Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Е.А. Макарова,
учитель высшей категории МОУ Молодёжнинская средняя общеобразовательная школа
Приаргунского района Забайкальского края

Роль курса «Региональная экология» в организации системы экологического образования в школе


Экологическое образование учащихся в МОУ Молодёжнинская средняя общеобразовательная школа идёт по нескольким направлениям. Ниже в табл. 1 представлены разные виды деятельности в Молодёжнинской СОШ.

Таблица 1

Учебная деятельность Проектная деятельность Элективные курсы Кружковая деятельность
С 1 сентября 2007 года ведётся предмет «Региональная экология» в рамках областной апробации учебника 2005-2006 уч.год проект на тему: «Правда о любимом яблоке».
2005-2007 год проект на тему: «Биоразнообразие в окрестностях п.Молодёжный».
2006-2007 уч.год проект на тему: «Зимний сад».
2007-2009 год проект на тему: «Гигиеническая оценка школьного здания».
1. «Глобальные проблемы человечества»
10кл.
2. «Экология растений Забайкалья» 11кл.
3. «Экология города» 9кл.
4. «Экология человека» 9кл.
5. «Человек, наследственность и окружающая среда» 10кл.
1. «Юный эколог»
Работа по программе «Мир, в котором я живу».
2. «Турист» кружок для учащихся 5-11 классов.

Участие в работе областной экспериментальной площадке по апробации учебника «Региональная экология» в школе с 2007 г. было встречено с пониманием и ощущается поддержка со стороны школьной и районной администрации. Мы получили возможность перейти от фрагментарной познавательной экологической деятельности к целенаправленному изучению проблем экологии через региональный курс. Появилась возможность ближе познакомиться с экологическими проблемами нашего региона. Большое количество иллюстраций в учебнике, справочного цифрового материала показывают учащимся, в какой непростой ситуации мы живём. Решение экологических задач, поиск ответов на проблемные вопросы заставляют учащихся думать, анализировать, а самое главное в их глазах видно неподдельное удивление и огорчение полученными результатами.

В формировании экологической культуры принимают участие не только учителя естественнонаучного цикла, но и преподаватели русского языка и литературы, учителя технологии, изобразительного искусства. В нашей школе ежегодно издаются литературные сборники лучших работ учащихся школы. Многие поэтические произведения и проза посвящены любимому Приаргунью. Через любовь к прекрасному, через духовность идёт ежедневный воспитательный процесс. Учителя изобразительного искусства и технологии оформили школьную галерею, которая ежегодно пополняется новыми работами. И здесь мы видим преклонение перед живой природой и её красотой.

Ещё задолго до начала эксперимента школьники занимались озеленением коридоров и рекреаций школы, а пару лет назад задумались над созданием своего зимнего сада. Экспериментальная работа только ускорила этот процесс, и весной 2008 года у нас появился зимний сад. В нем собраны растения, которые выделяют фитонциды. Теперь задача исследовательской группы определить качество воздуха, количество бактерий и влияние данного уголка на здоровье учащихся. Коллекция растений обновляется и пополняется. А растения даже в условиях нашей холодной школы чувствуют себя превосходно. Учащиеся школы постоянные участники районных, областных олимпиад по экологии (см.: диаграмму).

Участие учащихся в олимпиадах по экологии


Предмет экология как самостоятельный в школе до 2007-2008 учебного года не преподавался. Участники олимпиад разного уровня – это учащиеся школы, занимающиеся в заочной экологической школе при областной станции юнатов. С 1 сентября 2007 года в 9 классах ведётся экология в рамках областной апробации учебника «Региональная экология». Учащиеся с рефератами, творческими проектами принимают участие в школьных, районных и областных конкурсах и занимают призовые места (табл. 2).

Таблица 2. Достижения учеников

Мероприятия Результат
2005 – 2006 учебный год
1 V Московская дистантная олимпиада по естествознанию для учащихся 4-6 классов Боровская Карина
1 место
2 Летняя экологическая школа: лучшая исследовательская работа по экологии Макаров Степан
1 место
3 Летняя экологическая школа: областная олимпиада школьников по экологии 1 место
Макаров Степан
2 место
Вихрова Надя
Грамота
4 Международный слёт друзей заповедных островов ГУ ГПБЗ «Даурский» Дипломы участников
Макаров Степан
Макарова Тамара
5 Районный слёт трудовых бригад: конкурс экологов Макаров Степан
3 место
2006 – 2007 учебный год
1 VI Московская дистантная олимпиада по естествознанию для учащихся 4-6 классов Маслова Нина,
Чипизубова Ксения
3 место
2 Районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» Макаров Степан,
Богданова Кристина,
Чипизубова Ксения
Лучший доклад
3 Районная конференция по здоровьесбережению Боровская Карина Лучший проект
4 Летняя экологическая школа: исследовательская работа Макаров Степан
Грамота
5 Летняя экологическая школа: областная олимпиада школьников по экологии 2 место
Макаров Степан
6 Районный туристический слёт школьников:
«Конкурс краеведов»
2 место
Команда
2007 – 2008 учебный год
1 Районная олимпиада школьников по экологии Вихрова Надя
9 место
2 Областная олимпиада школьников по биологии 8 место
Макаров Степан (11)
3 Областной телевизионный конкурс «Проходной балл» 1 место
Макаров Степан
2008 – 2009 учебный год
1 Районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» Призёры
Зиборова Наталья, Перцева Настя
2 Участие в областном конкурсе «Моя малая Родина» Богданова Кристина,
Чипизубова Ксения,
Маслова Нина

На протяжении 4-х лет в нашей школе проводится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учащимся 9-х классов предлагаются элективные курсы по выбору. Учащиеся должны набрать 68 часов элективных курсов.

Таблица 3. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов

Название элективного курса Количество учащихся
2004 – 2005 учебный год
1. Экология города 4
2. Заповедное дело в России 15
2005 – 2006 учебный год
1. Экология человека 18
2. Азы туризма 10
2006 – 2007 учебный год
1. Экология человека 17
2007 – 2008 учебный год
1. Твои возможности - человек 22

Как видим из табл. 3, наблюдается интерес учащихся к предметам естественнонаучного профиля.

В 2007-2008 учебном году в нашей школе введено предпрофильное обучение в 8-х классах. Учащимся предложены элективные курсы по следующим темам естественнонаучного цикла: кожа подростка и лекарство на нашем столе.

Кроме работы, проводимой в течение учебного года, большая работа по экологическому воспитанию проводится во время летних каникул. Учащиеся заняты:

- Команда доброй воли (участники 5 трудовой четверти) – ребята занимаются благоустройством пришкольной территории и работой на УОУ (фотографии на диске).
- Работа летнего экологического лагеря – работа по ландшафтному дизайну (фотографии на диске).

Объём работы, который выполняют учащиеся очень большой: посадка и выращивание овощных культур, посадка кустарников, разбивка сада, оформление газонов. Пришкольная территория составляет более двух гектаров. И в течение всего лета она благоухает от пестроты цветов и радует своим оформлением. Весной 2008 года в школе был проведён конкурс на лучшее оформление пришкольного газона. То, что ребёнок сделал своими руками он никогда не погубит и не даст сгубить другому.

Только ежедневная кропотливая работа с детьми будет способствовать сближению с природой, и формировать экологическую культуру.

Приложение №1. Работа на УОУ




Приложение №2. Пришкольный участок летом



Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011