Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Н.В. Воронова, Изучение курса «Региональная экология» как фактор воспитания экологической культуры учащихсяИстория человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком, выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодняшние школьники скоро станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей земли. И в каждом из них необходимо воспитать чувство любви к природе, заботу и уважение ко всему живому, способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Верным помощником в деле формирования культуры отношения к природе стал в нашей школе - «Региональная экология». Авторы учебника В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А.Игумнова, Л.Н.Золотарева. Работа 2-х лет показал, что учащиеся 8 класса хорошо воспринимают предложенный материал учебника. Одним из показателей эффективности введения курса является выполнение контрольных работ на довольно высоком уровне качества знаний, за 2007-2008 учебный год, в 8-а классе. Анкетирование среди учащихся 8 классов (2007-2008 уч.г., 2008-2009 уч.г.), направленное на выявление отношения учащихся к новому предмету показало высокий рейтинг предмета у восьмиклассников. Таблица 1 Преобладают следующие типы доминирующей установки в отношении природы: «эстетическая» установка- у 66% учащихся; «когнитивная» установка- у 7% учащихся; «этическая» установка-у 21% учащихся; «прагматическая» установка – у60% учащихся. В данном случае у испытуемых является «Эстетическая» установка. Таблица 2 Преобладают следующие типы доминирующей установки в отношении природы: «эстетическая» установка- у 69% учащихся; «когнитивная» установка – у 64 учащихся; «эстетическая» установка – у 61% учащихся; «прагматическая» установка – у 116% учащихся. В данном случае у испытуемых доминирующей является « Прагматическая» установка. Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении экологии, путь, который помогает превратить знания в убеждения. В нашей школе я вместе с группой учащихся 3 года участвую в опытно – экспериментальной работе по теме: «Влияние НОУ на самоопределение и самореализации школьников», (секция экологии-биологии). Наблюдение за сформированными умениями и навыками в начале деятельности НОУ (2006 г.) показали, что учащиеся не умеют заниматься исследовательской работой, использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, выступать перед аудиторией. Современному обществу нужны социально-активные, ответственные люди, умеющие применять свои знания на практике. НОУ учит школьников заниматься исследовательской работой, использовать свои знания на практике, проявлять свою социальную активность. В процессе эксперимента учащиеся, работая в НОУ в секции: экологии- биологии, работают в трех образовательных пространствах. Права и обязанности НОУ: члены общества обязаны участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по совершенствованию работы общества; отчитываться о проделанной работе. Члены НОУ имеют право: принимать участие в конференциях различного уровня; использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований; получать консультации, иметь научного руководителя; принимать участие в работе общего собрания; добровольно выйти из состава НОУ. В процессе работы в НОУ учащиеся получают научные представления о методике и методах исследования, научиться применять знания на практике. В ходе проведения собственных исследований у учащихся формируются научные знания о роли, месте, характере исследования по изученной проблеме, приобретаются умения и навыки системной целенаправленной работы над темою логичности построения материала. Следует отметить, что у учащихся в целом формируется исследовательская культура. В научном обществе мы стараемся обеспечить индивидуальный подход в создании условий для развития одаренных учащихся, вооружим их научными методами исследования, мониторинга, прогнозирования, что влияет на самоопределение и самореализацию школьников, повышается заинтересованность в учебе. В процессе работы в секции экологии-биологии, учащиеся научились анализировать первоисточники, сопоставлять (таблицы, схемы, графики а также рисунки и фото), делать выводы. Получили навыки по написанию и защите рефератов, составлению презентаций. Можно сделать вывод, что задачи по воспитанию интереса, познанию, сохранению природы, приобретению дополнительных знаний и умений, развитию навыков научно – исследовательской работы выполнены. В результате проведенной работы являются достижения учащихся: в 2006 году 1-е место в Районной практической конференции «Шаг в науку» Машуков С. с проектом «Глаза – зеркало души…»; в 2008 году 1-е место в районной практической конференции «Шаг в науку» Мунгалова Н. с проектом «Как живешь, Аргунь?»; участие в фестивале детских творческих работ «Портфолио», Геласимова Г. С проектом «Здоровый позвоночник – основа здоровья». Очень интересно проходят уроки, учащиеся с удовольствием и с большим желанием готовятся к занятиям. На уроках по экологии и биологии мною применяются различные технологии: обучение в сотрудничестве (командная, групповая, работа в парах), уроки-конференции, игровые методы, развивающее обучение, разноуровневое обучение, лекционно-семинарско-зачетную систему обучения Перед уроком «Загрязнение воздуха» с учащимися было проведено анкетирование: «Проблема курения среди учащихся» (использована анкета из издания «Пути реализации регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (под ред. Е.А. Игумновой, с. 75). При изучении раздела «Курение как фактор загрязнение воздуха», назвали результаты анкеты. Под руководством учителя, учащиеся пришли к выводу, что курение вредит здоровью, доказали это на примеры из жизни (были приведены факты смертельного исхода из-за курения, как со стороны учителя так и со стороны учащихся). К этому уроку так же были нарисованы плакаты и сделаны своими руками, пачки для сигарет со своей рекламой на тему: «Вред курения». К уроку «Инфекционные заболевания» группа учащихся посетила Центральную районную больницу п. Приаргунска, взяв там статистические данные о заболеваниях ВИЧ-инфекции, гепатите, туберкулезе. Вместе с учителем составили таблицу: «Заболеваемость ВИЧ-инфекцией, гепатитом, туберкулезом Приаргунского района», приготовили сообщения, использовали этот материал на уроке. Цель урока было познакомить учащихся с понятием инфекционные болезни, их профилактикой (СПИД, гепатит, туберкулез). Ставились развивающие задачи, такие как совершенствование умений и приемов работы с различными источниками информации. В воспитательном плане ставились задачи способствовать развитию потребностей введения ЗОЖ, соблюдения правил личной гигиены, воспитания высокой нравственности и духовной культуры. Традицией стало проведение недели экологии с 21.04 по 28.04. В течение этой недели ставится задача показать учащимся, почему экология играет важную роль в современном мире и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку. Составляется программа проведения недели. В которую включаются как познавательные, так и развлекательные мероприятия. В первый день недели экологии на общешкольной линейке каждому классу выдаются путевые листы на каждый день недели. В этот же день прошла фотовыставка: «Наш – край – ЭКОРАЙ», где учащиеся представляют фото-снимки различных уголков родного края (эти работы вывешиваются в экологическом зале и весят весь год).Учащиеся начальных классов участвуют в выставке поделок: «Причуды природы» ( поделки сделанные из природного материала). Ко второму дню учащиеся получают задание заранее, так как им нужно подготовить сообщение и презентацию об охраняемых животных и растениях Забайкалья. Перед началом конференции жюри напутствовало ребят на плодотворную работу. Победитель научно-практической районной конференции «Шаг в науку» стала Мунгалова Настя выступила со своей работой «Как живешь, Аргунь?». Затем учитель русского языка и литературы Гантимурова О.А. из центра опытно-экспериментальной работы школы, которая в ходе поездки в Китай исследовала языковые особенности иноязычного населения Китая и одновременно сравнивая природные ландшафты соседей, так же представила вниманию ребят свои наблюдения: «Одна и та же река разделяет нас, но мы не можем гордиться тем, что у нас много рыбы, а у китайцев на базаре она кишмя кишит в чанах и ёмкостях в живом виде и в неограниченном количестве – в обработанном. Даже птиц над Аргунью на китайской стороне значительно больше, чем у нас, сказывается запрет на охоту и то, что есть рыба для их пропитания. Русский человек может многому поучиться у китайцев, в частности практичности: используют всё, к чему мы чаще всего относимся бесхозяйственно, бездумно. Щемило сердце, когда проезжали по лесу, по тем же самым березнякам, что и у нас, какой контраст! Лес чистый, аккуратный, нет деревьев, обожженных огнём. Китайцы от нас лес вывозят, а свой лес берегут. Мы живем сегодняшним днем, они живут будущим». В третий день была игра «Экологическая тропа». Каждому классу были выданы маршрутные листы, учащиеся проходили семь станций, где должны показать свои знания о природе и поведения в природе. В четвертый день: «Экологический десант». Во время экологического десанта вся школа участвовала в очистке берега р. Аргунь от мусора. Такие десанты традиционно проходят два раза в год, весной и осенью. В пятый день недели экологии подводятся итоги недели, награждаются самые активные участники недели, школьники организовали концерт. Итак, проводимый эксперимент по апробации учебника «Региональная экология» доказал, что предмет «экология» должен быть в школе. Во время прогулок учащиеся становятся свидетелями пренебрежительного отношения к природе, порчи и бессмысленного уничтожения растений, насекомых и т.п. Это всегда вызывает у школьников отрицательные эмоции. С повышением уровня экологических знаний школьников и под влиянием разъяснений учителя отрицательные эмоции перерастают в чувства возмущения, негодования по поводу экологически безграмотного и безответственного поведения, формируется потребность в активной, действенной защите природы. Проведя анкетирование, мое отношение о предмете и учебнике «Региональная экология» из 26 ребят 21 дали ответ, что предмет экология должен изучаться в школе. Таблица 3 Вывод: по сравнению с прошлым учебным годом в 2008-2009 уч. году, большинство учащихся считают, что информация получаемая на уроках интересная, полезная и что курс должен изучаться в школе. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |