Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
В.В. Крапивьянова, методист ЗабКИПКРО Итоги сетевой ОЭР по апробации учебника «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва) в школах Забайкальского краяЭкологическое образование – это непрерывный процесс обучения вос-питания и развития личности, направленный на формирование системы на-учных и практических знаний и умений ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Цель экологического образования – формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Вопрос о преподавании экологии и экологическом образовании поднимался в Читинской области не один раз. В 1998 г. была проведена первая конференция по проблемам экологического образования «Непрерывное экологическое образование», в 2003 г. – региональная научно-методическая конференция «Практика преподавания экологии в школах, ссузах, вузах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», в 2004 г. –Вторая региональная научно - методическая конференция посвящена программам по экологии, проблемам преподавания экологии. В последующие годы прошли два международных симпозиума «Экологическая культура современного общества». В рамках международных и российских конференций, проходивших в г. Чите и посвященных вопросам образования и воспитания, а также экологическим проблемам, постоянно работали секции, педагогические мастерские, «круглые столы», где рассматривались проблемы экологического образования. В 2007г. был издан учебник «Региональная экология», по Читинской области от 12 февраля 2008г. Комитетом образования и молодёжной политики по Читинской области было принято решение, с целью реализации Концепции регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования для образовательных учреждений Читинской области, утвержденной решением Коллегии КОН и МП от 25.06.2007г, а также обновления содержания регионального (национально-регионального) компонента Базисного учебного плана провести апробацию учебника «Региональная экология» (авторы В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарева) в 39 общеобразовательных учреждениях области и 2 общеобразовательных учреждениях Агинского Бурятского автономного округа. С сентября 2007года проходила апробация учебника «Региональная экология» в школах области. В сетевой опытно-экспериментальной работе приняли участие школы из 13 районов Забайкальского края. Это школы Ононского (4шк.), Бор-зинского (6 шк.), Петровск-Забайкальского и г. Петровск-Забайкальска (4 шк.), Нерчинского(2 шк.), Приаргунского (2 шк.), Читинского (3 шк.), Балейского (2 шк.), Карымского(1 шк.), Оловянинского(1 шк.), Дульдургинского(1 шк.), Могойтуйского (1 шк.) районов, школа №1 ЗАТО п. Горный, школы г. Читы 15, 23, 33, 40, 42, Многопрофильный лицей №1, лицей при ЗабГГПУ, многопрофильная языковая гимназия №4, многопрофильная гимназия №12, Русская гимназия. Эти школы получили комплекты учебников «Региональная экология», за счет финансовой поддержки Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края. И учителям 42 учителям был дан выбор, в каких классах они будут апробировать учебник. Более 50% участников эксперимента выбрали 8 класс, 29% преподавали «Региональную экологию» - в 9 классах, и небольшая часть учителей апробировали учебник в 10 и 11классах. Всего в 8 классах за 2 учебных года обучались по учебнику 1274 учащих-ся; в 9 классах - 402 учеников; в 10-11классах – около 200 учащихся. Всего 1876 учащихся. В рамках эксперимента было проведено три обучающих семинара и полевой семинар-практикум по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Учителя получали методическую помощь от авторов ЗабКИПКРО учебника, методистов и преподавателей ЗабКИПКРО и ЗабГГПУ . На семинарах проектировалась работа учителей исследователей, было проведено знакомство с опытом работы по вхождению в эксперимент, учителя познакомились с педагогическими технологиями, с фрагментами рабочей тетради по курсу «Региональная экология». Педагогам была предложена программа мониторинга ОЭР. Полевой семинар-практикум был проведен в августе 2008г в г. Чите. Педагоги прослушали лекции по темам: - Ценностные основания научно-исследовательской деятельности уча-щихся как педагогической технологии;- Особо охраняемые природные территории Забайкалья; - Метод наблюдения как способ познания окружающего мира и его ис-пользование в исследовательской деятельности учащихся по «Региональной экологии». Познакомились с полевыми методиками и адаптацией их к курсу «Регио-нальная экология» это такие методики как: - методика изучения муравейника,- методика наблюдения за водными животными, - исследование памятника природы, - исследование редуцентов лесной экосистемы, - выявление антропогенной нагрузки на модельные экосистемы. Полевой практикум был проведен на базе лагеря ЗабГГПУ на оз. Арахлей, кроме того были организованы экскурсии по окрестностям г.Читы, экскурсия в район Молоковки. На семинарах педагоги активно обменивались опытом работы по проведению уроков по «Региональной экологии», представляли на семинарах разработки планов-уроков, результаты контрольных работ, посещали уроки своих коллег. О.А. Сычева (многопрофильный лицей №1) провела для учителей показательные уроки по «Региональной экологии». О.Д. Панкова (МОУ СОШ №23 г.Чита) и Г.П. Киселева Новокручининская СОШ) со своими учениками продемонстрировали внеклассные занятия по предмету. По мнению педагогов учащиеся , изучив курс, могут охарактеризовать: - значение экологии в решении глобальных, региональных, локальных проблем Забайкальского края;- особенности экологических факторов, характерных для Забайкальского края, - структуру и демографические особенности популяций на примере видов встречающихся в Забайкальском крае; - особенности типичных экосистем Забайкалья; - специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забай-кальского края; - необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов региона; - значение особо охраняемых природных территорий Забайкалья для сохранения природы и жизни человека. - традиции рационального природопользования населения Забайкалья и др. Учащиеся умеют применять знания на практике, т.е. - определять причинно следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды Забайкальского края;- оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья; - применять правила поведения человека в природе; - проводить экологические исследования социоприродного окружения школы. Все это соответствует требованиям к знаниям, умениям и компетенциям учащихся, прописанным в программе по региональной экологии. На вопрос анкеты: «При изучении, каких тем Вы бы потратили больше времени?» Педагоги отвечают: - Проблемы чистоты воздушной среды;- Социально- экологические проблемы региона; - Здоровье и окружающая среда; - Проблемы сохранения и растительного и животного мира. Какие темы, по вашему мнению, вызвали большой интерес у учащихся? - Биоразнообразие Забайкальского края;- Проблемы сохранения здоровья человека; - Проблемы сохранения чистоты водной и воздушной среды; - Устойчивое развитие региона. Какие творческие работы выполнили Ваши ученики при изучении курса «Региональная экология»? - Исследовательские работы;- природоохранные проекты; - составление кроссвордов; - подготовка презентаций; - видеофильмов и фотоальбомов, разработка сценариев экологических мероприятий. Учащиеся и педагоги участники ОЭР были активны не только на уроках по «Региональной экологии», но и принимали самое активное участие в региональной экологической акции «Охранять природу - значит любить Родину!» (март-апрель2008 г), участие в конференции школьников «Наш Амур» в г. Нерчинске (март 2008 г), в краевой олимпиаде по экологии (январь 2009 г.). Для экологического образования организация поисково-исследовательской деятельности в реальном социоприродном окружении имеет особое значение. Во многих школах кроме апробации учебника «Региональная экология», работают кружки «Юный эколог», научное общество учащихся, где есть секция по экологии. Участие в научно-исследовательской работе и в практических мероприятиях способствуют овладению школьниками навыками созидательной и прикладной природо-охранной деятельности. Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащиеся представляли свои исследовательские работы и проекты на конкурс «Моя малая Родина» и занимали призовые места. Интересно организованная научно-исследовательская деятельность учащихся в Молодежненской СОШ, СОШ №1 ЗАТО п. Горный, Алханайской школе, СОШ п. Шерловая Гора, СОШ п. Дарасун, в школах г. Читы. Следует отметить то, что в течение этого времени мы работали с педагогами-энтузиастами. Несмотря на затруднения (к затруднениям педагоги отнесли: недостаток учебников, отсутствие рабочих тетрадей, атласов, наглядности, практикумов) работа проведена большая и многие из участников ОЭР уже приступили к разработке практикумов, рабочих тетрадей, тестовых заданий, подготовке фильмов о природе, сборников творческих работ детей, альбомов и т.д. Педагоги считают, что предмет «Региональная экология» необходимо включить в региональный БУП и его изучение проводить в 8-х классах общеобразовательных школ Забайкальского края. Действительно, экологические знания, полученные в школе, должны стать для граждан страны основой поведения. Именно в школе человек должен осознать свое место в природе, понять свое отношение к ней и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |