Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
О.В. Ботт Применение исследовательской деятельности в процессе изучения экологии в единстве основного и дополнительного образования школьниковСовременная цивилизация характеризуется высокой численностью населения, огромным потреблением энергии, катастрофическим загрязнением окружающей среды, информационным взрывом. Собственно само появление человека связано с гигантским скачком в системе информационных связей, выраженным переходом от генетической информации к доминированию надгенетической культурной информации, передающейся через обучение. Проблемы обучения молодёжи существовали всегда, и, несмотря на многочисленные реформы в области образования, вопрос эффективности усвоения все возрастающего количества информации остается открытым. Большая часть получаемых знаний носит схоластический характер, так что учащийся в большинстве случаев не видит взаимосвязи между получаемой информацией и окружающей его жизнью. Процесс распределения информации в окружающем мире является, по существу, установлением взаимосвязи между изучаемым предметом и конкретными проявлениями жизни. Переход от иллюзорного мира схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром, то есть к активному процессу перераспределения информации, следует считать неотъемлемой задачей любого обучения. Принцип информационного распределения не нов и является наиболее общим принципом натурфилософии и теории познания. По моему мнению, его систематическое применение при обучении детей в школе, дает многообещающие результаты и служит, возможно, единственно правильным решением проблемы усвоения знаний. Согласно этому принципу, познание следует осуществлять через путь научных исследований, которые, по существу, и отражают процесс перераспределения информации. Отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получаемой информации на уровне школы, экологических кружках создают предпосылки закладывания у молодежи глубоких знаний и практических навыков решения проблем. Известный русский революционер, писатель и ученый П.А. Кропоткин писал, что каждый человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Залог эффективности решения задачи воспитания экологической культуры заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем - основного и дополни -тельного образования. Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время - в своей школе -они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одной из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветовода и эколога. Наша школа МОУ СОШ № 42 поселка Шерловая Гора, участвуя в эксперименте по апробации учебника « Региональная экология», кроме того, осуществляла дополнительное экологическое образование детей в кружке «Юный эколог», предметной секции - «Экология в научном обществе учащихся (НОУ). На занятиях учащиеся приобретали экологические знания. Обучались методикам исследовательской и опытнической работы по экологии. Формирование навыков практической природоохранной и созидательной деятельности в отношении к окружающей среде происходило в следующих направлених и формах дополнительного экологического образования: кружок «Юный эколог»; практические мероприятия; исследовательская работа; олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы, выставки; пропаганда экологических знаний. Участие в практических мероприятиях способствуют преобразованию навыков созидательной и восстановительной природоохранной деятельности. Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы направления исследовательской работы по экологии могут быть разнообразны. Школьники участвовали со своими работами в научно-практических конференциях «Шаг в науку», в районных конференциях «Живи Земля». В 2008 году ученица 11 класса К. Сидаш участвовала в областном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» по теме «Видеоэкология поселка Шерловая Гора», где заняла 3-е место. Апробация учебника «Региональная экология» на уроках, занятиях в кружке и научном обществе учащихся показала, что ученик, выполнивший собственное научное исследование и сделавший свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |