Забайкалье великолепноПрирода Забайкальского краяПроект Олега Корсуна |
Magnificent TransbaikaliaNature of the Transbaikalian RegionProject by Oleg Korsun |
Е.А. Киргина Использование работы в группе в процессе изучения курса «Региональная экология» как фактор воспитания активной жизненной позиции у учащихсяНачиная работу по апробации учебника «Региональная экология» в школе, мы пошли по пути привлечения внимания и интереса учащихся различными заданиями, как познавательного характера, так и исследовательского. Каждый урок начинался минуткой экологических знаний или занимательной экологии. В этот момент урока включались знакомство с датами экологического календаря, международными организациями по охране природы, экологическими понятиями на основе демонстрационного материала. Все эти данные заносились в индивидуальные словарики, находящиеся в ученической тетради. Работа в классе строилась по группам в количестве 4-5 человек. Каждая группа определялась простым выбором цветного жетончика, имеющий номер. Учащиеся включались в ролевые игры, например, чем опасен осколок стекла или какой вред может принести конфетная обертка. Кроме таких задач пытались решать вопросы производственного масштаба: как бороться с курильщиками на предприятии. При изучении раздела «Экология в современном мире» по предложенным фотографиям, учащимся надо было определить, какие экологические нарушения изображены, произошедшие в регионе и в нашем селе. Этот материал является и важной основой для изучения законов Б. Коммонера и введения понятия экологического императива. При изучении раздела «Проблемы сохранения чистоты воздушной среды в Читинской области» использовали бригадный метод. Группам было предложено исследовать территорию школьного двора в зимний период. Ее результатом стало выступление одной бригады на школьной научной конференции на тему «Влияние различных факторов на загрязнение атмосферы». Исследовательская работа по этой теме ученицы восьмого класса Цыбеновой Виктории был выбрана на секции естественных наук для представления нашей школы на первой районной научной конференции «Шаг в науку» по экологии, где было занято третье место, отмеченное дипломом (2008 г.). Знакомство с разделом «Проблемы сохранения чистой водной среды в Читинской области» было связано с ознакомлением с курортами нашего региона. Учащиеся восьмого класса представили рефераты, в которых раскрыты особенности санаторно-курортных учреждений Забайкалья. Этим было положено начало составления учебно-методического комплекса «Особо охраняемых природных территорий Забайкальского края». По этой теме учащиеся девятого класса провели исследовательскую работу по изучению озера в окрестностях села Хохотуй, составили карту. Выявлено пульсирующее Желтое озеро. О проделанной работе выступил ученик девятого класса Кузнецов Денис на открытом мероприятии для начальных классов, посвященном Дню водно-болотных угодий. Учащимися шестого класса была подготовлена и показана «Сказка о том, как Кузя с Нафаней болото спасали». Ко Дню воды учащимися пятого класса был представлен спектакль «Сказка о золотом карасе». По завершению этого мероприятия зрители поддержали старшеклассников в акции «Поможем реке» и согласились принять участие в следующем году. При изучении раздела «Проблемы сохранения почв в Читинской области» ребята выполняли творческую работу по составлению кроссвордов «Богатство Забайкалья», которые отличаются разными формами и содержанием вопросов. Изучение раздела «Проблема сохранения биоразнообразия в Читинской области» шло параллельно с ознакомлением учеников с особо охраняемыми природными территориями Забайкалья. Ученики девятого класса выступали с рефератами на открытом мероприятии для среднего и старшего звена школы, посвященному Дню Земли. К. Бокова представляла национальный парк «Алханай», которому подобрала прекрасное стихотворение. М. Климов и В. Москвитина представили соответственно Сохондинский и Даурский заповедники, используя карту Забайкальского края, сопровождая рассказ показом видов, обитающих в них. Это мероприятие было отмечено дипломом лауреата областного конкурса «Охранять природу – значит охранять Родину!» Знакомство с разделом «Проблемы сохранения здоровья человека» вызвало огромный интерес у учащихся. Анкетирование детей по разделу «Определение питательных веществ, необходимых организму человека» заинтересовало их, и они провели исследование в своих семьях. Урок по теме «Здоровый образ жизни» завершился составлением одноименного дерева с тремя ветвями (что могу, что хочу, что должен) и множеством корней, соответствующие направлениям по сохранению здорового образа жизни и тем самым и здоровья в целом. Завершением в изучении раздела стал практикум по сохранению здоровья в отношении продуктов питания. На уроке каждой группе был предложен набор продуктов, среди которых учащиеся должны были определить как опасные и безопасные продукты. Вопросам воспитания экологической культуры учащихся был посвящен летний эколого-туристический слет района. Подготовленная группа экологов на первом этапе (тестировании) заняла второе место, а в общем зачете четвертое из восьми присутствующих команд. Отмечены грамотами ученики девятого класса Н. Самсонова и К. Зарубин. Оформленный плакат был отмечен районным отделом образования как пример экологического императива. По приглашению МРОО Студенческого клуба «Ирис» Петровск- Забайкальского педагогического колледжа эколого-туристическая группа приняла участие в летнем рейде, посвященном акции «Поможем реке», фотографии с которой вошли в проект экологического календаря, при поддержке программы «Областной грант». Можно сделать вывод, что применение разнообразных форм работы учащихся в команде по курсу «Региональная экология» эффективно влияет на развитие активной жизненной позиции, если: - школьники выполняют задания исследовательского характера и с результатами исследований выступают в различных конференциях и олимпиадах; - учащиеся организуют пропагандистскую работу со школьниками начальных классов; - учащиеся становятся активными участниками экологических акций, например, региональной экологической акции «Охранять природу - значит любить Родину»; - школьники принимают участие в грантах экологической направленности. |
Назад Back |
На главную Main page |
Вверх Up |