Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
М.И. Базарова, Формирование у учащихся исследовательских компетенций при апробации учебника «Региональная экология»Апробация учебника «Региональная экология», авторами которого являются В.П. Горлачев, Л.Н. Золотарева, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, была начата в 2007 году. Преподавание по учебнику проводилось в рамках факультатива в 2007-2008 учебном году в двух восьмых классах, в 2008-2009 учебном году – в 8 «б» классе. Одними из главных требований, которым должен удовлетворять школьный учебник - являются научность и доступность, проблемный характер. Учебник отвечает целям и задачам апробации таким как, обновлению содержания образования, активизации внедрения учебников нового поколения в учебный процесс, обеспечению качества образования. Содержание учебника дано на высоком научном уровне. Оно почти целиком доступно ученикам. Достоинством учебника является его развивающая направленность. Он ориентирует учащихся на активную самостоятельную работу, на решение творческих задач. К каждой теме (уроку) даны многочисленные разнообразные задания. Они многоуровневые: репродуктивные, продуктивные и творческого характера, требующие от учащихся проявления умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно отбирать критерии сравнения и т.д. Отличительной особенностью учебника является деятельностный подход к процессу усвоения учащимися знаний и умений. Реализуется важнейшая функция учебника – организаторская, ученик при этом – активно действующий субъект. Учебник в целом отвечает цели образования: развитие личности, умеющей делать выбор, принимать решение, аргументировать свою точку зрения. Он формирует культуру учебного труда. Богатый дидактический аппарат учебника стимулирует познавательную активность учащихся. Иллюстративный материал соответствует развивающей идее учебника. Все рисунки, таблицы, схемы сопровождаются вопросами, заданиями, требующими применения аналитических и синтетических умений от ученика. Возможна работа с ним при использовании современных технологий обучения (проектного метода и др.). Работая над темой: «Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения курса «Региональная экология», нами была разработана тематика исследовательских работ к разделам учебника и апробированы на практике пути ее организации: индивидуальная, групповая и фронтальная. Нами использовалась над проектами, которая позволяет учащимся увидеть все многообразие населенного пункта с окружающим миром. Выполняя проекты, учащиеся беседовали с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями; приносили в класс литературу, анализировали статьи; делали вырезки и группировали их по тематическим блокам; посещали местные предприятия; совершали учебные экскурсии по родному краю; проводили экологический мониторинг; занимались краеведческой работой; сотрудничали с санэпидемстанцией, средствами массовой информации. На основе полученной информации составляли списки и отчеты, выпускали разовые или периодические бюллетени, выступали перед учениками своего класса или школы. Также учащиеся сотрудничают с другими школами района, писали рефераты, заметки в школьную газету, фотографировали и рисовали. В процессе работы над проектом или исследованием дети учились выдвигать идею, ставить проблему, цели и формулировать задачи, выдвигать гипотезы, обосновывать выбор метода исследования или пути достижения в организаци деятельности, планировать свою деятельность, проводить самоанализ и рефлексию, делать устный доклад о проделанной работе, готовить письменный отчёт о проделанной работе, взаимодействовать внутри группы, находить информацию в библиотеке, в Интернет. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. При выполнении проектов нами оценивается: - степень самостоятельности в работе над проектом; - степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения своей работы; - количество новой информации использованной для выполнения проекта; - степень осмысления использованной информации; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; - уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; - владение рефлексией; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации. При изучении курса «Региональная экология» и во внеклассной работе по этому предмету были проведены учащимися следующие исследовательские работы: - Зарастание водоемов и водотоков в русле реки Ага в окрестностях села Цаган-Оль как фактор загрязнения водоемов. - Заповедники России. - Эрозия почв в окрестностях села Цаган-Оль. - Демографические проблемы села Цаган-Оль. - Влияние окружающей среды на здоровье населения села Цаган-Оль. - Влияние курения на здоровье населения села Цаган-Оль. - Оценка антропогенного воздействия на природу озера Холбольджи-Нур-1. - Влияние водоемов на климат прилегающих территорий. - Биологическое разнообразие Забайкальского края. - Зообентос озера Холбоьджи-Нур-1. - Изучение физико-химических параметров озера Холбольджи-Нур-1. - Изучение физико-географических параметров озера Холбольджи-Нур-1 как основа будущего рационального природопользования. - Биологическое разнообразие окрестностей села Цаган-Оль. - Изучение источников атмосферного загрязнения села Цаган-Оль. - Радиационная обстановка побережья озера Холбольджи-Нур-1. Результаты контрольных работ по экологии показывают повышение качества знаний учащихся в течение учебного года. В 2007-2008 учебном году с целью изучения типа доминирующей установки в отношении природы было проведено анкетирование по вербальной методике “Эзоп” (авторы С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). В анкетировании приняли участие 24 учащихся 8 «б» класса, изучающих курс «Региональная экология». Результаты показаны на графике. Таким образом, как видно из диаграммы, наблюдается изменение ценностного отношения к природе. Нами было проведено анкетирование "Учебник глазами детей" среди 26 учащихся 8-х классов. Разнообразные вопросы анкеты позволяют увидеть положительный настрой учащихся к учебнику и изучаемому предмету. Результаты контрольной работы и анкетирование показывают, что материал учебников доступен не только для сильных учащихся, но и для слабых. Доступность курса экологии обеспечивается как методикой его изложения, так и содержательными средствами. При изложении теории широко используются наглядные примеры и графическая иллюстрация. 75% опрошенных учащихся отметили краткость и простоту изложения теоретического материала. Анализируя результаты анкет, остановлюсь только на вопросе "Твои пожелания авторам учебника". Учащиеся желают авторам удачи в совершенствовании новых учебников, включить в них больше занимательных, трудных заданий, поместить в учебник контрольные тесты в конце каждой главы. Я хотела бы присоединиться к мнению ребят и выразить свою благодарность авторскому коллективу за этот учебник. Нет сомнений, что любой учитель, выбравший его для работы, оценит возможности этого учебника по достоинству. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |