Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Мухамадеева Елена Анатольевна,
МОУ ООШ№5 п. Дарасун, Карымского района


Использование различных форм групповой работы при изучении курса «Региональная экология»


Проанализируем применение групповой работы учащихся при изучении курса «Региональная экология» (авторы В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва), на примере главы «Человек: здоровье и среда обитания». Для изучения данной главы в учебнике предложены четыре параграфа:

- §24. Здоровье и болезнь;

- §25. Здоровье и окружающая среда;

- §26. Инфекционные заболевания;

- §27. Здоровый образ жизни.

На первом уроке «Здоровье и болезнь» даем определение понятиям здоровье, болезнь и определяем факторы, от которых они зависят:

- биологические возможности человека;

- социальная среда – образ жизни;

- природно-климатические условия и степень загрязнения окружающей среды.

Используя метод абстрагирования, мы проследим влияние каждого фактора на здоровье человека применительно к Забайкальскому краю. Так как учащиеся восьмых и девятых классов еще не знакомы с понятиями наследственности (по биологии), то такой фактор как биологические возможности человека, их зависимость от наследственности изучаем в ознакомительном порядке, здесь же говорим об адаптационных возможностях организма к природно-климатическим условиям Забайкалья.

Изучении следующих тем «Здоровье и окружающая среда», «Источники атмосферного загрязнения» предлагаем провести с использованием метода проектов в ходе которого на уроке применяется групповая работа учащихся. Согласно с мнением А.А. Гин, что «ученическая группа давно признана эффективной формой и средством обучения. Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня и в будущем [1].

В основе такой работы - главная ценность – «интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это ни парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие его успех, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

В процессе достижения целей деятельности происходит дифференциация средств ее достижения, т.е. применяются различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Задача учителя, руководителя рассматривается как не насильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для достижения целей [2]. Группа должна быть от двух до двенадцати учеников, хотя верхняя граница весьма условна, но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из четырех человек [2].

При групповой форме работы на уроке:

- класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща;

- задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы не постоянный, он подбирается с учетом учебных возможностей каждого члена группы или может быть группы добровольного состава.

Работу можно организовать по следующим схемам:

- группы получают одно и тоже задание;

- группы получают разные задания;

- группы получают разные, но работающие на один результат задания.

С одной стороны, творческая работа индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой – обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.

Например, на уроке «Здоровье и окружающая среда» группам были даны инструктивные карточки с заданием:


§26. «Инфекционные заболевания» может быть отработан с использованием коллективного способа обучения (КСО). «Сущность коллективного способа обучения: это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (сменных) группах, когда каждый учит каждого» [1].

Использовать этот же способ можно при изучении темы §7 «Очистка воздуха»

Итоговый урок по теме «Здоровый образ жизни» может быть представлен среднесрочными проектами. В ходе урока учащиеся выступают с защитой своих проектов по теме: для кого-то это соблюдение режима дня, для кого-то - занятия спортом, кто-то считает, что достаточно отказаться от вредных привычек, для некоторых это еще и душевный комфорт, другие соотносят с «правильным» питанием (раздельным, сбалансированным и т.д.).

Таким образом, предложенная групповая работа эффективна, так как работает на «успех отдельной личности, который обеспечивает общий успех благодаря совпадению трех основных факторов группового образования: совпадение индивидуальных интересов людей, их близости в пространстве и времени, а также внешних условий, которые рассматриваются как трудности, которые необходимо преодолевать» [1].


Литература

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. 3-е изд., - М.:Вита-Пресс, 2001. – 88с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288с.


Ваша задача не только самим познакомиться с причинами возникновения, признаками, профилактикой предложенных заболеваниями называемыми эндемичными, например, Болезнь Кашина-Бека (другой группе - болезнь Кешана и т.п.), но и донести это до остальных людей. Для чего вам предлагается составить санитарный бюллетень, где вы изложите информацию о заболевании зрелищно, понятно, лаконично, с помощью схем, рисунков и. т. д.

На работу по созданию этих проектов вам 15 минут и на защиту по две-три минуты. Каждая группа оценивает работу по пятибалльной системе, внося записи в специальную карточку, а затем данные подводятся с использованием мнения каждой группы и учителя.


Итоговая таблица для оценивания результатов работы

Приложение 2

Тема: Источники атмосферного загрязнения

На уроке «Очистка воздуха» применили КСО с элементами ролевой игры. Обучающий задачей урока было обеспечение усвоения у учащихся следующих знаний: как контролируется чистота воздуха, как он очищается, как предупреждается загрязнение воздуха в Забайкальском крае.

Из общеучебных умений формировали умение работать с различными типами текстов, планировать свою работу и время, представлять результаты своей работы.

Также ставили задачу воспитывать значимые общечеловеческие ценности, умение работать в группе.

Работая в группе, применили элементы ролевой игры. Для каждого «экипажа» вырезали из картона ракету с номером экипажа, карточка с составом экипажа, где вписан только командир, карточка-задание, учебники. На доске написаны этапы работы и время, отведенное на каждый этап:

1.Формирование «экипажей» – 2 мин.

2. Знакомство с теорией – 5 мин.

3. Работа в группе (передача информации) – 15 мин.

4. Зачет – 5 мин.

5. Выход в «открытый космос» – 10 мин.


Приведу часть конспекта урока.

«Этап 1.Где лучше изучать воздух? Конечно в воздухе. Полетаем. У меня в руках карточки с составом «экипажа»: командир, штурман и два пилота, где назван только командир. сейчас вы получите их. Задача командира - за две минуты набрать себе «экипаж», вписав фамилии в карточки, доложить о готовности. Затем вы занимаете «корабль», номер корабля проставляете в карточку.

Этап 2. Вы получаете карточки - задания для каждого «члена экипажа», в течение пяти минут работаете. Первая строка – название темы, вторая - название пункта, изучение которого поможет вам ответить на предложенные ниже вопросы.

Этап 3. В течение пятнадцати минут каждый из вас познакомит свой «экипаж» с изученной информацией.

Этап 4. Зачет проводит «командир экипажа». Он, собрав карточки с заданиями, задает вопросы по теме, (используя вопросы карточек) всем «членам экипажа». Командир выставляет оценки в карточки (где расписан состав экипажа) в том числе и себе.

Этап 5. Экипаж выдвигает кандидата на выход в «открытый космос». Ведущий задает вопросы по всей теме.

Оценивание: В журнал выставляются оценки, поставленные командиром корабля. Если кто-то не согласен со своей оценкой, выходит в «открытый космос».

Каждая команда получила одну из нижеследующих карточек.


Тема: Очистка воздуха (штурман)

Меры по очистке воздуха.

• Почему возникла угроза здоровью людей. ( Результатом чего она является).

• Какие меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу вы можете назвать?

Кто и как осуществляет контроль источников загрязнения атмосферы в Забайкальском крае?

Тема: Очистка воздуха (капитан)

Технологическое усовершенствование предприятий.

• Назовите два основных направления принимаемых мер по охране воздуха?

• Что такое физические и химические методы очистки воздуха?

• За счет чего в Забайкальском крае уменьшился выброс загрязняющих веществ в атмосферу?

• Для чего рекомендуют строить на котельных высокие трубы?

Тема: Очистка воздуха (пилот)

Технологическое усовершенствование автомобильного транспорта.

• Какие меры по снижению выбросов в атмосферу автомобильным транспортом могут быть приняты на государственном уровне?

Тема: Очистка воздуха (пилот)

Озеленение. Охрана воздуха в помещениях.

• Какую роль играют леса и зеленые насаждения в очистке воздуха, в чем она выражается?

Какие меры рекомендуются и (не рекомендуются) по защите воздуха в помещениях? Почему?

Итак, практика подтвердила, что групповая работа особенно эффективна при решении каких-либо прикладных вопросов или при углубленном изучении, какого -либо частного вопроса курса. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех членов группы. Группы эффективны при решении каких-либо проблем [1].


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011