Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
А.В. Филинов, к.п.н., учитель географии и Использование технологии развития критического мышления на уроках региональной экологииТехнология развития критического мышления предложена американскими учеными Ч. Темплом, К. Меридитом и Д. Стиллом. Само понятие кри-тического мышления определяется как разумное рефлексивное мышление, способное помочь осознать собственное «Я», свою деятельность и её результаты. Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание, оценку и выбор. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление не принимающее догм, разбивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Можно говорить о критическом мышлении как о мониторинге мышления и дея-тельности [2]. Главная цель технологии критического мышления – развитие интел-лектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений (способности к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогают учащимся выйти на способность к самообразованию) [2]. Технология развития критического мышления представлена разнообразными приёмами. На уроках по «Региональной экологии» [1] нами был использован прием инсерт. Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы Воган и Эстес, 1986; модификация Меридит и Стилл, 1997.). Приём осуществляется в несколько этапов. 1-й этап. Учащимся предлагается маркировка текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: (√) – «галочкой» помечается то, что им уже известно; (-) – знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; (+) – знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; (?) – «вопросительный» знак ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. 2-й этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом осуществляется в письменном виде. 3-й этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: 4-й этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы [2]. Приём инсерт был применен при изучении следующих тем курса «Региональная экология» в 8 классе «Особенности атмосферных процессов в Забайкалье», «Источники атмосферного загрязнения», «Водные объекты Забайкалья», «Загрязнение воды в Забайкалье», «Почвенная эрозия», «Сохраним Землю чистой». В результате обсуждения содержания параграфов было установлено, что климатические особенности Забайкалья (§3), школьники знают только в общих чертах (причины суровой зимы, влияние погоды на здоровье людей), но особенности слабой способности атмосферы к самоочищению непонятны. Источники атмосферного загрязнения учащимся наиболее понятны. Многие хотели бы больше узнать о радионуклидах (§5). В теме «Водные объекты Забайкалья» (§8) неизвестной для школьников оказалась информация о многообразии происхождения озер, наледей. Содержание темы « Загрязнение воды в Забайкалье» (§10), вызвало наибольшее количество вопросов: школьники затрудняются давать определение видов загрязнения, путают химическое и физическое загрязнение, понятие индекс загрязненности воды (ИЗВ). Новым и интересным для многих стала информация о трансграничных переносах загрязненных вод. Содержательным и интересным является параграф 15 «Почвенная эрозия». В результате его обсуждения возникла дискуссия. Новой для учащихся оказалась информация о промышленной эрозии. Приём инсерт позволил выделить из содержания параграфов учебника информацию, которая интересна, неожиданна и в тоже время непонятна, неясна. В нашем эксперименте оказалось так, что-то, что интересно и стало непонятным. Почему? Думается, что этот вопрос требует дальнейшего изучения. Приведем пример в таблице, которая показывает, что непонятно и неясно в содержании изученных тем (табл.1). Использование приёма технологии инсерт позволило сделать вывод о том, что основная доля затруднений учащихся в курсе «Региональная эколо-гия» связана с изучением понятий. Применение технологии инсерт требует учитывать время урока таким образом, чтобы обсудить содержание всего параграфа и услышать ответы всех учащихся. Для этого необходима тщательная подготовка учителя и знание индивидуальных особенностей школьников. На наш взгляд, наиболее продуктивным будет использование данного приема при изучении первых тем каждого раздела учебника. Преимущества технологии инсерт заключаются в коллективном обсуждении содержания изучаемого материала, где каждый ученик становится участником решения экологических проблем своего региона. 1.Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональ-ная экология: учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского автономного округа. Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с. 2.Муштавинская И.В. Рефлексивные модели обучения. Технология развития критического мышления. – Режим доступа: http//volchki.ru/print:page,1,74-mushtavinskaja-i.v.refleksivnye-modeli.html (7 февраля 2009). |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |