Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
В.И. Журавлева Использование разнообразных форм и методов в изучении курса «Региональная экология»В настоящее время, чтобы выйти без потерь из ситуации все больше нарастающей угрозы глобального экологического кризиса, образование должно быть выведено из кризиса, так как сегодня оно не выполняет стоящей передним задачи интеллектуального и духовно – нравственного обеспечения выживания человечества. В современном образовании должны быть успешно решены, прежде всего, проблемы экологического и экологизированного образования. Экологическая культура должна на современном этапе формироваться целенаправленно.«Экологическая культура» есть одно из проявлений культуры вообще. В средней общеобразовательной школе № 47 п. Шерловая Гора создана благоприятная экологическая обстановка: школа чистая, кабинеты и коридоры озеленены. В коридоре на 2 этаже в малой рекреации установлен телевизор и DVD плеер для демонстрации на больших переменах презентаций учащихся по экологии, фрагментов фильмов из серии ВВС «Родная природа», мультфильмы и т.д. Это своеобразная психологическая комната разгрузки. На тер-ритории школы растут тополя, акация, жимолость, разбиты цветники. Есть пришкольный участок, где выращивается картофель, капуста и др. овощи. Традицией школы стала высадка деревьев выпускниками; в социоприродное окружение школы входят естественные озера «Зелёнка», Харанорское, парковая зона (тополя, черемуха, акация). С 2005-2006 года в 6-х классах ведется интегрированный курс «Зелёный мир»; с 2004 го-да в 4,5 классах – природоведение с элементами экологии. Создано и работает научное об-щество учащихся. Школьники занимаются исследовательской деятельностью под руково-дством учителей, выступают на школьных, районных и областных конференциях, участвуют в заочных областных конкурсах с работами: «Моя малая Родина» (ученик 8 кл.), «Антропогенное влияние на природу Шерловой Горы» (10 кл.), «Изучение экологической обстановки в школе и на школьной территории» (9-10 кл.), «Прошлое, настоящее и будущее поселка Шерловая Гора» (11 кл.), «Организация питания учащихся 5-8 классов в школе» (8 кл.), «Степи юго-восточного Забайкалья» (10 кл.). Как предмет – экология в школе не преподавалась. Но с 2000 года учащиеся нашей шко-лы начали учиться в заочной эколого-биологической школе при ОСЮН г. Чита и участвуют в заочной областной олимпиаде по биологии и экологии ежегодно. На базе ОСЮН наши ученики (ездили по приглашению станции юннатов) занимали призовые места на олимпиаде по биологии и экологии: Формирование экологической культуры становится одним из важнейших требований к всестороннему развитию личности человека. Чтобы добиться высоких результатов в этом вопросе, нужна широкая пропаганда знаний о природе, её охране, пропаганда здорового об-раза жизни, И здесь велика роль внеклассной работы, которую следует проводить при актив-ном участии детского самоуправления. В нашей школе в совете старшеклассников есть ми-нистерство, отвечающее за экологическую работу (озеленение классов, коридора, высадка цветов на школьном дворе, уборка территории, пропаганда здорового образа жизни). Вне-классная работа по экологическому воспитанию проводится с учётом возраста учащих-ся:кружки «Природа и мы»; научные общества «Зелёные», «Валеологи»; туристическое объ-единение «Авангард», которое функционирует несколько лет (многодневные походы с изу-чением флоры и фауны, памятников природы – горный массив Адун-Челон, национальный парк «Алханай»,Цасучейский сосновый бор, поездка на озеро Байкал и, наконец, поездка лучших туристов в Голландию). На протяжении 2 лет при городском лагере дневного пребывания работает летний экологический отряд. В 2007-2008 г. учащиеся 8-10 классов заняли 3 место в районной олимпиаде по байкаловедению и 1 место в разработке и реализации проекта «Школа – цветущий сад». Традиционно проводятся спортивные праздники; День здоровья, День туризма, акции «Мы - против наркотиков», «День – без курения, с 2008 года - День Земли. Уроки проходили в кабинетах биологии и информатики. Есть учебники в количестве 29. Создается библиотечный фонд по экологии, экологическому образованию, идёт создание электронной базы материалов (электронные версии уроков, презентации, тесты, тренажеры). В кабинетах начальных классов есть телевизоры и видео для показа материалов. Региональная экология изучалась как предмет в 8 и 10 классах. Региональная экология стоит в расписании. Уроки в 2007-2008 г. в 8 классе проходили в кабинете биологии, летом весь июнь большинство детей