Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Е.Ю. Суханова, «Организация самостоятельной (творческой) деятельности учащихся при изучении курса «Региональная экология»«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить!». Апробация учебного курса «Региональная экология» на базе МОУ СОШ №1 городского округа ЗАТО п. Горный начата с сентября 2007/2008 учебного года. Основной целью введения этого курса в состав учебных дисциплин стало содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии. Небольшое количество учебного времени (34 часа), отводимое на ведение региональной экологии, предопределило поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания этого предмета. Так появилась идея создания системы самостоятельных работ для обучения в рамках данного курса. В условиях быстро развивающегося научно-технического и социального прогресса невозможно вооружить учащихся знаниями на всю жизнь. Необходимо научить учащихся учиться, самостоятельно овладевать знаниями и умениями. «Образованным» будет считаться не тот человек, который обладает большим «багажом» знаний, а тот, который эти знания самостоятельно сможет приобретать. Вот почему в настоящее время всё более актуальными становятся вопросы формирования и развития познавательной самостоятельности школьников – как фактора, от которого во многом зависит эффективность их (школьников) дальнейшего образования. Одной из наиболее важных задач, которая стоит перед учителем, является обучение умению учиться, грамотно организуя учебные действия учащихся. Учитель должен быть не только информатором, он должен организовать процесс познания, научить ребёнка самостоятельно мыслить, а значит, действовать самостоятельно. Учителю нужно идти рядом с ребёнком, направляя его деятельность. Лишь только тогда будут решаться сверхзадачи педагогического труда: - сохранение физического, психического и нравственного здоровья школьников; - сохранение мотивации к обучению; - формирование комплекса успешного человека, который сможет учиться по принципу: хочу → могу → буду делать. Эти условия только в совокупности позволят достигнуть цели современной образовательной парадигмы – формирования социально-адаптированной личности, успешно вживающейся в социум. Организация, руководство и проведение любого вида самостоятельной работы учащихся – это один из эффективных способов обучения. Положительной стороной такой деятельности школьников является то, что этот процесс объединяет в себя обучение и воспитание (например, развитие познавательного интереса и воспитание экологической культуры). Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли способствовать развитию самостоятельности школьников, задания должны отвечать следующим основным требованиям: - быть направленными на выполнение целей курса, раздела, темы; - быть реально выполнимыми; - охватывать все компоненты знаний; - обеспечивать работу с различными источниками знаний; - побуждать к продуктивному мышлению, к развитию познавательной самостоятельности и интереса к предмету изучения; - выявлять и учитывать способности учащихся; - отражать этапы формирования знаний и умений. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать психологический аспект. Учитель не только определяет объём, тип, продолжительность задания, инструктирует о порядке выполнения работы, но и ещё во время работы оказывает помощь слабым по успеваемости учащимся, контролирует сильных и средних, подводит итоги работы. При этом, разумеется, степень помощи учителя и степень самостоятельности учащихся, соотношение репродуктивного и продуктивного компонентов в деятельности каждого могут быть различными, однако главное то, что все учащиеся поставлены в такие условия, при которых любой из них вынужден думать и выполнять задание сам. Разработанная нами система самостоятельных работ базируется как на содержании учебника, так и выходит за его пределы, оставаясь при этом в рамках изучаемых разделов и тем. Учебник «Региональная экология» играет важную роль в учебном процессе. Он выступает как в роли источника «обязательного минимума» знаний и инструмента их усвоения, так и средства для организации самостоятельного обучения и воспитания учащихся. Первым компонентом системы организации самостоятельной работы стала организация работы с учебником. Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника «Региональная экология» сами по себе представляют целый пласт самостоятельной работы учащихся. Многие из этих вопросов и заданий носят творческий характер Вторым компонентом в системе самостоятельной работы стали дидактические карточки-задания, разработка которых позволяет скорректировать самостоятельную работу учащихся с учебником, организовать как их индивидуальную работу, так и работу в группах. Негативные стороны групповых работ (о которых много пишется в методической литературе), как оказалось можно сгладить, правильно организуя работу в группе. С этой целью в карточку-задание учитель включает разноуровневые задачи в таком количестве, которое без совместных усилий учащихся просто не будет решено, кроме того, организуется коллективное оценивание долевого участия каждого члена группы в общей работе и их самооценивание, т. е. ситуация «истинного успеха», а не видимой «успешности» может всё же создаваться учителем. Третьим компонентом стали сообщения учащихся, посвященные самым разнообразным темам, имеющим отношение к предмету «Региональная экология». Подготовка сообщений проводится по следующему алгоритму: - сообщение имеет объём не более 1 листа (в тетради); - сообщение пишется от руки в тетради по региональной экологии; - сообщение может содержать наглядный материал, демонстрации, короткие презентации; - выступление по содержанию сообщения не должно превышать 2 минуты; - в конце сообщения должны быть указаны источники информации. Такой алгоритм подготовки исключает возможность использования «не пропущенной через себя», неосмысленной информации. Позитивный характер такой работы отражается в развитии у учащихся мыслительной деятельности, умении точно и лаконично излагать свои мысли. Четвёртым компонентом стали презентации учащихся с использованием компьютера или без него. Этот вид самостоятельных работ для ряда учащихся выступает в форме зачета по определённой теме или по всему курсу «Региональной экологии». Пятым компонентом стали исследовательские работы. Это чаще всего небольшие реферативные работы, темой в которых стали те проблемы курса, которые вызвали наибольший интерес у отдельных учеников. Это индивидуальные работы учащихся, ряд из которых в дальнейшем могут стать началом научно-исследовательской работы. Эти работы «сырые» в отношении, как содержания, так и оформления, но именно здесь учащиеся начинают развивать свои умения в использования научного языка и правильного оформления реферативных работ. Шестым компонентом стали многочисленные работы по созданию материалов дидактического, оформительского и наглядно-выставочного характера. В качестве примера можно привести карточки-задания, сделанные детьми (часть из этих заданий учитель может использовать в своей работе); фотовыставки: «Жалобная книга природы» и «Сюжеты наших будней»; плакаты экологической тематики и т.д. Седьмым компонентом стали научно-исследовательские работы (НИР). Эти работы являются проявлением самого высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся. Примером такой работы является НИР ученика 9 «Б» класса Вьюнова Кирилла «Современное состояние особо охраняемых территорий (ООПТ) Забайкальского края (Читинской области) на примере памятника природы «Степное сообщество пади Кислый Ключ», памятника природы «озеро Арей» и Ивано-Арахлейского заказника». Данная НИР явилась результатом почти двухлетней самостоятельной деятельности ученика, интерес к теме работы возник в ходе изучения региональной экологии. Все формы, виды и задания предложенной системы самостоятельных работ можно дифференцировать по уровням сложности: 1) Элементарный (определение, использование и правописание конкретного слова-термина). 2) Простейший (дать определение или формулировку, присутствующую в учебнике). 3) Простой (построить объяснение, дать формулировку-определение на основе известных фактов, данных). 4) Усложнённый (работа по образцу) 5) Сложный (связанный с применением знаний на практике, для решения задач и т. д.). 6) Очень сложный (связанный с умением моделирования). 7) Высокий (исследовательский). 8) Очень высокий (НИР). Анализ результатов педагогического эксперимента по использованию системы самостоятельных работ в курсе преподавания «Региональной экологии» показал высокую эффективность применения такой системы. Результаты этого анализа представлены в форме диаграмм. Конкретные результаты обучения можно отследить по показателям качества знаний учащихся (в качестве основы рассмотрены результаты двух контрольных работ, а также итоги успеваемости за год). На основе полученных результатов, построена диаграмма (диаграмма 1), в которой прослеживается рост «качества знаний» с начала изучения курса до итоговых результатов. В классах, где систематически применялись самостоятельные работы разных видов (8 «Б», 8 «В»), наблюдается «прогрессирующая» тенденция к росту этого показателя, а, значит, повышается интерес у учащихся к изучению этого предмета. На основе этих результатов, можно сделать и вывод о том, что самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения. Целенаправленное и последовательное включение школьников в самостоятельную работу способствует усвоению материала курса, а значит и формирует начальную базу экологической культуры. С целью выявления отношения школьников к окружающей природе, проведено исследование по методу вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП», авторами которой являются С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [1]. В результате исследования было установлено, что основная часть учащихся осознаёт своё отношение к природе правильно, причём это наблюдается даже перед началом изучения курса «Региональная экология» (диаграмма 2). Объясняется этот факт, вероятнее всего, «экологизацией» предметов естественнонаучного направления в МОУ СОШ №1 городского округа ЗАТО п. Горный. После завершения изучения курса в результатах исследования замечено повышение уровня «эстетической», «когнитивной», «этической» установок и понижение уровня «прагматической». Полученный результат связан с изучением родной природы, воспитанием чувства бережного отношения к ней, любви и гордости за свою «малую» Родину. Отмечается и ещё одна закономерность – чем ниже успеваемость учащегося, тем более выражена его «потребительская» установка к природе. Скорее всего, это связано с неблагополучием в семье, когда природа рассматривается как один из источников материального дохода. Результаты анкетирования об отношении учащихся к предмету «Региональная экология» отражены на диаграмме 3. Анализ анкет ребят показывает, что у подавляющего большинства (в среднем 77% от общего количества опрошенных) сформировалось положительное отношение к предмету, им интересен курс. И всё же сравнительная характеристика показывает, что в классах, где систематически применялись самостоятельные работы, для 93% ребят уроки интересны. Анализ диаграммы показывает, что всегда интересными и самыми интересными считают уроки 60% опрошенных. Иная картина наблюдается в классе, где самостоятельные работы не представляли системы: ни один ученик не отнёс уроки к самым интересным в школе, 40% учащихся считают предмет неинтересным, только 33% опрошенных относятся к урокам региональной экологии с интересом. Отношение учащихся к вопросу: «Должен ли курс «Региональная экология» по данному учебнику изучаться во всех школах Читинской области?» - отражено на диаграмме 4. 66% учащихся (в среднем от общего числа опрошенных) ответили утвердительно. Анализ отношения учащихся к данному вопросу в классах с систематическим применением самостоятельных работ показал следующее: 78% учащихся убеждены в том, что курс «Региональная экология» должен изучаться во всех школах Забайкальского края именно по этому учебнику, 7% дали отрицательный ответ, 15% - не знают. В классах, где система самостоятельных работ отсутствует – 53% сказали «да», 33% дали отрицательный ответ, 14% - не знают. На количество ответов: «нет» и «не знаю» повлияло включение «Региональной экологии» в субботнее расписание, то есть, дополнительная нагрузка в конце рабочей недели сказывается отрицательно на отношение учащихся к предмету. Разрешение этой ситуации с администрацией оказалось проблематичным уже второй год. На вопрос: «Что бы вы хотели сказать авторам учебника?» - прозвучали следующие ответы: - практически во всех анкетах: «Спасибо! Учебник красивый, интересный, нужный»; - в некоторых: «... правда, по весу тяжёлый». Использование системы самостоятельных работ при изучении курса «Региональная экология» позволяет добиться более глубоких знаний и стабильных результатов обучения. Организация системной самостоятельной деятельности учащихся способствует росту эффективности образовательного процесса; позволяет учащимися достигать более высоких результатов в обучении; способствует росту воспитывающей роли процесса обучения. Самостоятельные работы учащихся являются одним из значимых условий формирования знаний, научного мировоззрения, развития познавательных способностей и воспитания учащихся, подготовки их к труду. Анализ результатов проведённой опытно-экспериментальной работы по апробации программы и учебника «Региональная экология» показал, что курс «Региональная экология» может успешно реализоваться в общеобразовательной школе и содействовать воспитанию экологической культуры подрастающего поколения. 1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с. 2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Просвещение, 1961. – 68с. 3. Материалы педчтений профессора Е.Н. Дзятковской (Чита, декабрь 2008 год) 4. Тарасенко В.Е. Организация самостоятельной работы учащихся // Завуч. – 2004. - № 4. – С. 11 – 20. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |