Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


М.С. Пушкарева,
Многопрофильный лицей ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского


Изучение региональных экологических проблем в курсе общей биологии на старшей ступени общеобразовательной школы


На сегодняшний день школа должна подготовить ученика к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, экологического благополучия и других общечеловеческих ценностей.

Экологическое просвещение – основное условие изменения отношения к окружающей среде. Под экологическим просвещением понимается распространение экологических знаний и образования, однако существует значительный разрыв между пониманием важности этой проблемы и реальным уровнем школьного экологического образования. В общеобразовательных школах экология не входит в перечень обязательных предметов. Поэтому курс биологии, является одним из ведущих средств активизации экологического образования.

Региональный компонент по экологии вводился «вкраплениями» в курс школьной «Биологии» для учащихся 10 - 11 классов, на протяжении 2007-2008, 2008-2009 учебных лет, в многопрофильном лицее при Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского.

Для выполнения цели школьного биологического образования нами выбрана учебная программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, которая построена на содержательной основе – биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни и др. Благодаря этому экологическая содержательная основа красной нитью проходит через все учебники этих авторов.

Реализации регионального компонента по экологии осуществлялась в 10 -11 не профильных биологических классах с нагрузкой - 1 час в неделю. Содержание биологического материала в учебниках «Общая биология» для 10 и 11 классов, сохраняет преемственность с предыдущим курсом «Основы общей биологии», но осуществляет углубление, интегрирование и экологизацию общебиологического содержания. Материал учебника «Региональная экология», вполне логично интегрируется с содержанием школьного биологического образования (данной образовательной линии), дополняя его информацией, примерами на региональном уровне.

На протяжении двух лет нам удалось проработать все разделы из учебника «Региональная экология»: разделы, посвященные проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Забайкальском крае, раздел о проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона, данный материал вводился в 10 классе. Проблема сохранения здоровья человека в условиях региона, развития общества в экологических условиях региона, в материал 11 класса. Рабочая программа с интеграцией регионального стандарта дан в приложении 1-2. (см. приложение).

Учащиеся с большим интересом рассматривают проблемы своего региона: загрязнения воздуха своего города, что грозит вашему любимому озеру, какие животные своего края на грани вымирания, узнают цифры «страшных» заболеваний, конкретно в своем городе и предлагают «пути разрешения» этих проблем с учетом полученных знаний.

Интеграцией региональных экологических знаний в курс биология в 10-11 классе актуально заниматься в том случае, если предмет «Региональная экология» ведется как отдельный. После его изучения в 8 классе актуально опираться на изучения вопроса в 10-11 классах. При этом осмысление экологических проблем идет более глубоко.

Таким образом, мы видим, что интеграция школьного биологического образования и материала учебника «Региональная экология» последовательно формируют и углубляют у учащихся биологические и экологические понятия, содействует воспитанию экологической культуры, формирует целостное представление об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека, понимание путей решения региональных проблем,

компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Литература

1. Горлачёв, В.П., Игумнова, Е.А., Корсун, О.В., Никифорова, Е.И. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области [Текст] /под ред. Е.А. Игумновой. – Чита, 2002. – 33 с.

2. Горлачев, В.П., Корсун, О.В., Игумнова, Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология: учебник для общеобразовательных учебных заведений Чит. обл. и Агинского Бурятского автономного округа [Текст] / В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н.Золотарева. Чита: Экспресс- издательство, 2007.-210 с.

3. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: Научно-методические материалы. [Текст] / Под общей редакцией Е.А. Игумновой. – Чита: ЧИПКРО, 2005.- 218 с.

4. Пономарева, И.Н., Корнилова, О.А., Лощилина Т. Е. Общая биология: учебн. для 10 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. И. Н. Пономаревой.- М.: Вентана- Графт, 2005.-224 с.

5. Пономарева, И.Н. , Корнилова, О.А., Лощилина, Т. Е., Ижевский, П.В. Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. проф. Пономаревой И. Н. – 2005. – 224 с.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011