Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Л.А. Протасова,
учитель географии, биологии, экологии,
МОУ СОШ №1 г Нерчинска


Результаты апробации учебника «Региональная экология»


Интерес и потребность общества в региональном образовании предопределило работу учителей в этом направлении. Особое значение в нынешних условиях приобрело введение в образовательный процесс регионального компонента по экологии.

МОУ СОШ №1 г. Нерчинска участвовала в апробации учебника «Региональная Экология» в рамках сетевой опытно-экспериментальной работы. На протяжении ряда лет школа организуя учебно-воспитательный процесс, включала материал по экологии в предметные дисциплины. Начиная с 2007-2008 уч. года за счет часов регионального компонента БУПа введен 1 час в восьмых классах «Региональная Экология».

Организуя исследовательскую деятельность по апробации учеб-ника, школа руководствовалась в первую очередь необходимостью повышения уровня экологической культуры, социальной значимости разработки и введения регионального компонента по экологии в рамках школы и региона. Все более актуальными становятся вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, с нарастающей угрозой разрушения экосистем, потребностью жить в здоровой окружающей среде, сохранении уникальной природы своего края. Различные общественные структуры в той или иной мере занимаются вопросами экологии, но без определенных экологических знаний у населения экологическая ситуация практически не меняется, а то и ухудшается. Следовательно, школа становится носителем информации в данном направлении, она становится стартовой площадкой при подготовке выпускников, владеющих экологическими знаниями, которые могут стать основой при решении реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве.

Проведение уроков предполагает использование широкого спектра методических средств.

Для реализации содержания обучения по данному предмету освоение основных теоретических знаний, сопровождалось выполнением твор-ческих заданий, практических работ, что помогало учащимся применять изученное на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Проведенное исследование показало, что на уроках необходимо использовать активные методы обучения, такие, как эвристическая беседа, семинары, проблемное изложение учебного материала, игры, дискуссии, «круглые столы», работу в группах и парах.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы, рисунки, плакаты, фотографии, альбомы. Нами проводился контроль результатов подготовки учащихся по темам и по программе в целом. Контроль проводился для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления у учащихся уровня развития экологической кульлтуры с целью корректировки методики обучения. Использовали различные виды контроля: текущий, периодический, итоговый в форме тестирования, анкетирования, диагностики.

По нашему мнению, авторы учебника интересно и увлекательно пре-подносят материал, тексты насыщены образными описаниями, ориги-нальными находками в преподнесении довольно сложного и объемного материала. Учебник отличается стремлением авторов уйти от рутины за счет обращения к социоприродному окружению образовательного учреждения, что значимо для реализации задачи гуманизации образования. Содержание учебника рационально структурировано, адаптирован научный материал по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям. Методический аппарат учебника нацелен на репродуктивную и творческую деятельность учащихся, хорошо подобран дополнительный материал, что расширяет кругозор школьников. Учебник привлекает внимание красочностью, хорошим оформлением, качеством подачи материала, доступностью и динамичностью изложения, стилем и образностью языка. Ориентирован на использование в массовой практике.

В тоже время требуется доработка методического обеспечения курса «Региональная экология».

Для совершенствования работы в данном направлении необходимо дополнить учебно-методический комплекс курса рабочей тетрадью для учащихся, методическим пособием для учителя, хрестоматией, возможно, и компакт-диском с иллюстративным, музыкальным, справочным материалом по основным темам курса.

Итак, работая два года по данному учебнику, мы пришли к мысли, что содружество учителя и учащегося позволяет выявить скрытые возможности, интересы, способности, стремление к самореализации в направлении открытия, понимания значимости экологической ответственности за окружающий мир. Воспитание экологической культуры, подъем уровня духовности и нравственных позиций имеет немаловажное значение. Школьник начинает задумываться над тем, как он ведет себя по отношению к своему здоровью, обществу и природе . Введение в школьную практику региональной экологии способствует развитию экологической ответственности учащихся.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011