Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Е.А. Макарова, Роль курса «Региональная экология» в организации системы экологического образования в школеЭкологическое образование учащихся в МОУ Молодёжнинская средняя общеобразовательная школа идёт по нескольким направлениям. Ниже в табл. 1 представлены разные виды деятельности в Молодёжнинской СОШ. Таблица 1
Участие в работе областной экспериментальной площадке по апробации учебника «Региональная экология» в школе с 2007 г. было встречено с пониманием и ощущается поддержка со стороны школьной и районной администрации. Мы получили возможность перейти от фрагментарной познавательной экологической деятельности к целенаправленному изучению проблем экологии через региональный курс. Появилась возможность ближе познакомиться с экологическими проблемами нашего региона. Большое количество иллюстраций в учебнике, справочного цифрового материала показывают учащимся, в какой непростой ситуации мы живём. Решение экологических задач, поиск ответов на проблемные вопросы заставляют учащихся думать, анализировать, а самое главное в их глазах видно неподдельное удивление и огорчение полученными результатами. В формировании экологической культуры принимают участие не только учителя естественнонаучного цикла, но и преподаватели русского языка и литературы, учителя технологии, изобразительного искусства. В нашей школе ежегодно издаются литературные сборники лучших работ учащихся школы. Многие поэтические произведения и проза посвящены любимому Приаргунью. Через любовь к прекрасному, через духовность идёт ежедневный воспитательный процесс. Учителя изобразительного искусства и технологии оформили школьную галерею, которая ежегодно пополняется новыми работами. И здесь мы видим преклонение перед живой природой и её красотой. Ещё задолго до начала эксперимента школьники занимались озеленением коридоров и рекреаций школы, а пару лет назад задумались над созданием своего зимнего сада. Экспериментальная работа только ускорила этот процесс, и весной 2008 года у нас появился зимний сад. В нем собраны растения, которые выделяют фитонциды. Теперь задача исследовательской группы определить качество воздуха, количество бактерий и влияние данного уголка на здоровье учащихся. Коллекция растений обновляется и пополняется. А растения даже в условиях нашей холодной школы чувствуют себя превосходно. Учащиеся школы постоянные участники районных, областных олимпиад по экологии (см.: диаграмму). Участие учащихся в олимпиадах по экологии Предмет экология как самостоятельный в школе до 2007-2008 учебного года не преподавался. Участники олимпиад разного уровня – это учащиеся школы, занимающиеся в заочной экологической школе при областной станции юнатов. С 1 сентября 2007 года в 9 классах ведётся экология в рамках областной апробации учебника «Региональная экология». Учащиеся с рефератами, творческими проектами принимают участие в школьных, районных и областных конкурсах и занимают призовые места (табл. 2). Таблица 2. Достижения учеников
На протяжении 4-х лет в нашей школе проводится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учащимся 9-х классов предлагаются элективные курсы по выбору. Учащиеся должны набрать 68 часов элективных курсов. Таблица 3. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов
Как видим из табл. 3, наблюдается интерес учащихся к предметам естественнонаучного профиля. В 2007-2008 учебном году в нашей школе введено предпрофильное обучение в 8-х классах. Учащимся предложены элективные курсы по следующим темам естественнонаучного цикла: кожа подростка и лекарство на нашем столе. Кроме работы, проводимой в течение учебного года, большая работа по экологическому воспитанию проводится во время летних каникул. Учащиеся заняты: - Команда доброй воли (участники 5 трудовой четверти) – ребята занимаются благоустройством пришкольной территории и работой на УОУ (фотографии на диске).- Работа летнего экологического лагеря – работа по ландшафтному дизайну (фотографии на диске). Объём работы, который выполняют учащиеся очень большой: посадка и выращивание овощных культур, посадка кустарников, разбивка сада, оформление газонов. Пришкольная территория составляет более двух гектаров. И в течение всего лета она благоухает от пестроты цветов и радует своим оформлением. Весной 2008 года в школе был проведён конкурс на лучшее оформление пришкольного газона. То, что ребёнок сделал своими руками он никогда не погубит и не даст сгубить другому. Только ежедневная кропотливая работа с детьми будет способствовать сближению с природой, и формировать экологическую культуру. Приложение №1. Работа на УОУ Приложение №2. Пришкольный участок летом |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |