Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Мониторинг экологического образования старших школьников в ходе апробации учебника «Региональная экология»

Сычёва О.А., Забайкальский многопрофильный лицей-интернат

Мониторинг экологического образования школьников – неотъемлемая процедура, позволяющая проанализировать реальное состояние практики осуществления экологического образования и определить степень его качества, эффективность применяемых технологий, внедряемых УМК. При этом в школьном образовании в мониторинге можно выделить две составляющие: диагностика личностных качеств, ценностей и отношений обучающихся и оценка образовательных достижений школьников.

В ходе апробации учебника «Региональная экология» на базе Забайкальского многопрофильного лицея-интерната в восьмых классах нами проводился мониторинг, основной целью которого было определение степени эффективности формирования экологической культуры личности школьника.

Диагностика личностных качеств, ценностей и отношений осуществлялась нами в нескольких направлениях.

- Характер отношения обучающихся к предмету «региональная экология», ибо только при позитивном отношении можно ждать положительных результатов.
- Характер интересов учащихся в области экологии, поскольку это поможет выявлять систему приоритетных ценностей, и, в том числе, корректировать содержание экологического образования, осуществлять обоснованный выбор методов, приемов и технологий.
- Непосредственно качества личности, характеризующие ее как обладаю-щую определенной степенью экологического сознания и мировоззрения, экологической культуры.

В силу специфики экологического образования, которое призвано не столько сформировать знания и умения, сколько экологически целесообразные отношения и поведение, необходимость этих направлений не вызывает сомнения. Поэтому весь диагностический инструментарий должен быть подобран таким образом, чтобы дать объективную информацию по всем выделенным направлениям.

Нами в ходе осуществления диагностики выявлены возможности некото-рых методик и методов исследования.

- Характер отношения обучающихся к предмету «региональная экология» целесообразнее всего выявлять, используя метод анкетирования, а также педагогического наблюдения. Вопросы анкеты, составленной нами, были направлены на определение степени удовлетворенности осуществляемыми видами деятельности, методами обучения и контроля, содержанием экологического образования, представленным в учебнике и дополнительно подобранным учителем. Кроме того, нами был использован метод написания мини-сочинения на тему: «Ответ авторам учебника», где учащиеся в свободной форме излагали свое отношение к экологическим проблемам и необходимости экологического образования, в частности. При этом школьники отмечали высокую удовлетворенность учебником по экологии, доступностью содержащихся в нем текстов, красочностью иллюстраций. В конце сочинения каждый учащийся написал слова благодарности авторскому коллективу за красочный и содержательный учебник.
- Качества личности, на формирование которых нацелено экологическое образование (ответственность, уважение и любовь к природе, степень прагматизма в отношении к природе и т.п.), можно успешно отследить, используя авторские методики «Натурафил», ЭЗОП, позволяющие установить характер взаимодействия с различными объектами природы, и мотивы, лежащие в его основе. Анкетирование поможет определить, в частности, степень соответствия образовательных целей с личностными целями учащихся. Диагностика уровня экологической культуры среди учащихся лицея по методикам «Натурафил» и ЭЗОП показала, что результаты соответствуют возрасту учащихся (Таблица 1).

Таблица 1. Уровень экологической культуры учащихся 8а и 8б классов

Натурафил
Оценка  в баллах  различных компонентов интенсивности отношения к природе
(max балл – 9, интенсивность - 83)
Перцептивно-аффективный Когнитивный Практический Поступочно-инфлюативный Натуралистическая эрудиция Интенсивность
5 4 4 4 5 52
5 3 4 4 4 49

Таким образом, среди методик, позволяющих наиболее точно и полно определить отношение учащихся к природе, можно назвать "Натурафил" и "ЭЗОП". Несмотря на то, что методика «Натурафил» несколько трудоемка для обработки, результаты тестирования дают учителю богатый материал для анализа. По результатам диагностики мы сделали вывод о наибольшей целесообразности использования методики "Натурафил" для установления уровня экологической образованности и воспитанности школьников, поскольку получаемые с ее помощью результаты в определенной мере оправдывают приложенные при обработке усилия. Однако, учитывая загруженность современного учителя, можно использовать только методику ЭЗОП, которая легче в обработке и, к тому же, лучше воспринимается учащимися.

- Характер интересов учащихся в области экологии можно выявить, используя как анкетирование, так и методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. эту методику мы отмечаем как комплексную, которую можно использовать для определения отношений и в других областях знания. Кроме того, целесообразно проанализировать и степень учета социоприродного окружения образовательного учреждения;

Результаты анкетирования показывают, что учащиеся в достаточной сте-пени видят значимость практической и исследовательской деятельности в природе, а также видов деятельности, имеющих социоприродное значение. Однако ряд подобных заданий практического типа был сложен и вызывал затруднения. Кроме того, не все методы и приемы работы, целесообразные в экологическом образовании, могли быть применены в полном объеме в силу неподготовленности к ним учащихся. При анализе интересов школьников было отмечено внимание к вопросам экологического права и экологической политики. Поэтому содержание экологического образования было частично дополнено. Кроме того, отсутствие каких-либо пропедевтических курсов экологического образования в данных классах обусловило необходимость включения в содержание и элементов общей экологии. Большой отклик и интерес у учащихся вызывали видео-уроки и занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Анализируя возможности участия детей в тех видах деятельности, которые максимально направлены на учет и улучшение социоприродного окружения, в частности, в проектной деятельности, что позволило бы говорить о достаточно высоком уровне сформированности экологической культуры, мы отметили отсутствие многих навыков и умений такой работы, что связано опять же с отсутствием систематической работы по экологическому образованию в лицее.

Нами выделены виды деятельности, которые в наибольшей степени влияют на уровень экологической культуры:

- экологические игры, тренинги;
- экологический лагерь, экологическая тропа, экологические слеты, экологические рейды, десант; работа со СМИ;
- научное общество учащихся, проектная деятельность (практические, исследовательские работы), экологические конференции;
- экологические походы, полевая практика;
- улучшение школьного помещения и пришкольного участка, дизайн класса.

Часть из них мы постарались активно использовать в ходе экологического образования.

Таким образом, качества личности школьника, ценности и отношения, не подлежащие оцениванию, мы выявляли с помощью вышеперечисленных методик и впоследствии стимулировали их развитие. Вторая составляющая мониторинга экологического образования – оценка образовательных достижений школьников, т.е. знаний и умений различного уровня, которые формируются в процессе экологического образования. Мы постарались использовать систему оценки, которая учитывет специфику и современное понимание «экологии» и «экологического образования» – метапредметность, универсальность, социоприродная направленность; а также достижения учащихся, вовлеченных в практическую и проектную деятельность, имеющую социоприродную значимость.

Оценивая образовательные достижения школьников, мы учитывали спе-цифику содержания экологического образования, включающего как традиционные для любого предмета знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений, так и специфическую составляющую – умение осуществлять экологически целесообразную деятельность проектного типа (комплексную). Таким образом, нами в содержании экологического образования выделены 4 уровня его усвоения: описательный, объяснительный, практический и специфический именно для экологического образования – проектный (комплексная социоприродно значимая деятельность). Поскольку каждый уровень усвоения на порядок выше предыдущего, оценивать их одинаковыми баллами нецелесообразно, поэтому мы использовали рейтинговую накопительную систему оценки в баллах по итогам заданий и осуществляемых мероприятий, отслеживая и учитывая, в том числе, внеурочные достижения школьников в области экологического образования. В целом такой подход к оценке был принят учащимися доброжелательно, и имел большой воспитательный потенциал.

Осуществляя оценку образовательных достижений на практике, мы провели, в том числе, подготовительную работу: распределили задания учебника на 4 группы в соответствии с выделенными нами уровнями усвоения содержания, разработали дополнительные задания практического и проектного уровней, итоговую контрольную работу, составленную нами на основе заданий, предложенных Региональным стандартом по экологии, и дополнительно разработанных.

На каждом уроке учащимся предлагался перечень заданий каждого из четырех уровней на выбор (можно было выбрать не менее одного).

В ходе оценивания результатов экологического образования школьников нами осуществлялось наблюдение по нескольким направлениям:

- количество заданий того или иного уровня, выбранных учащимися;
- общее количество выбираемых учащимися заданий;
- интерес учащихся к творческим и нестандартным заданиям.

Диагностика позволила выявить некоторые закономерности:

- увеличение количества заданий практического и проектного типов, вы-бираемых учащимися;
- увеличение интереса к нестандартным и творческим заданиям.

Нами особо отмечено, что у учащихся динамика выбора изменяется в пользу заданий более высокого уровня, оценивающихся, соответственно, более высоко. Кроме того, школьники часто выбирали не одно, а несколько заданий одновременно.

Контрольная работа, проведенная среди учащихся, подтверждает выводы о целесообразности выделения уровней усвоения содержания экологического образования и распределении на их основе образовательных результатов учащихся. Кроме того, анализ выполнения заданий позволяет внести коррективы в образовательный процесс. В частности, контрольная работа показала, что трудности вызывают задания, имеющие отношение к курсу общей экологии, учащимся незнакомы многие экологические термины и понятия, законы и правила.

Задания практического и проектного типа вызывали затруднения у уча-щихся, поскольку такого типа задания им приходилось выполнять нечасто, например:

1. Составить и оформить схему или таблицу, по какой-либо теме для использования в учебном процессе;
2. Создать агитационные (информационные) материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, разместить на сайте лицея;
3. Создать и представить компьютерную (или на альбомных листах) презентацию по одной из понравившихся тем, изученных за контрольный период;

Некоторые трудности возникли при составлении схемы: недостаточно умений вычленить все взаимосвязи между объектами и явлениями и показать их схематично. Написание и оформление листовок вызвало наибольшие за-труднения: учащиеся незнакомы с такой формой работы, недостаточно пони-мают суть предложенного задания и назначение листовок. Работа с докладами затруднений не вызвала. Среди замечаний – недостаточное количество дополнительного материала, отсутствие четких выводов, итога работы.

Последнее задание, самое серьезное и трудоемкое, вызвало немало трудностей как технических, так и теоретического характера (недостаточное использование дополнительного материала, освещение ключевых, значимых моментов, взаимосвязей, которые необходимо показать, раскрывая данную тему).

Динамику успеваемости учащихся в течение года (Диаграмма 1) можно объяснить повысившимся интересом к заданиям практического и проектного уровня, которые оценивались, соответственно, более высоко.


Диаграмма 1.

Такая система оценки позволяет полно и содержательно оценивать образовательные достижения школьников. Выполняются и другие требования, предъявляемые к оценке: стимулирование, мотивирование образовательной деятельности, отсутствие эмоционального дискомфорта при оценивании, понимание учащимися причины такой оценки, возможность исправить отметку, переделав задание. Нами отмечены и другие положительные результаты:

- Ситуация выбора побуждает учащихся к выполнению того задания, в котором он будет наиболее успешен; и к активности, ибо это отражается на общем количестве баллов, на итоговой оценке;
- Выполняемые на оценку задания различных типов выполняют не только контролирующую функцию, но и, в большой степени, формирующую, воспитывающую;
- Широкий спектр заданий позволяет учащимся проявить себя с различных сторон;
- Накопительный характер системы оценки и отсутствие ассоциаций с при-вычными «2», «3» и т.д. снимают дискомфорт у учащихся при оценивании;
- И Позитивное влияние на целостное развитие личности и формирование экологической культуры, в частности, мотивацию учащихся к выполнению тех видов деятельности, которые требуют проявления инициативы и творчества, имеющих социальное и природоохранное значение.

Таким образом, мониторинг, проводящийся комплексно, дает возможность получить целостное представление как о ходе образовательного процесса по экологии, так и о качественных новообразованиях учащегося (знаниях, умениях, ценностях, личностных качествах). Ни одна из составляющих мониторинга не может быть исключена, ибо это исказит получаемые результаты.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011