были задействованы в городском лагере в экологическом от-ряде: работали на пришкольном участке и территории школы: высаживали цветы и ухажива-ли за ними, весной разбивали цветники из подручного материала. Ученики, изучая темы па-раграфов, выполняли задания в парах, группах с последующим коллективным обсуждением. Проанализируем результаты контрольной работы по региональной экологии. С задания-ми практического типа учащиеся работали с желанием. Не все работы были яркими, красоч-ными, не всегда был выдержан научный стиль оформления листовок. Материал брали из учебника, 20 % учащихся привлекали дополнительный материал о биоразнообразии фауны Забайкалья, о вреде наркотиков, курения, загрязнения воздуха, занимались исследованием загрязнения почвы и воздуха в посёлке и т.д. Учащиеся писали мини-сочинения «Таёжные богатства». Большинство работ, выполнен-ных учащимися, были продемонстрированы на школьной научно-практической конферен-ции, проведённой в рамках недели естественных наук. 8 класс участвовал в защите плакатов «Вредные привычки», а 2 ученицы ходили в Дом детства, где выступили по данной теме. Необычно прошёл День Земли 22 апреля, где 8 класс принял наряду с другими детьми самое активное участие и получил грамоту. 11-е классы писали сочинение «Если бы я был губернатором Забайкалья». Школа участвовала в конкурсе, посвященном Дню Земли, школа была отмечена областной грамотой и подарком. День Земли был насыщенным, красочным, эмоциональным по всем мероприятиям, он совпал с 1 днем предметной декады естествознания (химия, физика, биология, география). Задействованы были все классы. В 2008-2009 г. «Региональная экология» вошла в расписание в 10 классе (20 учеников). Работа строится по другому: идет в группах, для изучения берется сразу целая тема. Боль-шинство уроков проходят в кабинете информатики, где учащиеся могут моделировать от-дельные процессы, выполнять тесты, задания. Личное отношение учеников к природе определяли с помощью методики С.Д. Дерябо. Эстетическая установка (красота) отмечена у 35%, этическая (охрана) - 33%, когнитивная (изучение) - 15,5 % и прагматическая (польза) - 16,5 % учащихся. Анкетирование учащихся выявило высокий рейтинг занятий по региональной экологии. Большинство учащимся нра-вится этот предмет, формы организации работы на уроках, выполнение контрольных заданий проектного типа с использованием компьютера. Обучение с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий) усилива-ет мотивацию и стимулирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому обучение биологии, экологии, где мы применяем ИКТ, следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития. Особенно это целесообразно в тех случаях, если требуется индивидуализировать обучение в связи с большими различиями в уровне подготовленности учеников. В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школы придётся в информационном обществе. Приоритетная роль в нём будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в природе и обществе и новым информационным технологиям. Итак, результаты ОЭР показали: – в 8 классе региональная экология должна изучаться как предмет (инвариантная часть регионального Базисного учебного плана); - целесообразно региональную экологию ввести как факультатив в 10 классе, или в про-фильном естественно-научном классе – факультативно (за счёт вариативной части базисного плана); - рекомендуем при изучении итоговых тем, выполнении контрольных работ проектного плана применять ИКТ; - проводить уроки, заседания научного общества учащихся с демонстрацией презента-ций результатов исследовательских проектов школьников; - рекомендовать педагогам внести коррективы в рабочие программы с целью введения экологического компонента: каждый предмет должен воспитывать экологическую культуру и формировать экологическое сознание учащихся. С этой же целью необходимо проведение интегрированных уроков: биология и экология, химия + экология, физика + экология, гео-графия + экология, немецкий язык + экология, литература и экология. 1. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеоб-разовательных школ Читинской области: научно – методические материалы / под общей ред. Е.А. Игумновой. - Чита: ЧИПКРО, 2006.- 218 с. 2. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодейст-вия природы и общества. Учебник (2-е изд., испр., доп.)Новосибирск: РИФ – Новосибирск, 2004. 318 с. 3. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека (пер. с немецкого М.К. Федоренко). - Изд-во: Прогресс, 1988. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |