Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Т.А. Федорова Учет социоприродного окружения средней общеобразовательной школы с. Урейск Акшинского района в процессе аробации учебника «Региональная экология»Необходимость реализации регионального компонента по экологии в школе диктуется жизненно-важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образова-нии. Развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные ситуации своего ре-гиона, района. Учет социоприродного окружения школы при изучении курса «Регио-нальная экология» осуществляется через проблемные задания, творческие работы, которые предусмотрены в учебнике, активное участие в различного рода посильных мероприятиях по решению экологических проблем своего района. Таким образом, курс содействует воспитанию экологической культуры учащихся через освоение зна-ний по региональной экологии. В школе созданы условия, которые способствуют осуществлению реализации программы курса: 1) выделен 1 час в неделю региональной экологии из школьного компонента в 9 классе; 2) приобретены учебники «Региональная экология»; 3) часы ведет преподаватель химии-биологии; 4) оборудованный кабинет биологии; 5) есть желание учащихся и родителей узнать больше о состоянии природы в своем регионе, районе. Объектом эксперимента по реализации регионального компонента по эколо-гии и апробации учебника стали знания и умения школьников как основа экологиче-ской культуры. Предполагалось и активное участие школьников в изучении и реше-нии местных экологических проблем. Формами и методами учебного процесса стали: участие в экологических праздниках, конференциях, слетах, рейдах по очистке берега реки Акшинка, леса, школьной территории, исследовательской деятельности, днях здоровья, экоднях, работе по уходу за посадками и т.п. В реализации регионального компонента по программе «Региональная экология» участвовало: в 2007-2008г – 14 учеников 9 класса и в 2008-2009г – 11 учеников 9 класса. Основными методами исследования стали: тестирование, анкетирование, выполнение исследовательских работ, решение практических задач на базе пришкольного опытного участка, сада, теплицы Урейского лесничества, лесного массива возле с. Урейск, реки Акшинка. Анализ, проведенных практических и теоретических работ показал, что для большинства учащихся природа ассоциируется с её красотой. Наиболее интерес-ными оказываются темы, которые являются с их точки зрения практически значимы-ми. В 2007-2009 учебных годах для исследований, мини-проектов были отведены часы на занятиях элективных курсов по биологии, химии, в работе НОУ, школьного лесничества. Были проведены экодни, создана экологическая тропа с целью изуче-ния и охраны мест обитания живых организмов. В кружке «Школьное лесничество» учащиеся осуществляли анализ и оценку воздействий факторов окружающей среды (антропогенных) на биоразнообразие (сорных, лекарственных растений, древесных пород и др), знакомились с правилами поведения в окружающей среде, изучали по-следствия ведения деятельности человека на лесной биоценоз и оценивали степень озеленения пришкольной территории НОУ. Учащимися в 2008 году для творческих работ были выбраны темы «Загрязне-ние воздуха, воды, почвы», «Многообразие экосистем и биологическое разнообра-зие», «Водные объекты на примерах местных объектов». Теоретические занятия были направлены на изучение: основных экологиче-ских терминов и понятий; особенностей типичных экосистем своей местности; мно-гообразия видов этих экосистем; основных типов почв, состояния, значения, охра-ны; охраняемых и редких видов насекомых, птиц, растений; охраняемых природных территорий района, области. Практическая деятельность заключалась в следующем: определение проек-тивного покрытия наземных частей растений на лесной площадке; определение ле-карственных, сорных растений, их учет; изучение ярусности леса и лесостепи, эко-логических особенностей лесных птиц, сезонных явлений в их жизни. Осуществляя итоговый контроль общеобразовательных достижений за оп-ределенный период времени, были предложены тестовые задания Регионально-го образовательного стандарта по экологии. Итоги тестирования: 3 место – 9 класс – 70,86% (средний балл выполнения теста). В нашей школе предмет «Региональная экология» легко вписался в школь-ный Учебный план, который стал так же и предметом для реализации региональ-ного компонента по экологии, школьного компонента «Мой край Забайкалье», «Региональная экология» дает возможность научить детей с детского возраста охранять свое окружение, сформировать у них навыки ответственного поведения в природной среде, узнать больше о своем крае, понять процессы, происходящие в природе, раскрыть зависимость здоровья человека от «здоровья» окружающей среды, изменить взгляд на природу как не на материальную ценность, а жизненно-важную составную часть окружения. По мнению родителей, данный учебник имеет огромное значение для по-знания флоры и фауны Забайкальского края. Он объемно раскрывает сферу по-знания природы для тех, кто в ней живет. Так же учит школьников заботиться о своем здоровье, беречь свой край, животных, растения, не наносить вред окру-жающей среде. Очень важным является рациональное использование природ-ных ресурсов, забота о будущих поколениях, которые будут пользоваться ими. Важно научить этому подрастающую смену. Мы должны это понимать и учить этому наших детей, внуков, правнуков. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |