Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
М.С. Пушкарева, Изучение региональных экологических проблем в курсе общей биологии на старшей ступени общеобразовательной школыНа сегодняшний день школа должна подготовить ученика к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, экологического благополучия и других общечеловеческих ценностей. Экологическое просвещение – основное условие изменения отношения к окружающей среде. Под экологическим просвещением понимается распространение экологических знаний и образования, однако существует значительный разрыв между пониманием важности этой проблемы и реальным уровнем школьного экологического образования. В общеобразовательных школах экология не входит в перечень обязательных предметов. Поэтому курс биологии, является одним из ведущих средств активизации экологического образования. Региональный компонент по экологии вводился «вкраплениями» в курс школьной «Биологии» для учащихся 10 - 11 классов, на протяжении 2007-2008, 2008-2009 учебных лет, в многопрофильном лицее при Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского. Для выполнения цели школьного биологического образования нами выбрана учебная программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, которая построена на содержательной основе – биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни и др. Благодаря этому экологическая содержательная основа красной нитью проходит через все учебники этих авторов. Реализации регионального компонента по экологии осуществлялась в 10 -11 не профильных биологических классах с нагрузкой - 1 час в неделю. Содержание биологического материала в учебниках «Общая биология» для 10 и 11 классов, сохраняет преемственность с предыдущим курсом «Основы общей биологии», но осуществляет углубление, интегрирование и экологизацию общебиологического содержания. Материал учебника «Региональная экология», вполне логично интегрируется с содержанием школьного биологического образования (данной образовательной линии), дополняя его информацией, примерами на региональном уровне. На протяжении двух лет нам удалось проработать все разделы из учебника «Региональная экология»: разделы, посвященные проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Забайкальском крае, раздел о проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона, данный материал вводился в 10 классе. Проблема сохранения здоровья человека в условиях региона, развития общества в экологических условиях региона, в материал 11 класса. Рабочая программа с интеграцией регионального стандарта дан в приложении 1-2. (см. приложение). Учащиеся с большим интересом рассматривают проблемы своего региона: загрязнения воздуха своего города, что грозит вашему любимому озеру, какие животные своего края на грани вымирания, узнают цифры «страшных» заболеваний, конкретно в своем городе и предлагают «пути разрешения» этих проблем с учетом полученных знаний. Интеграцией региональных экологических знаний в курс биология в 10-11 классе актуально заниматься в том случае, если предмет «Региональная экология» ведется как отдельный. После его изучения в 8 классе актуально опираться на изучения вопроса в 10-11 классах. При этом осмысление экологических проблем идет более глубоко. Таким образом, мы видим, что интеграция школьного биологического образования и материала учебника «Региональная экология» последовательно формируют и углубляют у учащихся биологические и экологические понятия, содействует воспитанию экологической культуры, формирует целостное представление об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека, понимание путей решения региональных проблем, компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. 1. Горлачёв, В.П., Игумнова, Е.А., Корсун, О.В., Никифорова, Е.И. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области [Текст] /под ред. Е.А. Игумновой. – Чита, 2002. – 33 с. 2. Горлачев, В.П., Корсун, О.В., Игумнова, Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология: учебник для общеобразовательных учебных заведений Чит. обл. и Агинского Бурятского автономного округа [Текст] / В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н.Золотарева. Чита: Экспресс- издательство, 2007.-210 с. 3. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: Научно-методические материалы. [Текст] / Под общей редакцией Е.А. Игумновой. – Чита: ЧИПКРО, 2005.- 218 с. 4. Пономарева, И.Н., Корнилова, О.А., Лощилина Т. Е. Общая биология: учебн. для 10 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. И. Н. Пономаревой.- М.: Вентана- Графт, 2005.-224 с. 5. Пономарева, И.Н. , Корнилова, О.А., Лощилина, Т. Е., Ижевский, П.В. Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. проф. Пономаревой И. Н. – 2005. – 224 с. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |