Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Экология в школе: Забайкальский вариантБ.М. Миркин, доктор биологических наук В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского на академической кафедре экологии и экологического образования, лабораториях прикладной экологии и экологического образования сформировался коллектив энтузиастов экологического образования. За последние годы ими разработан «Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (Горлачев В.П., Игумнова Е.А., Корсун О.В., Никифорова Е.И., 2006), опубликованы книга для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье» (Корсун О.В., Игумнова Е.А., 2007), учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа «Региональная экология» (Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н., 2007). Кроме того, в издательстве «Наука» (Новосибирск, 2008) опубликована научная монография «Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры» под редакцией профессора В.П. Соломина (авторы Игумнова Е.А., Горлачев В.П., Корсун О.В. и др.). Читинские экологии публикуют наборы открыток «Цветы и бабочки Забайкалья», «Редкие животные Забайкалья», издают популярные брошюры (Олег Корсун. «Жар-птичка», 2007). Они ведут сайт в Интернете «Забайкалье великолепно» (http://www.nature.zabspu.ru), в котором размещена информация об около 1500 видов животных, растений и грибов, а также некоторых особо охраняемых природных территориях Забайкалья. Мы рассмотрим содержание учебника «Региональная экология». Надеемся, что критический анализ их публикаций будет полезным. Учебник открывается обращением к учащимся, в котором авторы пишут: «Мы здесь живем, дышим, работаем, учимся. От того, какие мы сейчас и какими станем через несколько лет, зависит будущее Забайкалья, прекраснейшего из уголков Земли, края высоких гор, бескрайних степей, дремучих лесов и стремительных рек. И только от нас самих зависит, что мы оставим потомкам – горы мусорных свалок или чистые зеркала озер, безжизненные овраги или стада антилоп дзеренов, доверчиво пасущихся рядом с человеком. Это наш выбор! Это наше будущее!» (с. 6). Во «Введении» – два параграфа. В первом кратко рассмотрена структура экологии и ее роль для сохранения человечества, во втором в форме 50 хорошо сформулированных вопросов и четких ответов на них дано представление о природе Читинской области (к слову, противопоставлять природу и климат нельзя, так как климат – это часть природы). Содержание учебника заключено в 7 главах, разбитых на параграфы. При этом наряду с текстом, который написан хорошим литературным языком, в учебник включены многочисленные «боксы», которые дополняют основной текст. «Боксы» представляют серии «Это интересно», «Рассмотрим подробнее», «Экология в цифрах», «Информация к размышлению», «Обратите внимание», «Мнение экологов» (выдержки из статей В. Борейко, А. Яблокова, В. Бриниха и др.). Кроме того, приводятся разовые «боксы» за пределами этих серий – «Что такое экология», «Законы Барри Коммонера», «Прощай, дерево», «Что такое степь», «Сохондинский заповедник в цифрах и фактах», «Пример недревесного сырья», «Медико-генетические консультации», «Поставка древесины в Китай», «Государственная поддержка чистой энергетики» и др. Учебник прекрасно иллюстрирован цветными фотографиями и содержательными рисунками и схемами. Содержание учебника соответствует принципам развивающего образования, каждый параграф заключается темами для обсуждения и заданиями. Безусловно, найденная авторами форма учебника способствует усвоению учащимися знаний по экологии и расширяет их кругозор, так как в «боксах» авторы иногда выходят за рамки региональной экологии и обсуждают вопросы глобального содержания. Это позволяет школьнику осознать, что область, в которой он живет, является частью биосферы и мирового сообщества. Кратко проанализируем содержание глав. В главе 2 «Воздух» на фоне рассмотрения особенностей атмосферных процессов на территории Забайкалья (роли Сибирского антициклона) дается представление о влиянии на атмосферу человека: характеризуются основные загрязняющие вещества, включая «химический СПИД» – диоксины. Показан губительный вклад курения как фактора загрязнения воздуха помещений. Перечислены отрасли хозяйства, которые являются вкладчиками в загрязнение атмосферы – промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Один из параграфов посвящен «газу-убийце» радону. В заключение обсуждаются возможности снижения загрязнения атмосферы за счет внедрения новых технологий, экологизации транспорта и озеленения населенных пунктов. Глава 3 «Вода» открывается обсуждением этого природного феномена и рассмотрением рек, озер, подземных вод и гидробионтов, населяющих водную среду жизни. После этого излагается материал о химическом, физическом и биологическом загрязнении воды, обсуждаются возможности водосбережения и проблема очистки загрязненных вод. Глава 4 «Земля» включает обсуждение широкого круга вопросов, о чем свидетельствуют названия параграфов: «Ландшафт как среда жизни», «Почвы Забайкалья», «Почвенная эрозия», «Добыча полезных ископаемых», «Сохраним Землю чистой». К сожалению, влияние сельского хозяйства на почвы отражено недостаточно, авторы ограничились описанием оврагообразования, уплотнения почвы под влиянием выпаса овец и справкой об органическом земледелии. Нет ни слова о тех сельскохозяйственных культурах, которые возделываются в регионе, системе обработки почвы, роли севооборотов и т.д. Ориентация на органическое земледелие не решит проблемы продовольственной безопасности региона, необходима компромиссная система земледелия, в рамках которой в невысоких дозах используются минеральные удобрения и даже гербициды, что неизбежно при применении безотвальной вспашки, которая сохраняет почву. Содержание главы 5 «Живая природа» является большой удачей авторов. Они разъясняют объем понятия «биологическое разнообразие» и показывают вклад своего региона в глобальное биоразнообразие. Школьник получает знания о причинах снижения биоразнообразия и о важности развития системы особо охраняемых природных территорий. Описываются особо важные объекты охраны животного мира – дзерен, дрофа, сурок-тарбаган. Лаконично, но информативно рассмотрено экосистемное разнообразие, порождаемое вертикальной поясностью (горные тундры, подгольцовый пояс, тайга, степь), обращается внимание школьников на «таежные беды» (пожары, переруб ценных пород близ транспортных магистралей, вспышки обилия сибирского шелкопряда). «Степной бедой» является перевыпас скота, который вызывает разрушение травостоев. В параграфе «Сохранить для потомков» дана характеристика Сохондинского государственного биосферного заповедника, национального парка «Алханай», заказников и памятников природы. В главе 6 «Человек: здоровье и среда обитания» авторы рассматривают здоровье человека как результат взаимодействия генетических задатков и окружающей среды. Приводятся данные по динамике заболеваемости населения области за последние годы. Описываются эндемичные болезни (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб), природно-очаговые болезни (клещевой весенне-летний энцефалит), инфекционные заболевания (вирусный гепатит А, В, С). Специально рассмотрена проблема СПИДа. Уместен в этой главе заключающий ее параграф о здоровом образе жизни. Глава 7 «Человек: природа и общество» должна сформировать представления школьников о региональных проблемах прикладной экологии. В ее составе 6 параграфов: «Использование природных ресурсов», «Демографические процессы в Забайкалье», «Населенный пункт как экосистема», «Энергетические проблемы Забайкалья», «Устойчивое развитие региона», «Что я могу сделать для сохранения природы». Авторы характеризуют минеральные и топливные невозобновимые ресурсы и показывают роль рециклинга, говорят о неблагоприятной демографической ситуации в области, которая ведет к снижению ее народонаселения. Населенный пункт как экосистема описан слишком кратко. Отсутствует анализ баланса минеральных веществ, в качестве статьи прихода рассмотрены товары. Это не так, аккумулирование твердого вещества экосистемами населенных пунктов, в первую очередь городов, происходит за счет ресурсов для производства и особенно – строительных материалов. Авторы обсуждают проблему угольной энергетики и негативного влияния теплового загрязнения от ТЭЦ озера Кенон, расположенного в черте города. Приводятся данные о возможностях развития на территории области нетрадиционной энергетики – солнечной (включая сжигание биомассы) и ветровой, а также микрогидроэнергетики. Авторы рассказывают о современных проблемах лесной отрасли, которая страдает от пожаров, интенсивных рубок близ транспортных магистралей, особенно браконьерских. Школьникам предлагается обсудить острые экологические проблемы региона, в частности, возможные последствия строительства крупной ГЭС на Амуре при впадении в него реки Амазар. В заключающем главу параграфе рассматривается проблема воспитания экологической культуры школьников и формирования у них активной жизненной позиции в вопросах улучшения состояния окружающей среды. Заслуживает внимания предложение о создании школьных заказников и описание опыта организации этих охраняемых природных территорий. Учебник завершается хорошо составленным экологическим словарем и атласом охраняемых видов растений и животных, который включил прекрасные фотографии краснокнижных видов (53 – животные, 74 –растения, 1 – гриб). Общая оценка учебника – высокая. Авторы внесли безусловный вклад в развитие экологического образования. В качестве пожелания можно предложить авторам усилить разделы прикладной экологии (сельскохозяйственной, городской, промышленной). В «Экологическом словаре» дано неудачное определение экосистемы: «Экосистема – природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое функциональное целое через обмен веществ и энергии». В современной экологии принято более широкое понимание экосистемы, к которым относят не только природные системы, но и антропогенные (сельскохозяйственные, городские и даже промышленные). Кстати, в учебнике авторы тоже пишут об экосистемах населенных пунктов. При расширении объема понятия «экосистема» нужно будет заменить «обмен веществ и энергии» на «потоки веществ и энергии», так как в антропогенных экосистемах обмен веществ и энергии может отсутствовать, потоки веществ и энергии имеют однонаправленный характер. Высокая активность забайкальских экологов позволяет причислять эту группу к числу лидеров экологического образования в школах России. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |