Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


В.В. Крапивьянова, методист ЗабКИПКРО

Итоги сетевой ОЭР по апробации учебника «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва) в школах Забайкальского края


Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения вос-питания и развития личности, направленный на формирование системы на-учных и практических знаний и умений ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Цель экологического образования – формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Вопрос о преподавании экологии и экологическом образовании поднимался в Читинской области не один раз. В 1998 г. была проведена первая конференция по проблемам экологического образования «Непрерывное экологическое образование», в 2003 г. – региональная научно-методическая конференция «Практика преподавания экологии в школах, ссузах, вузах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», в 2004 г. –Вторая региональная научно - методическая конференция посвящена программам по экологии, проблемам преподавания экологии.

В последующие годы прошли два международных симпозиума «Экологическая культура современного общества». В рамках международных и российских конференций, проходивших в г. Чите и посвященных вопросам образования и воспитания, а также экологическим проблемам, постоянно работали секции, педагогические мастерские, «круглые столы», где рассматривались проблемы экологического образования.

В 2007г. был издан учебник «Региональная экология», по Читинской области от 12 февраля 2008г. Комитетом образования и молодёжной политики по Читинской области было принято решение, с целью реализации Концепции регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования для образовательных учреждений Читинской области, утвержденной решением Коллегии КОН и МП от 25.06.2007г, а также обновления содержания регионального (национально-регионального) компонента Базисного учебного плана провести апробацию учебника «Региональная экология» (авторы В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарева) в 39 общеобразовательных учреждениях области и 2 общеобразовательных учреждениях Агинского Бурятского автономного округа.

С сентября 2007года проходила апробация учебника «Региональная экология» в школах области.

В сетевой опытно-экспериментальной работе приняли участие школы из 13 районов Забайкальского края. Это школы Ононского (4шк.), Бор-зинского (6 шк.), Петровск-Забайкальского и г. Петровск-Забайкальска (4 шк.), Нерчинского(2 шк.), Приаргунского (2 шк.), Читинского (3 шк.), Балейского (2 шк.), Карымского(1 шк.), Оловянинского(1 шк.), Дульдургинского(1 шк.), Могойтуйского (1 шк.) районов, школа №1 ЗАТО п. Горный, школы г. Читы 15, 23, 33, 40, 42, Многопрофильный лицей №1, лицей при ЗабГГПУ, многопрофильная языковая гимназия №4, многопрофильная гимназия №12, Русская гимназия.

Эти школы получили комплекты учебников «Региональная экология», за счет финансовой поддержки Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

И учителям 42 учителям был дан выбор, в каких классах они будут апробировать учебник. Более 50% участников эксперимента выбрали 8 класс, 29% преподавали «Региональную экологию» - в 9 классах, и небольшая часть учителей апробировали учебник в 10 и 11классах.

Всего в 8 классах за 2 учебных года обучались по учебнику 1274 учащих-ся; в 9 классах - 402 учеников; в 10-11классах – около 200 учащихся. Всего 1876 учащихся.

В рамках эксперимента было проведено три обучающих семинара и полевой семинар-практикум по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Учителя получали методическую помощь от авторов ЗабКИПКРО учебника, методистов и преподавателей ЗабКИПКРО и ЗабГГПУ .

На семинарах проектировалась работа учителей исследователей, было проведено знакомство с опытом работы по вхождению в эксперимент, учителя познакомились с педагогическими технологиями, с фрагментами рабочей тетради по курсу «Региональная экология». Педагогам была предложена программа мониторинга ОЭР.

Полевой семинар-практикум был проведен в августе 2008г в г. Чите.

Педагоги прослушали лекции по темам:

- Ценностные основания научно-исследовательской деятельности уча-щихся как педагогической технологии;
- Особо охраняемые природные территории Забайкалья;
- Метод наблюдения как способ познания окружающего мира и его ис-пользование в исследовательской деятельности учащихся по «Региональной экологии».

Познакомились с полевыми методиками и адаптацией их к курсу «Регио-нальная экология» это такие методики как:

- методика изучения муравейника,
- методика наблюдения за водными животными,
- исследование памятника природы,
- исследование редуцентов лесной экосистемы,
- выявление антропогенной нагрузки на модельные экосистемы.

Полевой практикум был проведен на базе лагеря ЗабГГПУ на оз. Арахлей, кроме того были организованы экскурсии по окрестностям г.Читы, экскурсия в район Молоковки.

На семинарах педагоги активно обменивались опытом работы по проведению уроков по «Региональной экологии», представляли на семинарах разработки планов-уроков, результаты контрольных работ, посещали уроки своих коллег. О.А. Сычева (многопрофильный лицей №1) провела для учителей показательные уроки по «Региональной экологии». О.Д. Панкова (МОУ СОШ №23 г.Чита) и Г.П. Киселева Новокручининская СОШ) со своими учениками продемонстрировали внеклассные занятия по предмету.

По мнению педагогов учащиеся , изучив курс, могут охарактеризовать:

- значение экологии в решении глобальных, региональных, локальных проблем Забайкальского края;
- особенности экологических факторов, характерных для Забайкальского края, - структуру и демографические особенности популяций на примере видов встречающихся в Забайкальском крае;
- особенности типичных экосистем Забайкалья;
- специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забай-кальского края;
- необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов региона;
- значение особо охраняемых природных территорий Забайкалья для сохранения природы и жизни человека.
- традиции рационального природопользования населения Забайкалья и др.

Учащиеся умеют применять знания на практике, т.е.

- определять причинно следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды Забайкальского края;
- оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья;
- применять правила поведения человека в природе;
- проводить экологические исследования социоприродного окружения школы.

Все это соответствует требованиям к знаниям, умениям и компетенциям учащихся, прописанным в программе по региональной экологии.

На вопрос анкеты: «При изучении, каких тем Вы бы потратили больше времени?» Педагоги отвечают:

- Проблемы чистоты воздушной среды;
- Социально- экологические проблемы региона;
- Здоровье и окружающая среда;
- Проблемы сохранения и растительного и животного мира.

Какие темы, по вашему мнению, вызвали большой интерес у учащихся?

- Биоразнообразие Забайкальского края;
- Проблемы сохранения здоровья человека;
- Проблемы сохранения чистоты водной и воздушной среды;
- Устойчивое развитие региона.

Какие творческие работы выполнили Ваши ученики при изучении курса «Региональная экология»?

- Исследовательские работы;
- природоохранные проекты;
- составление кроссвордов;
- подготовка презентаций;
- видеофильмов и фотоальбомов, разработка сценариев экологических мероприятий.

Учащиеся и педагоги участники ОЭР были активны не только на уроках по «Региональной экологии», но и принимали самое активное участие в региональной экологической акции «Охранять природу - значит любить Родину!» (март-апрель2008 г), участие в конференции школьников «Наш Амур» в г. Нерчинске (март 2008 г), в краевой олимпиаде по экологии (январь 2009 г.).

Для экологического образования организация поисково-исследовательской деятельности в реальном социоприродном окружении имеет особое значение. Во многих школах кроме апробации учебника «Региональная экология», работают кружки «Юный эколог», научное общество учащихся, где есть секция по экологии. Участие в научно-исследовательской работе и в практических мероприятиях способствуют овладению школьниками навыками созидательной и прикладной природо-охранной деятельности. Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащиеся представляли свои исследовательские работы и проекты на конкурс «Моя малая Родина» и занимали призовые места. Интересно организованная научно-исследовательская деятельность учащихся в Молодежненской СОШ, СОШ №1 ЗАТО п. Горный, Алханайской школе, СОШ п. Шерловая Гора, СОШ п. Дарасун, в школах г. Читы.

Следует отметить то, что в течение этого времени мы работали с педагогами-энтузиастами. Несмотря на затруднения (к затруднениям педагоги отнесли: недостаток учебников, отсутствие рабочих тетрадей, атласов, наглядности, практикумов) работа проведена большая и многие из участников ОЭР уже приступили к разработке практикумов, рабочих тетрадей, тестовых заданий, подготовке фильмов о природе, сборников творческих работ детей, альбомов и т.д. Педагоги считают, что предмет «Региональная экология» необходимо включить в региональный БУП и его изучение проводить в 8-х классах общеобразовательных школ Забайкальского края.

Действительно, экологические знания, полученные в школе, должны стать для граждан страны основой поведения. Именно в школе человек должен осознать свое место в природе, понять свое отношение к ней и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011