дышать «сладостно», бродить «весело».
IV. В. П. Астафьев.
Рассказ «Васюткино озеро».
Темы уроков: 1.
Рыболовецкая бригада Григория Шадрина.
2. Васютка в лесу.
3. Васютка на озере.
Тема урока: Васютка в лесу
Эпиграф к уроку:
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» (В.П.Астафьев).
Задачи урока: формировать
навыки работы с текстом литературного произведения; обучение созданию
характеристики героя через анализ его поступков; ввести термин «робинзонада»,
повторить понятие «художественный образ»; продолжить знакомство со сквозной
темой «Человек и природа»; развивать навыки диалогической и монологической речи
учащихся; воспитывать чувство преодоления страха в экстремальных ситуациях.
1. Ролевая игра в
заданной ситуации.
1) Роль учеников –
жители посёлка, куда вернулась бригада Григория Шадрина с осенней путины.
Ситуация: встреча – беседа.
Цель: использовать
специальную лексику, показать понимание жизни рыбаков.
- Сколько центнеров
рыбы брали за тоню?
- Как прошла путина?
- Прочна ли была снасть?
- Какое настроение
было у рыбаков?
- Как вели промысел
до путины?
2) Роль учеников –
дедушка Афанасий.
Ситуация: ворчит,
что уловы малы.
Цель: показать
знание текста, использовать разговорную лексику, суметь сымпровизировать, показать
умение понимать художественный образ. «Нету нынче нам фарту. Оскудел батюшко
Енисей» и т.д.
2. Составление
художественного образа мальчика Васютки.
2.1 Беседа.
1) Зачем среди
этого серьёзного народа появился мальчик Васютка?
(Жил с
отцом-матерью. У него было дело: снабжал орехами рыбаков).
2) Какими чертами
характера обладал он? (Трудолюбивый: «Эта работа была ему не в тягость». Любил
лес: «Мальчишке нравилось бродить». Не боялся леса: «Ходит себе по лесу один,
напевает, иногда из ружья пальнёт». Самостоятельный – за орехами ходил по своей
инициативе, без указа, заботился о других, о нём тоже заботились).
2.2 Нарисуйте устно
портрет мальчика в тот момент, когда он выходит в тайгу за кедровыми орехами
(ему тринадцать лет, коренастый, ружьё на плече, патронташ на поясе, мешок с
краюшкой хлеба и со спичками. Готов к встрече с тайгой «мужичок-таёжник»).
3. Контроль
домашнего задания. Рассказы учащихся по рисункам, на которых изображён эпизод,
оказавший наиболее сильное впечатление.
4. Работа с
текстом. В тайге вместе с Васюткой.
Учитель ставит
перед учащимися проблемную ситуацию: мы отправились в тайгу вместе с мальчиком
и заблудились. Постарайтесь понять, почему заблудились и почему всё-таки победили
тайгу.
1) Найдите в
тексте художественный образ тайги. С.129.
«Тайга...Тайга... Без
конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она
казалась огромным тёмным морем...» Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка
и закричал с тоской и отчаяньем: «Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!»
2) Беседа.
- Какой эпитет
подчёркивает, что тайга не помощница в беде мальчику?
- Эпитет: равнодушная.
- Помогут ли
Васютке мамка, папка, дедушка?
- Нет, они не знают, где Васютка.
- Как ему быть?
На что надеяться?
- Васютка остался один на один с суровой
природой, только сам.
Вывод: Он только
сам себе может помочь, если нет – погибнет. В тайге надеяться на случайность
нельзя.
3) Ответ на
вопрос. Почему мальчик заблудился, ведь он не новичок в тайге?
Во-первых, его
охватил азарт в погоне за глухарем. Во-вторых, когда он обнаружил, что не видно
затесей, «страх начал его давить».
Художественный
образ – паутина, в неё попалась крупная муха. И «бьётся, бьётся, жужжит слабеющими
крыльями». Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, попавшей
в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился.
Вывод: безумный
азарт и страх могут погубить человека.
5. Исследование.
Что помогло выстоять и не погибнуть Васютке?
1) Тщательно
готовился к выходу в лес. К ближнему походу – почти как к дальнему: краюха
хлеба, спички, ружьё, патронташ.
2) Хорошо знал
законы тайги и многое умел, чему учили:
- «всякая таёжная
дорога начинается с затесей»;
- «трепет перед
драгоценным припасом» (порох, дробь);
- знал, что
кедровка – птица полезная, разносит семена;
- «почти голая
сторона у ели – север, а где ветвей больше – юг»;
- «перво-наперво
надо развести огонь»;
- «надо запастись
на ночь дровами»;
-
«мешок с остатками еды подвесил на сук», чтобы никто не добрался до харчей;
- место для
ночлега готовит, как настоящий таёжник;
- еду смог
приготовить без посуды и воды;
- сумел добыть
еду;
- трава обычно
растёт вблизи больших водоёмов.
3) Какие качества
характера проявил Васютка в борьбе за своё выживание?
-
Рассудительность.
- Умение пошутить
над собой (разговор с белкой).
- Забота о
родных: «Плачет, поди, мамка».
- Храбрость
(поединок с корнем).
- Настойчивость.
- Сила воли
(«пока хватит терпенья, не трогать хлеб»).
4) Вы были вместе
с Васюткой в тайге. Смогли бы вы без него выжить в таких условиях?
Нет, мы так не
знаем тайги. В лес идём, как на прогулку. Не знаем законов природы. Нет ещё выносливости,
сноровки, знаний.
6. Введение
термина.
Робинзон –
человек, сумевший выжить в условиях вне цивилизации.
Робинзонада –
приключения человека, оставшегося наедине с природой.
7. Вывод. Решение
проблемы. Кто же победит в условиях «равнодушной» природы? (см. эпиграф).
Не хлипкий, а
волевой, сильный, самостоятельный, умеющий многое делать сам, знающий законы
природы.
8. Рекомендация к
внеклассному чтению: Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», М.Е.
Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил».
9. Домашнее задание
(на выбор):
1) Рассказ «Мука
– вперёд наука».
2) Пересказ,
близкий к тексту. С. 136.
3) Сочинение «Моя
робинзонада».