Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Л.Д. Лхасаранова,
учитель биологии и экологии
МОУ «Алханайская средняя
общеобразовательная школа»


Анализ опытно-экспериментальной работы по апробации 27.05.2009учебника «Региональная экология»


С августа 2007 года наша школа является участником сетевой опытно-экспериментальной площадки по созданию УМК по экологическому образованию нового поколения и выявлению эффективности его введения в общеобразовательные школы Забайкальского края с учетом его социоприродного окружения. Эта опытно-экспериментальная работа проводилась по апробации учебника «Региональная экология», авторами которого являются педагоги и экологи – преподаватели Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, сотрудники лаборатории экологического образования – В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарева.

Данный эксперимент проводится в 8 классе с 1 сентября 2007 учеб-ного года и рассчитан на два учебных года. В начале учебного года проведены исследования по вербальной ассоциативной методике «ЭЗОП» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) с целью выявления типа доминирующей установки в отношении природы у учащихся этого класса. По результатам анкетирования сделан такой вывод: в данном классе у испытуемых доминирующей является «эстетическая» установка (природа воспринимается как объект красоты), «этическая» (природа как объект охраны) проявляется в одном случае, «когнитивная» (природа как объект изучения) – не проявляется вообще. Такое же анкетирование проведено в конце учебного года: в данном классе у испытуемых доминирующей является «эстетическая» установка (природа воспринимается как объект красоты), «этическая» (природа как объект охраны) и «когнитивная» (природа как объект изучения) проявляются по одному разу, а прагматическая (природа как объект польз) в двух случаях. По сравнению с первым анкетированием в этом классе доля «эстетической установки» снизилась (с 67 % до 50), повысилась доля «этической» и «когнитивной», а доля «прагматической» осталась на том уровне.

В 2008-09 учебном году продолжалась работа по апробации учебника в 8 классе, где обучается 16 учащихся. Также проведено анкетирование по методике «ЭЗОП»: в данном классе у испытуемых все установки проявляются одинаково, нет доминирующей, не проявляется вообще прагматическая установка. Каковы будут результаты в конце учебного года, покажет следующее анкетирование.

За этот период проводился мониторинг отслеживания результатов уровня качества обученности по региональной экологии: контрольная работа №1 и №2, тесты из «Примерных заданий для рабочей тетради» и задания, разработанные учителями-экспериментаторами Забайкальского края. Контрольная работа показала следующие результаты: успеваемость – 100 %, качество – 88%. С заданиями контрольной работы учащиеся справились хорошо, затруднения вызвали задания со свободным ответом повышенного уровня, по первому заданию проектной части все учащиеся получили 0 баллов, так как не принимали участие в научно-практических конференциях разного уровня. По заданиям практической части учащиеся получили высшие баллы, так как организовали празднование Дня Земли (22 апреля) в рамках Региональной образовательной акции «Охранять природу – значит любить Родину!»: они провели внеклассные мероприятия в начальной школе. Занятие в 1 классе «Весна в Забайкалье» провели Борокченова Ханда и Дылыков Тимур. Они беседовали с первоклашками о первых признаках весны, о перелётных птицах, о первоцветах и о причинах весенних пожаров, познакомили учащихся с книгой преподавателей За-бГГПУ О.В. Корсуна и Е.А. Игумновой «Родное Забайкалье» и дали задание: на листке бумаги сделать плакат-обращение к людям с просьбой беречь природу от пожаров. Экологическую игру «Лесная почта» во 2 классе провели Дагбаева Марина и Дамбаева Ирина. Они представились лесными почтальонами и доставили почту с лесных тропинок. Живые и неживые тела природы обращались за помощью и советом к второклассникам. Дети написали ответные письма и теле-граммы. Например, письмо от солнышка: «Здравствуй, мой милый друг! С большим приветом пишет тебе солнышко. Как у тебя дела? Я живу очень далеко от тебя. Днём освещаю и согреваю вашу Землю, но не всегда мои лучи доходят до Вас, так как меня заслоняет дым от пожаров. Посоветуй, что нам делать?». Ответное письмо: «Привет, солнышко! Пишет тебе Сандан. У меня все хорошо. Ты смотри на меня и радуйся вместе со мной: мне тепло и светло от твоих ласковых лучей. А мы постараемся не устраивать пожары». Конкурс в 3-4 классе «Встреча птиц» провели Найданова Катя и Дамдинова Дулма, а в жюри работали Балдоржиев Базар и Базаров Булат. Конкурс состоял из викторин, кроссвордов, ребусов, пословиц, песен о птицах и т.д. Также учащиеся 8 класса выполнили презентации на экологическую тему, были активными участниками всех экодесантов.

Наряду с этим хочется отметить возрастные особенности детей. Восьмиклассники не в полной мере способны осознавать те или иные по-знавательные задачи, недостаточно сформулированы общеучебные умения и рефлексия. Это сказывается на их возрастных особенностях, когда они находятся на стадии переосмысления ценностей. В 9 классе учащиеся более осознанно подходят к решению проблем, умеют выявить собственную траекторию, увидеть проблему и цели своей работы, определить ключевые моменты, навыки исследовательской работы более продуманы и систематизированы. Это показали итоги олимпиады по экологии и научно-практической конференции. Прошлогодняя восьмиклассница Дагбаева Марина на районной олимпиаде по экологии заняла 1 место и стала участницей Краевой олимпиады по экологии; Борожапова Цыцыгма (8 кл.) и Жамбалова Саяна (10 кл) заняли вторые места. Учащиеся 9 класса Дагбаева Марина и Найданова Катя стали призерами районной и окружной НПК. Должитова Баирма (11 кл.) заняла 3 место, Дагбаева Марина (9 кл.) – 2 место, Доржиев Цырен (10 кл) и Найданова Катя (9 кл.) – 1 место в краевом заочном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» в номинациях «Эколого-краеведческий путеводитель» и «Гуманитарно-экологические исследования».


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011