Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Мониторинг экологического образования старших школьников в ходе апробации учебника «Региональная экология»Сычёва О.А., Забайкальский многопрофильный лицей-интернатМониторинг экологического образования школьников – неотъемлемая процедура, позволяющая проанализировать реальное состояние практики осуществления экологического образования и определить степень его качества, эффективность применяемых технологий, внедряемых УМК. При этом в школьном образовании в мониторинге можно выделить две составляющие: диагностика личностных качеств, ценностей и отношений обучающихся и оценка образовательных достижений школьников. В ходе апробации учебника «Региональная экология» на базе Забайкальского многопрофильного лицея-интерната в восьмых классах нами проводился мониторинг, основной целью которого было определение степени эффективности формирования экологической культуры личности школьника. Диагностика личностных качеств, ценностей и отношений осуществлялась нами в нескольких направлениях. - Характер отношения обучающихся к предмету «региональная экология», ибо только при позитивном отношении можно ждать положительных результатов.- Характер интересов учащихся в области экологии, поскольку это поможет выявлять систему приоритетных ценностей, и, в том числе, корректировать содержание экологического образования, осуществлять обоснованный выбор методов, приемов и технологий. - Непосредственно качества личности, характеризующие ее как обладаю-щую определенной степенью экологического сознания и мировоззрения, экологической культуры. В силу специфики экологического образования, которое призвано не столько сформировать знания и умения, сколько экологически целесообразные отношения и поведение, необходимость этих направлений не вызывает сомнения. Поэтому весь диагностический инструментарий должен быть подобран таким образом, чтобы дать объективную информацию по всем выделенным направлениям. Нами в ходе осуществления диагностики выявлены возможности некото-рых методик и методов исследования. - Характер отношения обучающихся к предмету «региональная экология» целесообразнее всего выявлять, используя метод анкетирования, а также педагогического наблюдения. Вопросы анкеты, составленной нами, были направлены на определение степени удовлетворенности осуществляемыми видами деятельности, методами обучения и контроля, содержанием экологического образования, представленным в учебнике и дополнительно подобранным учителем. Кроме того, нами был использован метод написания мини-сочинения на тему: «Ответ авторам учебника», где учащиеся в свободной форме излагали свое отношение к экологическим проблемам и необходимости экологического образования, в частности. При этом школьники отмечали высокую удовлетворенность учебником по экологии, доступностью содержащихся в нем текстов, красочностью иллюстраций. В конце сочинения каждый учащийся написал слова благодарности авторскому коллективу за красочный и содержательный учебник.- Качества личности, на формирование которых нацелено экологическое образование (ответственность, уважение и любовь к природе, степень прагматизма в отношении к природе и т.п.), можно успешно отследить, используя авторские методики «Натурафил», ЭЗОП, позволяющие установить характер взаимодействия с различными объектами природы, и мотивы, лежащие в его основе. Анкетирование поможет определить, в частности, степень соответствия образовательных целей с личностными целями учащихся. Диагностика уровня экологической культуры среди учащихся лицея по методикам «Натурафил» и ЭЗОП показала, что результаты соответствуют возрасту учащихся (Таблица 1). Таблица 1. Уровень экологической культуры учащихся 8а и 8б классов
Таким образом, среди методик, позволяющих наиболее точно и полно определить отношение учащихся к природе, можно назвать "Натурафил" и "ЭЗОП". Несмотря на то, что методика «Натурафил» несколько трудоемка для обработки, результаты тестирования дают учителю богатый материал для анализа. По результатам диагностики мы сделали вывод о наибольшей целесообразности использования методики "Натурафил" для установления уровня экологической образованности и воспитанности школьников, поскольку получаемые с ее помощью результаты в определенной мере оправдывают приложенные при обработке усилия. Однако, учитывая загруженность современного учителя, можно использовать только методику ЭЗОП, которая легче в обработке и, к тому же, лучше воспринимается учащимися. - Характер интересов учащихся в области экологии можно выявить, используя как анкетирование, так и методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. эту методику мы отмечаем как комплексную, которую можно использовать для определения отношений и в других областях знания. Кроме того, целесообразно проанализировать и степень учета социоприродного окружения образовательного учреждения;Результаты анкетирования показывают, что учащиеся в достаточной сте-пени видят значимость практической и исследовательской деятельности в природе, а также видов деятельности, имеющих социоприродное значение. Однако ряд подобных заданий практического типа был сложен и вызывал затруднения. Кроме того, не все методы и приемы работы, целесообразные в экологическом образовании, могли быть применены в полном объеме в силу неподготовленности к ним учащихся. При анализе интересов школьников было отмечено внимание к вопросам экологического права и экологической политики. Поэтому содержание экологического образования было частично дополнено. Кроме того, отсутствие каких-либо пропедевтических курсов экологического образования в данных классах обусловило необходимость включения в содержание и элементов общей экологии. Большой отклик и интерес у учащихся вызывали видео-уроки и занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий. Анализируя возможности участия детей в тех видах деятельности, которые максимально направлены на учет и улучшение социоприродного окружения, в частности, в проектной деятельности, что позволило бы говорить о достаточно высоком уровне сформированности экологической культуры, мы отметили отсутствие многих навыков и умений такой работы, что связано опять же с отсутствием систематической работы по экологическому образованию в лицее. Нами выделены виды деятельности, которые в наибольшей степени влияют на уровень экологической культуры: - экологические игры, тренинги;- экологический лагерь, экологическая тропа, экологические слеты, экологические рейды, десант; работа со СМИ; - научное общество учащихся, проектная деятельность (практические, исследовательские работы), экологические конференции; - экологические походы, полевая практика; - улучшение школьного помещения и пришкольного участка, дизайн класса. Часть из них мы постарались активно использовать в ходе экологического образования. Таким образом, качества личности школьника, ценности и отношения, не подлежащие оцениванию, мы выявляли с помощью вышеперечисленных методик и впоследствии стимулировали их развитие. Вторая составляющая мониторинга экологического образования – оценка образовательных достижений школьников, т.е. знаний и умений различного уровня, которые формируются в процессе экологического образования. Мы постарались использовать систему оценки, которая учитывет специфику и современное понимание «экологии» и «экологического образования» – метапредметность, универсальность, социоприродная направленность; а также достижения учащихся, вовлеченных в практическую и проектную деятельность, имеющую социоприродную значимость. Оценивая образовательные достижения школьников, мы учитывали спе-цифику содержания экологического образования, включающего как традиционные для любого предмета знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений, так и специфическую составляющую – умение осуществлять экологически целесообразную деятельность проектного типа (комплексную). Таким образом, нами в содержании экологического образования выделены 4 уровня его усвоения: описательный, объяснительный, практический и специфический именно для экологического образования – проектный (комплексная социоприродно значимая деятельность). Поскольку каждый уровень усвоения на порядок выше предыдущего, оценивать их одинаковыми баллами нецелесообразно, поэтому мы использовали рейтинговую накопительную систему оценки в баллах по итогам заданий и осуществляемых мероприятий, отслеживая и учитывая, в том числе, внеурочные достижения школьников в области экологического образования. В целом такой подход к оценке был принят учащимися доброжелательно, и имел большой воспитательный потенциал. Осуществляя оценку образовательных достижений на практике, мы провели, в том числе, подготовительную работу: распределили задания учебника на 4 группы в соответствии с выделенными нами уровнями усвоения содержания, разработали дополнительные задания практического и проектного уровней, итоговую контрольную работу, составленную нами на основе заданий, предложенных Региональным стандартом по экологии, и дополнительно разработанных. На каждом уроке учащимся предлагался перечень заданий каждого из четырех уровней на выбор (можно было выбрать не менее одного). В ходе оценивания результатов экологического образования школьников нами осуществлялось наблюдение по нескольким направлениям: - количество заданий того или иного уровня, выбранных учащимися;- общее количество выбираемых учащимися заданий; - интерес учащихся к творческим и нестандартным заданиям. Диагностика позволила выявить некоторые закономерности: - увеличение количества заданий практического и проектного типов, вы-бираемых учащимися;- увеличение интереса к нестандартным и творческим заданиям. Нами особо отмечено, что у учащихся динамика выбора изменяется в пользу заданий более высокого уровня, оценивающихся, соответственно, более высоко. Кроме того, школьники часто выбирали не одно, а несколько заданий одновременно. Контрольная работа, проведенная среди учащихся, подтверждает выводы о целесообразности выделения уровней усвоения содержания экологического образования и распределении на их основе образовательных результатов учащихся. Кроме того, анализ выполнения заданий позволяет внести коррективы в образовательный процесс. В частности, контрольная работа показала, что трудности вызывают задания, имеющие отношение к курсу общей экологии, учащимся незнакомы многие экологические термины и понятия, законы и правила. Задания практического и проектного типа вызывали затруднения у уча-щихся, поскольку такого типа задания им приходилось выполнять нечасто, например: 1. Составить и оформить схему или таблицу, по какой-либо теме для использования в учебном процессе;2. Создать агитационные (информационные) материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, разместить на сайте лицея; 3. Создать и представить компьютерную (или на альбомных листах) презентацию по одной из понравившихся тем, изученных за контрольный период; Некоторые трудности возникли при составлении схемы: недостаточно умений вычленить все взаимосвязи между объектами и явлениями и показать их схематично. Написание и оформление листовок вызвало наибольшие за-труднения: учащиеся незнакомы с такой формой работы, недостаточно пони-мают суть предложенного задания и назначение листовок. Работа с докладами затруднений не вызвала. Среди замечаний – недостаточное количество дополнительного материала, отсутствие четких выводов, итога работы. Последнее задание, самое серьезное и трудоемкое, вызвало немало трудностей как технических, так и теоретического характера (недостаточное использование дополнительного материала, освещение ключевых, значимых моментов, взаимосвязей, которые необходимо показать, раскрывая данную тему). Динамику успеваемости учащихся в течение года (Диаграмма 1) можно объяснить повысившимся интересом к заданиям практического и проектного уровня, которые оценивались, соответственно, более высоко. Диаграмма 1. Такая система оценки позволяет полно и содержательно оценивать образовательные достижения школьников. Выполняются и другие требования, предъявляемые к оценке: стимулирование, мотивирование образовательной деятельности, отсутствие эмоционального дискомфорта при оценивании, понимание учащимися причины такой оценки, возможность исправить отметку, переделав задание. Нами отмечены и другие положительные результаты: - Ситуация выбора побуждает учащихся к выполнению того задания, в котором он будет наиболее успешен; и к активности, ибо это отражается на общем количестве баллов, на итоговой оценке;- Выполняемые на оценку задания различных типов выполняют не только контролирующую функцию, но и, в большой степени, формирующую, воспитывающую; - Широкий спектр заданий позволяет учащимся проявить себя с различных сторон; - Накопительный характер системы оценки и отсутствие ассоциаций с при-вычными «2», «3» и т.д. снимают дискомфорт у учащихся при оценивании; - И Позитивное влияние на целостное развитие личности и формирование экологической культуры, в частности, мотивацию учащихся к выполнению тех видов деятельности, которые требуют проявления инициативы и творчества, имеющих социальное и природоохранное значение. Таким образом, мониторинг, проводящийся комплексно, дает возможность получить целостное представление как о ходе образовательного процесса по экологии, так и о качественных новообразованиях учащегося (знаниях, умениях, ценностях, личностных качествах). Ни одна из составляющих мониторинга не может быть исключена, ибо это исказит получаемые результаты. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |